Советская Украина по объёму выпуска тяжелой и обрабатывающей промышленности считалась одной из флагманских республик бывшего союза. Немалое развитие в годы СССР получила и автомобильная промышленность. На территории республики в разные годы выпускались знакомые всем автомобили Запорожец, ЛУАЗы, КрАЗы, ЛАЗы и другие любопытные образцы советского автомобилестроения.
Первые годы после распада СССР независимая Украина входила в 20-ку стран по объёму выпуска новых авто. Однако, сохранить почётный статус автомобильной державы в стране так и не удалось. Сегодня мы рассмотрим все самые массовые и знаменитые модели украинского автопрома после 1991 года.
1. ЗАЗ Славута
Легендарный автомобиль Запорожец производился на Запорожском автомобильном заводе с 1960 по 1994 год. Этот автомобиль стал символом советской эпохи и до сих пор вызывает ностальгию у многих людей.
Другим уникальным автомобилем, выпускаемым заводом, стал ЗАЗ Таврия. Выпуск данной модели наладили ещё на закате СССР, однако, в отличие от культового Запорожца, автомобиль Таврия смог пережить развал страны и даже получил своеобразный рестайлинг.
Сотрудничество завода с Дэу Моторс позволило организовать производство новой модели под именем ЗАЗ Славута. Автомобиль выпускался на запорожском заводе с 1999 по 2011 годы. Как не сложно догадаться, базой шасси для новой Славуты стала хорошо знакомая всем Таврия.
ЗАЗ Славута, в отличие от Таврии, имеет уже пятидверный кузов. Комплектовались Славуты моторами производства Мелитопольского моторного завода, предлагались варианты с карбюраторными двигателями объёмом 1.1 л, 1.2 л, 1.3 л и инжекторными двигателями объёмом 1.2 и 1.3 л.
Де-факто ЗАЗ Славута является единственным уникальным украинским автомобилем, даже принимая тот факт, что основой для него послужила советская Таврия, а в проектировании и налаживании производства принимали участие корейца из Дэу Моторс. Все остальные модели автомобилей представляли собой лишь собранные зарубежные авто под собственным брендом.
2. Zaz Chance (Sens)
Производство автомобиля Daewoo Lanos запустилось на запорожском заводе в конце 2004 года. Отличительные особенности украинской версии Ланоса заключались в установки двигателя производства мелитопольского завода (МЕМЗ), хотя встречались в продаже и варианты с двигателями Daewoo. Коробка передач в ZAZ Chance устанавливалась корейского производства, когда как Lanos комплектовались румынскими агрегатами.
Предлагались варианты в кузове пикап и хечбек, что так же стало особенностью запорожских Ланосов.
3. Богдан 2110
Производство ВАЗ 2110, известной в народе под именем "Десятка", завершилась в России ещё в далёком 2007 году. Модель была вытеснена с конвейера более технологичной Ладой Приорой.
Но на этом история Десятки вовсе не окончилась. Начиная с декабря 2009 года предприятие Богдан организовала сборку автомобиля под собственным брендом - Богдан 2110.
Отличия у Богдана с оригинальной ВАЗ 2110 минимальные. Все ладовские логотипы были заменены на букву B (Bogdan). Автомобили Богдан комплектовались шинами, дисками и аккумуляторами украинского производства. На этом отличия Богдана от Лады заканчиваются.
Существует распространённое заблуждение, что Богдан 2110 отличается от Лады обновлённым салоном, задней оптикой и передней решёткой радиатора. Только вот все эти нововведения появились на ВАЗ 2110 ещё в 2006 году, именно тогда модель получила ранее перечисленные изменения. Однако, выпуск обновлённой Лады в тольятти продлился недолго, уже спустя год модель на конвейере была заменена Приорой. Поэтому рестайлинговых образцов ВАЗ 2110, выпущенных в Тольятти не так много. Обновлённый облик знаменитого авто обычно приписывают Богдан 2110.
Производство Богдан 2110 на предприятии было прекращено в 2014 году по очевидным обстоятельствам. В 2021 году корпорация была упразднена по причине банкротства.
4. Kraz Spartan
Производство бронеавтомобилей КрАЗ Спартан было запущено на Кременчугском автозаводе в августе 2014 года. Внедорожник основан на базе пикапа Ford F-550 является детищем канадской компании Streit Manufacturing Facility. Краз Спартан был разработан канадцами специально для производства на территории Украины и участия в боевых действиях на Донбассе.
Спартан предназначен для защищённой перевозки личного состава в условиях городских улиц. Внедорожник способен выдерживать проезд по противопехотным минам, гранатам и даже имеет защиту от баллистических обстрелов.
Другие украинские автомобили.
Остался и ряд неупомянутых мной моделей украинских легковых автомобилей, однако все они являлись лишь собираемыми по лицензии иностранными моделями под собственными украинскими брендами. Например, на предприятии ЗАЗ в период c 2012 по 2018 годы было организовано производство автомобиля ZAZ Vida (Chevrolet Aveo), c 2011 по 2014 на том же предприятии производилась модель ZAZ Forza (Chery A13). Предприятие Богдан занималось сборкой автобусов Isuzu также под собственным брендом.
Вот только степень локализации всех перечисленных автомобилей оставалась низкой. Фактически почти все украинские модели авто, за исключением ЗАЗ Славута, являлись лишь собранными на территории Украины иностранными автомобилями.
Не забывайте так же поддерживать статью лайком, подписываться на мой канал в Дзен и делиться в комментариях своим мнением о материале!