Найти тему
Юный историкъ

Русско-японская война 1904-1905. Глава I.

У каждой великой державы есть хотя бы несколько страниц в истории, которые хочется вырвать из памяти и забыть. Так было у Германии в Первую и Вторую мировую, так было у Англии в борьбе с африканскими племенами и, наконец, совсем недавно так было у американцев в Афганистане.

Но и у нашей Родины бывали не только великие военные победы, как при Екатерине II Великой, Петре I или во Вторую мировую при Иосифе Сталине. Любая война давалась нам нелегко, поскольку мы всегда стремились вести её благородно, храбро и с полной отдачей всего народа, что редко можно сказать про другие державы. Поэтому русские солдаты всегда вызывали гордость у своих современников и потомков, которые старательно сохраняли и сохраняют память о великих предках.

Но если наши воины всегда отличались в бою, то этого нельзя сказать про командование. Отличным примером послужит забытая Русско-японская война 1905 - 1904 гг., в которой мы увидим, как халатность генералитета губит не только армию, но и народный подъём.

I Почему война была неизбежна?

В статье Внешняя политика по-императорски я более подробно описываю положение дел во внешней политике Николая II до войны. Вот несколько основных проблем, которые предвещали неизбежность войны с Японией:

  1. Усиление Российской империи в Манчжурии и Корее;
  2. Строительство КВЖД (Китайской Восточной железной дороги) и союзнические отношения с Китаем;
  3. Инициатива России в изменении итогов Японско-китайской войны 1894-1895 годов;
  4. Близкое расположение частей русской армии к границам Японии (распространение влияния в Корее).

Почему же для Японии так важна Корея и Манчжурия? Всё дело в том, что молодое капиталистическое государство переходило в новую стадию развития: росли предприятия, увеличивался товарооборот, строилась новейшая армия и флот и всё это способствовало промышленному прогрессу. Но была одна большая проблема, называемая аграрной. Острова Японии были очень перенаселены, а большая часть суши - это горы. Сельское хозяйство в таких условиях развивать трудно, а кормить народ надо. Поэтому, укрепив своё финансовое положение и реорганизовав армию, император Японии Мэйдзи (Муцухито) и правительство начали политику завоеваний, чтобы решить важнейший вопрос - аграрный. Поначалу они начали с подготовления почвы для вторжения в Корею, исторические притязания на которую у японцев уходят корнями в далёкий XVI век (Имдинская война 1592-1598 годов). С 1885 года, после подписания Тяньцзиньского договора, Япония фактически устанавливается на территории Кореи, чтобы в обозримом будущем присоединить её к себе. В скором времени победа над Китаем в 1895 году приносит Японии ещё большее влияние на Дальнем Востоке - получение островов Тайвань (Формоза), Пэнху и Ляодунского полуострова. А эти территории, в свою очередь, отличный плацдарм для освоения Манчжурии, Китая и Восточной Сибири, на которых к тому же имеются колоссальные запасы топливных ресурсов, которые так важны японским промышленникам (в самой Японии топлива было мало, поэтому его закупали у других стран).

И всё было бы хорошо, если бы не Российская империя, решившая ограничить стремительный подъём Японии. Под давлением Николая II, а также лидеров Германии и Франции (с которыми у нас был союз), ей пришлось отказаться от распространения влияния на континенте, то есть отдать Китаю Ляодунский полуостров. И с этого самого момента японцы поняли, что следующая война, которая приведёт их к процветанию, будет борьба с Россией.

В Петербурге, собственно, не осознавали всей серьёзности дела. То ли японцы нам казались никем, то ли правительство считало более важным борьбу с Великобританией за господство на Дальнем Востоке. Словом, к войне у нас никто не готовился. А если и готовились, то кое-как.

II Зачем Российской империи Дальний Восток?

Стоит упомянуть, что 4/5 всей внешней торговли государства - морская. Она самая дешёвая, а как следствие - выгодная. Однако Россия выхода в Мировой океан толком не имела. Везде были то какие-нибудь препятствия в виде других держав (на Чёрном море), то короткий навигационный период (в Северном Ледовитом океане), то слишком большие расстояния (через Балтийское море). Словом, требовался незамерзающий порт, через который можно было спокойно торговать со странами Азии (Индией, Китаем) и Америки без посредников и трудностей. Таким портом был Люйшунь на Квантунском полуострове, через который можно было непосредственно распространять своё влияние в Тихом океане (до войны Тихоокеанская эскадра находилась в японском порту Нагасаки).

Отдельные отношения у нас были с Великобританией по поводу сфер влияния в Азии. Бедный Китай оказался пирогом, который великие державы пытались поделить между собой. И, конечно, Россия была далеко не последней в этой делёжке. Поэтому после Японско-китайской войны Россия со своими союзниками выступила за территориальную целостность Китая, дабы под прикрытием дружбы отхапать побольше самим. Таким образом, Российские войска фактически оккупировали Манчжурию уже к началу XIX века благодаря Боксёрскому восстанию (1900), а КВЖД проходила напрямую через территорию Китая.

-3

Но не только из-за борьбы с другими державами Россия старалась установиться на Востоке. Дело в том, что Николай II был первым, кто всерьёз задумался об освоении дальних рубежей государства. Как бы укреплялись границы, строились крепости (Владивосток, например) и железные дороги, осваивались месторождения угля (каторжниками на Сахалине). Но делалось всё это со скоростью, не превышавшей черепашью, и выглядело больше в качестве авантюры. Однако это была не главная беда. Коррупция, изъевшая весь Дальний Восток, просто поражала. Вот простой пример: после проверки военным министром Куропаткиным Порт-Артура, было записано, что всё необходимое для обороны в крепости есть. В их числе было 542 орудия. На деле же в порте имелось всего 320 пушек, 108 из которых пригодны для стрельбы, а остальные - нет. Вот такая беда, причём неконтролируемая, была на Дальнем Востоке. Нетрудно догадаться, в какой готовности перед атакой японцев были все остальные части.

Казалось бы, эту беду можно решить, ведь теперь есть железная дорога. Но её пропускная способность была крайне мала: не более 3 пар воинских эшелонов в сутки. Поэтому проблема решалась весьма трудно.

Тогда, быть может, морские силы были лучше японских? Не совсем. Флот у нас был силён, но довольно таки консервативен. Снаряды были по большей части бронебойными, с "вязким" зарядом, то есть зачастую, пробивая обшивку корабля, могли не разорваться. А японцы к тому времени будут использовать смесь шимозу, наносящую большой урон кораблям противника, даже несерьёзным попаданием. К тому же наша эскадра была довольно непрактично разделена по разным портам, которые можно было спокойно заблокировать. Что же касается общей численности кораблей, то перевес тоже был на стороне японцев, притом более чем в 2 раза: 142 против 64.

Пехотная мощь России насчитывала 1,1 млн солдат и 3,5 млн резерва. А японская - 375 тыс. пехоты при 1140 орудиях. Однако на Дальневосточном направлении у России насчитывалось 123 тыс. солдат при 174 орудиях и 8 пулемётов, которые были разбросаны по всей территории от Владивостока до Читы и от Благовещенска до Порт-Артура.

Хотя Япония и оставалась значительно слабее России, однако здесь, на Дальнем Востоке, все преимущества армии Николая II стирались, а японские повышались. Это была самая главная проблема всей войны - удалённость логистических центров друг от друга. И как следствие - разобщённость командования, которая всплывёт в процессе военных действий.

Японская же армия централизовалась, превратясь в единую силу, нацеленную на быструю победу над сильным противником. Разведка (и британская в том числе) добывала важные сведения о расположении русских войск, районах их сосредоточенности и готовности к войне. Быть может, из-за этих данных японское командование и не сомневалось в своей победе.

А русские же о японцах ничего не знали и знать не хотели. И это мнимое превосходство над "ничтожным" врагом сыграет с нами очень злую шутку.

III Повышение политического градуса и начало войны

К 1901 году, на 4 года раньше поставленного срока, в Японии была выполнена десятилетняя программа развития экономики, установленная парламентом в 1895 году. Фактически, Япония была готова к войне. Осталось только создать прочный тыл и найти рычаги воздействия на Россию.

В 1902 году был сделан первый шаг на пути к войне - подписание японско-английского договора, по которому в случае вступления третьей страны в войну Англия обязывалась выступить на стороне Японии. Таким образом, японцы обеспечили себе тыл и связали руки Франции, у которой с Россией был похожий договор, правда носивший формальный характер, ведь никто в чужую войну вмешиваться не хотел.

Япония понимала, что на её стороне выступит и США, обеспечив своего союзника всеми нужными средствами. Например, немецкий банкир Якоб Шифф, работавший в Америке и недовольный русской политикой по отношению к евреям, обеспечил Японию крупнейшим по тем временам займом в 200 млн долларов. На эти деньги были закуплены новые пулемёты у Великобритании, новые орудия и корабли у Германии и др. В общем, мир как всегда разделился на два поля - Россия и все остальные.

А как же к войне готовилась Российская империя? Если мягко сказать, то никак. В Порт-Артур отправили военного министра Куропаткина, который доложил Николаю II, что в целом всё неплохо и опасаться атаки не стоит. На этом наша подготовка закончилась.

Великий русский адмирал Степан Осипович Макаров, комендант Кронштадта, настаивал на усилении дальних рубежей, предупреждал, что нужно обратить пристальное внимание на Порт-Артур... Но бумажку с его обращением так и гоняли до самого начала войны.

Вице-адмирал Степан Осипович Макаров
Вице-адмирал Степан Осипович Макаров

Однако дипломатическая миссия из Японии в 1901 году всё же начала переговоры в Петербурге, предоставив заведомо невыполнимые требования: признание Россией особых японских интересов в Корее и Манчжурии. Этот вопрос в российской бюрократической сети сильно запутался, отчего переговоры затянулись на 3 года. Наконец, терпение Японии лопнуло, и в ночь на 27 января 1904 года японцы внезапно атаковали корабли на рейде в Порт-Артуре.

Интересно, а были ли готовы к атаке наши? Совершенно нет: они праздновали именины жены одного генерала. Никому даже в голову не пришло привести гарнизон в боевую готовность...

Так безответственно началась одна из самых тяжёлых войн для Российской империи...

Оборона Порт-Артура
Оборона Порт-Артура

Продолжение следует...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц