"Опора звука" - это важнейший компонент и хорошего вокала, и хорошей речи.
Мне не удалось найти чёткую формулировку, что такое – «говорить на опоре», «петь на опоре».
Чаще приходится читать нечто вроде: « Я это очень хорошо чувствую, но описать это непросто».
Чтение книг учёных, которые занимаются вокалом, не внесло большой ясности.
"Опора звука"
"Активная фиксация гортани при помощи щито-грудинных мускулов в низком положении, в которое она пришла пассивно вследствие опускания подъязычной кости, и есть то, что называется опорой звука".
***
"Опора звука - это « ...борьба, происходящая во время певческого звукообразования между звуковым телом, давящим на вибрирующие и противостоящие этому давлению голосовые складки»". И т.д... )
Вспомнилось кое-что из личного опыта...
Иногда мне встречались люди, которых я слушал просто с восхищением, чего бы они ни говорили. Голос вылетал у них из глотки легко и неудержимо, как вылетает вода из шланга, когда кран включают «на полную». Да ещё плюс к этому хорошая, лёгкая работа артикуляционного аппарата – приятно слушать таких людей.
Когда я их слушал , у меня как-то возникло такое определение – они говорят – «крепким голосом».
Нередко приходится слышать голоса - полностью этому противоположные (я и сам раньше очень долго так разговаривал).
Это - когда делается спокойный вдох, а затем человек начинает что-то спокойно говорить, то кажется что его голос (и силы его организма) истекают вместе с выходящим воздухом.
Такой голос я называю – «истекающим».
Конечно, если человек в спокойной обстановке сидит и ведёт неспешную беседу с близким человеком – то «истекающий» голос вполне уместен.
Но – когда идёт оживлённый разговор, когда что-то приходится доказывать или же - находясь в такси нужно быстро сказать водителю: «Остановите возле этой остановки» - в этих случаях «истекающий» голос – неудобен.
Поэтому учить заикающегося всегда говорить спокойно и только после спокойного вдоха – это значит – тренировать у него только «истекающий» голос.
Чего, при нормальном общении, явно недостаточно.
Большую часть занятий лучше всё-таки посвятить освоению «крепкого» голоса или, как говорят актёры – «голосу на опоре».
Стало немного яснее, что такое "опора звука", когда вспомнил эпизод из фильма "Добровольцы".
...Война. В развалинах города неожиданно встречаются два старых друга.
Кайтанов вызывает медсестру и неуклюже пытается выманить у неё немного спирта, чтобы отметить это событие.
Но медсестра непреклонна: "У меня нет".
Опытный "ловелас и сердцеед" Уфимцев подключается сразу:
- Ай-яй-яй-яй-яй-яй...
- (медсестра удивлённо) Что?
- Нехорошо, когда красивые девушки обманывают.
1) Попробуйте произнести это "Ай-яй-яй-яй-яй-яй" - так же энергично, как это делает Уфимцев.
Диафрагма при этом энергично "подключается".
2) Попробуйте произнести это "истекающим голосом".
То есть - делаете спокойный вдох (при вдохе - нижние рёбра слегка раздвигаются; диафрагма опускается вниз (при этом давит на органы брюшной полости - в результате передняя стенка живота - выдвигается вперёд).
После вдоха следует выдох: то есть - нижние рёбра и диафрагма возвращаются в "исходное положение".
При этом спокойном, пассивном выдохе - спокойно произнесите:
А-А-Й - Я-А-Й - Я-Й - Я-Й - Я-Й - Я-А-Й
Постарайтесь прочувствовать разницу.
В первом случае - диафрагма энергично вжимается и это увеличивает давление в дыхательной системе. За счёт этого давления (опираясь на это давление) воздух и звук - энергично вылетают наружу.
Видимо поэтому - это звучание назвали - "голос на опоре".
Во втором случае - делается спокойный вдох (нижние рёбра при этом "раздвигаются"). Затем нижние рёбра пассивно возвращаются на своё место.
Этот спокойный выдох "включает" голосовые связки и возникает "истекающий" голос.
Почему-то вспомнилось...из книги К.С. Станиславского:
" Пока я не смогу вам объяснить, а вы не сумеете постигнуть в достаточной мере глубокого, практического смысла этого заявления...
Понять (то есть почувствовать) сущность этих слов можно только на самой практике, по собственному долгому опыту."
Сейчас, пока для читателя это только теория - эти слова могут не отложиться в памяти. Но те, кто решится самостоятельно заняться постановкой голоса, должны очень хорошо усвоить:
- активная работа диафрагмы способствует появлению "мембранного голоса"
- при пассивном опускании нижних рёбер - голос возникает при помощи голосовых связок
Ф.И. Шаляпин писал о том, как Д.А. Усатов учил его опоре звука:
"Слыша, что голос ученика начинает слабеть, Усатое наотмашь бил ученика в грудь и кричал: «Опирайте, ... вас возьми! Опирайте!». Я долго не мог понять, что это значит - «опирайте». Оказалось, надобно было опирать звук на дыхание, концентрировать его".
"Концентрировать" - очень точное слово.
Когда человеку требуется что-то быстро и резко сказать – диафрагма (на выдохе) – делает движение вверх и тем самым в грудной клетке создаётся повышенное давление воздуха. И, «опираясь» на этот лёгкий толчок диафрагмы – воздух (и голос) с большей силой вылетают наружу.
Или же если нужно долго говорить в аудитории так, чтобы было всем слышно – с началом произнесения фразы диафрагма как бы начинает медленно вжиматься, создавая опять таки - повышенное давление воздуха.
И, опираясь на это давление, можно говорить звучным, полётным голосом.
Как пример «пения на опоре», пения звучным полётным и красивым голосом – я предлагаю посмотреть как пел Валерий Ободзинский.
https://www.youtube.com/watch?v=-kUTTVT8uAA
Вот, на сцене стоит немолодой, спокойный, «погрузневший» мужчина – и его красивый голос разносится в самые дальние уголки зрительного зала.
Но, мы можем заметить – он не делает каких-то больших вдохов, «чтобы петь громче». Лёгкий, едва заметный вдох – и голос летит. Кажется – этот голос и без микрофона легко заполнит весь зал. Это достигается только за счёт правильно наработанной «опоры звука», за счёт правильной работы диафрагмы.
1) Если (при возникшем повышенном давлении воздуха в лёгких) будут задействованы голосовые связки - возникает громкая речь или крик.
2) Если же будет задействовано "мембранное голосообразование"(звук возникает возле корней верхних зубов) - возникает звучный и полётный голос.
Хорошая работа натренированной диафрагмы - плюс "поставленный" (мембранный) голос - делают голос звучным, полётным; что открывает новые возможности как для пения, так и для речи.