Найти тему

"Опора звука" - основа для восстановления нормальной речи

"Опора звука" - это важнейший компонент и хорошего вокала, и хорошей речи.

Мне не удалось найти чёткую формулировку, что такое – «говорить на опоре», «петь на опоре».

Чаще приходится читать нечто вроде: « Я это очень хорошо чувствую, но описать это непросто».

Чтение книг учёных, которые занимаются вокалом, не внесло большой ясности.

"Опора звука"

"Активная фиксация гортани при помощи щито-грудинных мускулов в низком положении, в которое она пришла пассивно вследствие опускания подъязычной кости, и есть то, что называется опорой звука".

***

"Опора звука - это « ...борьба, происходящая во время певческого звукообразования между звуковым телом, давящим на вибрирующие и противостоящие этому давлению голосовые складки»". И т.д... )

Вспомнилось кое-что из личного опыта...

Иногда мне встречались люди, которых я слушал просто с восхищением, чего бы они ни говорили. Голос вылетал у них из глотки легко и неудержимо, как вылетает вода из шланга, когда кран включают «на полную». Да ещё плюс к этому хорошая, лёгкая работа артикуляционного аппарата – приятно слушать таких людей.

Когда я их слушал , у меня как-то возникло такое определение – они говорят – «крепким голосом».

Нередко приходится слышать голоса - полностью этому противоположные (я и сам раньше очень долго так разговаривал).

­­­­­Это - когда делается спокойный вдох, а затем человек начинает что-то спокойно говорить, то кажется что его голос (и силы его организма) истекают вместе с выходящим воздухом.

Такой голос я называю – «истекающим».

Конечно, если человек в спокойной обстановке сидит и ведёт неспешную беседу с близким человеком – то «истекающий» голос вполне уместен.

Но – когда идёт оживлённый разговор, когда что-то приходится доказывать или же - находясь в такси нужно быстро сказать водителю: «Остановите возле этой остановки» - в этих случаях «истекающий» голос – неудобен.

Поэтому учить заикающегося всегда говорить спокойно и только после спокойного вдоха – это значит – тренировать у него только «истекающий» голос.

Чего, при нормальном общении, явно недостаточно.

Большую часть занятий лучше всё-таки посвятить освоению «крепкого» голоса или, как говорят актёры – «голосу на опоре».

Стало немного яснее, что такое "опора звука", когда вспомнил эпизод из фильма "Добровольцы".­

...Война. В развалинах города неожиданно встречаются два старых друга.

Кайтанов вызывает медсестру и неуклюже пытается выманить у неё немного спирта, чтобы отметить это событие.

Но медсестра непреклонна: "У меня нет".

Опытный "ловелас и сердцеед" Уфимцев подключается сразу:

- Ай-яй-яй-яй-яй-яй...

- (медсестра удивлённо) Что?

- Нехорошо, когда красивые девушки обманывают.

1) Попробуйте произнести это "Ай-яй-яй-яй-яй-яй" - так же энергично, как это делает Уфимцев.

Диафрагма при этом энергично "подключается".

2) Попробуйте произнести это "истекающим голосом".

То есть - делаете спокойный вдох (при вдохе - нижние рёбра слегка раздвигаются; диафрагма опускается вниз (при этом давит на органы брюшной полости - в результате передняя стенка живота - выдвигается вперёд).

После вдоха следует выдох: то есть - нижние рёбра и диафрагма возвращаются в "исходное положение".

При этом спокойном, пассивном выдохе - спокойно произнесите:

А-А-Й - Я-А-Й - Я-Й - Я-Й - Я-Й - Я-А-Й

Постарайтесь прочувствовать разницу.

В первом случае - диафрагма энергично вжимается и это увеличивает давление в дыхательной системе. За счёт этого давления (опираясь на это давление) воздух и звук - энергично вылетают наружу.

Видимо поэтому - это звучание назвали - "голос на опоре".

Во втором случае - делается спокойный вдох (нижние рёбра при этом "раздвигаются"). Затем нижние рёбра пассивно возвращаются на своё место.

Этот спокойный выдох "включает" голосовые связки и возникает "истекающий" голос.

Почему-то вспомнилось...из книги К.С. Станиславского:

" Пока я не смогу вам объяснить, а вы не сумеете постигнуть в достаточной мере глубокого, практического смысла этого заявления...

Понять (то есть почувствовать) сущность этих слов можно только на самой практике, по собственному долгому опыту."

Сейчас, пока для читателя это только теория - эти слова могут не отложиться в памяти. Но те, кто решится самостоятельно заняться постановкой голоса, должны очень хорошо усвоить:

- активная работа диафрагмы способствует появлению "мембранного голоса"

- при пассивном опускании нижних рёбер - голос возникает при помощи голосовых связок

Ф.И. Шаляпин писал о том, как Д.А. Усатов учил его опоре звука:

"Слыша, что голос ученика начинает слабеть, Усатое наотмашь бил ученика в грудь и кричал: «Опирайте, ... вас возьми! Опирайте!». Я долго не мог понять, что это значит - «опирайте». Оказалось, надобно было опирать звук на дыхание, концентрировать его".

"Концентрировать" - очень точное слово.

Когда человеку требуется что-то быстро и резко сказать – диафрагма (на выдохе) – делает движение вверх и тем самым в грудной клетке создаётся повышенное давление воздуха. И, «опираясь» на этот лёгкий толчок диафрагмы – воздух (и голос) с большей силой вылетают наружу.

Или же если нужно долго говорить в аудитории так, чтобы было всем слышно – с началом произнесения фразы диафрагма как бы начинает медленно вжиматься, создавая опять таки - повышенное давление воздуха.

И, опираясь на это давление, можно говорить звучным, полётным голосом.

Как пример «пения на опоре», пения звучным полётным и красивым голосом – я предлагаю посмотреть как пел Валерий Ободзинский.

https://www.youtube.com/watch?v=-kUTTVT8uAA

Вот, на сцене стоит немолодой, спокойный, «погрузневший» мужчина – и его красивый голос разносится в самые дальние уголки зрительного зала.

Но, мы можем заметить – он не делает каких-то больших вдохов, «чтобы петь громче». Лёгкий, едва заметный вдох – и голос летит. Кажется – этот голос и без микрофона легко заполнит весь зал. Это достигается только за счёт правильно наработанной «опоры звука», за счёт правильной работы диафрагмы.

1) Если (при возникшем повышенном давлении воздуха в лёгких) будут задействованы голосовые связки - возникает громкая речь или крик.

2) Если же будет задействовано "мембранное голосообразование"(звук возникает возле корней верхних зубов) - возникает звучный и полётный голос.

Хорошая работа натренированной диафрагмы - плюс "поставленный" (мембранный) голос - делают голос звучным, полётным; что открывает новые возможности как для пения, так и для речи.