"Hello, murder fans!" - приветствуют ведущие подкаста о сериале "Убийств в одном здании". За три сезона сериал оброс новыми героями, сюжетными линиями и еще большим количеством фанатов. Что остаётся неизменным, это юмор, стиль и внимание к деталям. В каждом эпизоде подкаста члены съемочной группы рассказывают о сьемке, которая в этот раз еще больше выросла по всем направлениям. Усаживаемся поудобнее и погружаемся в мир театра и кино.
Вся жизнь игра
Главная тема этого сезона - это цена успеха и насколько далеко люди готовы пойти ради него.
Все сюжетные линии и игра актеров более драматичные, чем в предыдущих сериях. Больше всего накал эмоций переживает Оливер: он пытается ухватиться за ускользающие возможности и в карьере, и в личной жизни, и в творческом выражении себя. Его старания граничат с отчаянием настолько, что ему приходится поплатиться здоровьем и в какой-то мере дружбой. Из-за своего стремления восстановить постановку любой ценой он и саботирует расследование, и отталкивает от себя Мейбл и Чарльза.
Конкуренция - это неотъемлемая часть индустрии. Показывается, что у Джонатана могла бы быть мотивация к убийству Бена, Хауард и КейТи не могут поделить свои обязанности. Хауард ведет себя так, как будто он заместитель директора (assistant director), а не ассистент директора (assistant TO director). Он хочет быть в центре внимания и мечтал о карьере актера с детства. Когда он рассказывает свою историю, его подсвечивает свет софитов. Это театральная фишка, ведь "to be in the limelight" (дословно "быть под светом софитов/рампы") означает быть в центре внимания и всеобщего восхищения. Но даже те, кто смог занять свое место под солнцем, испытывают сомнение и синдром самозванца. Бен чувствует себя фальшивкой, не способным потянуть драматургию в театре, Джонатан боится занять его место настолько, что прибегает к таблеткам. Сами актеры сериала тоже волнуются. В первой серии первого сезона директор просит трио напеть мелодию сериала, и Селена Гомез, поп-звезда, отвечает "Ну не знаю, я не так хорошо пою как Марти". Или актриса, играющая Сазз, известная импровизацией, сказала, что будет играть только по сценарию, потому что с ней работал талантливый импровизатор - Стив Мартин. Даже Мэрил Стрип выдохнула после съемки первой сцены, потому что начинать всегда волнительно.
Но что делать, если успех так и не приходит? Поздними цветами (англ. late bloomers) называют людей, которые достигли своего расцвета в более позднем возрасте. Лоретта, Бен, Мейбл - все они поздноцветы. В реальной же жизни актеры и директоры отзываются, что знают немало Лоретт, которые несмотря на свой талант и трудолюбие так и не достигли успеха.
Сюжет третьего сезона происходит в театре, и изобилует подобными деталями индустрии, что и не удивительно - сценаристы, директоры и актеры основывались на своем личном опыте.
Так, четвертая серия посвящена феномену "белой комнаты", когда актер полностью отключается на сцене и может учудить что-то странное. И хотя это не настоящий клинический термин, многие актеры отзываются о подобном опыте в театре. То, что случилось с Чарльзом, конечно преувеличение, но Майкл Сирил Крейтон (Хауард) описывает, как отключился на время на сцене, а когда пришел в себя, оказалось, что он протараторил всю речь героя с бешеной скоростью. Да и с вами разве не бывало такое, что вы рассказываете свою речь в сотый раз на встрече или перед аудиторией и после не помните, как все прошло?
Здание театра такое же настоящее, как и здание Арконии. Оно расположено на 4140 Бродвей и построено в 30-х годах. Неизвестно, живет ли в этом театре привидение, но актеры твердо верят, что в других театрах привидения не редкость.
Не обошлось и без упоминания Шекспира. Какие-то намеки прозрачны, например, когда охранник Бена цитирует "Гамлета" на похоронах: "Подгнило что-то в Датском государстве". Живущий на крыше Джерри Блау то ли призрак короля, то ли призрак оперы. Есть и какие-то более тонкие намёки, как постеры пьесы "Ричард II", которая неоднозначно была принята современниками. Да и пьеса внутри пьесы , Death Rattle в Only Murders in the Building, тоже очень шекспировский прием.
Ещё один бессмертный театральный символ - Антон Павлович Чехов. Художник по костюмам говорит, что добавила Лоретте шаль, которую Лоретта забрала с собой после игры в постановке Чехова. А Майкл Сирил Крейтон сравнивает монолог няни в первом эпизоде на прослушивании с чеховским ружьем - нам показывают в самом начале, что мать готова на все ради ребенка, и это ружье выстреливает в конце. В квартире Оливера висит афиша The Cherry Orchard - Вишневый сад (невероятный восторг от того, что я случайно ее нашла).
Вероятно поэтому они и классики, что их идеи и произведения несколько веков подряд остаются актуальны и переосмысляются.
Современный театр тоже не обошли стороной. В качестве приглашенного гостя в этом сезоне появляется Мэтью Бродерик - звезда Бродвея. Он, так же как и Стинг и Эми Шумер, играет самого себя...ну, или почти себя. У него есть репутация дотошного человека, которую в сцене довели до абсурда. Когда Мэтью предложили роль, он сказал: "Класс! А какой я?". "Ты...невыносимый!" - ответил Джон Хоффман. Департамент по декорациям подготовил потрясающий реквизит - исписанный блокнот. Только посмотрите на количество закладок!
Вряд ли кто-то узнал мужчину продюсера из видеозвонка Оливера, но это Мэл Брукс. Он написал и спродюсировал огромное количество известных постановок, одна из которых называется "Продюсеры". В кино версии мюзикла главные роли играют Мэтью Бродерик и Нейтан Лейн (сосед-продюсер Оливера Тедди Димас). Как и в фильме, в сериале плохой обзор из-за одного представления может потопить целое шоу.
К дайнеру Pickle diner, греческому дели Dimas и напитку сомнительного состава Gut milk добавляется печенье Schmakary's. Однако в этот раз Schmakary's - это реальное заведение. Расположенное на Бродвее кафе давно полюбилось работникам театральной индустрии и сыскало ему славу главных печенек на Бродвее.
Музыка
У шоу изначально была задана высокая планка и для музыки тоже. Волшебную мелодию-тему сериала написал Сиддхарта Хосла. Это настоящий оркестр, в котором играет 40 инструментов! В нем даже играет габон, инструмент Джен (счастливая случайность, а не подсказка), и самодельные из ведр барабаны - звук уличных артистов Нью-Йорка.
В этом же сезоне без музыки было не обойтись, ведь Оливер ставит мюзикл.
Одна из сценаристок знакома с Джастином Полом (Ла-Ла-Ленд) и когда он узнал, что она работает над Убийствами в одном здании, он сказал «Обожаю это шоу! Если когда-либо вам нужна музыка, даже короткий джингл, что угодно, зовите!». Через неделю Джон Хоффман, продюсер сериала, в интервью рассказывает, что у него случился следующий диалог с одной из сценаристок:
-А кто будет композитором?
-Я еще не искал, но у меня есть виш-лист. В нем Бенж Пазек и Джастин Пол в топе.
-Давай я им напишу.
Сценаристка написала Джастину: «Похоже, у нас будет музыка. Тебе ещё интересно?» И буквально через минуту он ответил: "Конечно интересно! За неделю я не перестал фанатеть"! Просто магия.
Все музыкальные сцены записывали в студии и в живую в игре, а потом две записи сводили вместе. Возможно это менее захватывающая деталь, чем улики и пасхалки, но если представить, насколько это кропотливый процесс, то становится понятно, почему нет ощущения фонограммы и кажется, что ты сидишь вместе с актерами и слушаешь Лоретту или сидишь вместе с полицейскими в театре и слушаешь Чарльза.
Мэрил Стрип
Обладательница трех оскаров, девяти золотых глобусов и бесчисленных номинаций не нуждается в представлении.
"Только посмей затмить меня!" - говорит Бен Лоретте в первом чтении пьесы, и, правда, в сериях, где солирует Лоретта, от нее невозможно оторваться.
Когда смотришь сериал есть в нем что-то магическое, и в этот раз неслучайные совпадения были и за пределами съемочной площадки. Вот как получилось, что Мэрил Стрип попала в это шоу.
Джон Хофман, Дэн Фогельман и Дэн Розенталь только начали обсуждать сюжет 3-го сезона. Джон хотел раскрыть тему театра, ведь эта тема больше всего ему знакома на собственном опыте. Первый сезон был про Мейбл, второй сезон больше про Чарльза и его отца, поэтому казалось логичным третий сезон посвятить больше Оливеру. Продюсерам виделось, что будет здорово добавить героиню, в которую влюбится Оливер. Кого-то, кого миновал успех, и ради нее Оливер будет готов пожертвовать своей карьерой. Когда начали обсуждали, кто подошел бы на ту роль, пошутили, что по иронии судьбы идеально подошла бы Мэрил Стрип, к которой наоборот успех пришел сразу в молодости. Спустя неделю Мэрил Стрип сама написала Стиву Мартину (Чарльз) и Мартину Шорту (Оливер) с предложением созвониться о совместном проекте. "Вот это совпадение! Наверно про какой-то новый фильм. Вряд ли конечно что-то получится с сериалом." - сказал Дэн Розенталь.
Через пару дней Стив и Мартин созвонились с Мэрил, и она сказала, что хотела бы с ними работать. Они предложили поучаствовать в сериале, и она ответила, что большой фанат сериала и будет здорово, если получится.
"Это конечно невероятно! Но все равно не получится" - сказал Дэн.
Да, потом были долгие переговоры, но как мы видим все получилось.
Джон Хоффман объяснял Мэрил сценарий первой серии, о том, что рассказ начинается с истории Лоретты, и как она впервые увидела мюзикл No Strings с Даян Кролл в главных ролях. Сама постановка не была особо популярна в свое время.
"Я видела эту постановку! - подпрыгнула Мэрил - Мне было лет 10. И мне так запомнилась эта песня The Sweetest Sounds".
"Подожди, когда увидишь продолжение сценария, потому что мы начинаем серию с этой песни."
Похоже, что всем понравилось работать с Мэрил, а Мэрил понравилось работать над этим шоу. Колыбельную няни приходилось переснимать несколько раз, и после очередного дубля Мэрил подходит к директору и говорит: "Я знаю, что мы снимаем уже долго, но я получаю такое удовольствие! От сцен быстро устаешь, но не от песен!" Дуэт Оливера и Лоретты - это то, чего нам всем не хватало, и сама Мэрил тоже поблагодарила Джона за эту красивую линию, и за то, что показана романтическая история людей уже в довольно зрелом возрасте.
По-моему прекрасно, когда ты можешь выбирать проекты, которые тебе нравятся, и получаешь удовольствие от самого процесса.
Трио, дружба, жвачка
Наше любимое трио переживает разлад, и мы не видим их в одном кадре на протяжении большинства сериала. Но согласитесь, было бы слишком банально и приторно, если бы они продолжили дружно записывать подкаст. Этот кризис дает рост и самой дружбе, и росту героини Мейбл. Мейбл теряет квартиру, чувствует как теряет своих друзей, теряет работу ведущей подкаста, но берет расследование в свои руки. Во время ссоры герои слышат нелестную правду о себе, которая заставляет их задуматься, лучше понять себя и понять, что они дороги друг другу. Превратившись из незнакомцев в первом сезоне и хороших приятелей во втором, после третьего сезона, они понимают, что они настоящие друзья.
В том же эпизоде, где происходит большая ссора нашего трио, мы видим как наоборот враждующие Хауард и КейТи сближаются.
Во втором сезоне Мейбл и Тео узнали друг друга ближе, Мейбл тогда оказалась в ситуации подозреваемого, как и Тео, и в третьем сезоне они больше общаются, Мейбл немного выучила язык жестов. Забавно видеть Мейбл с Тобертом и Тео записывающими подкаст, некие такие более молодые Чарльз и Оливер.
И самое неожиданное приятельство это Бена и его пяти швей.
Интерьеры
Если во втором сезоне вселенная убийств расширяется до секретных коридоров Арконии, то в этом сезоне выходит за грани здания вовсе и частично переносится в театр.
Каждая гримерка отражает характер его владельца. Гримерка Чарльза выдержана в его любимых серо-синих тонах, шляпы висят ровными рядами, у Лоретты оригами и бантики. В гримерках спрятаны пасхалки, в каждой есть небольшое изображение маяка - главного предмета афиши - на картинах у Чарльза и на зеркале Лоретты.
В Арконии пентхаус Эми Шумер и Стинга занял Бен Гленрой. Художникам по реквизиту обычно нужно создать правдоподобную среду, но в этот раз им дали зелёный свет на полный креатив, в сценарии лишь было сказано «смесь аллеи славы и Hard Rock Cafe». Вот уж лучше не скажешь. Квартира Бена усыпана нелепыми фанатскими предметами: огромная кобра, постер с изображением самого себя. И конечно же намёки на фильмы, в которых снимался Пол Радд (Бен Гленрой). В коридоре в квартире охранника висит постер выдуманного фильма «Свадьба Хэнниганов» - в сериале «Друзья» Радд играет Майка Хэннигана, который женится на одной из главных героинь. Или «Приключения семьи муравьев» - «Человек-муравей».
Ещё одна пасхалка, которую пожалуй смог бы угадать только сам Радд, это кукла диджея. Радд до времён своей славы подрабатывал диджееем на бар-мицвах и бат-мицвах.
Еще один новый интерьер, хоть и не в Арконии, но очень очаровательный. Лоретта живет в типичной нью-йоркской студии. Несмотря на свой небольшой размер, она уютная, умно организована и вместительна. Это предполагает, что у неё много мультифункциональных предметов, таких как откидывающаяся кровать. В своём роде это исследование, а что было бы, если бы Мэрил Стрип так никто бы и не заметил.
Здесь тоже не обошлось без реверансов актёрской карьере Мэрил.
На стене висит картина с надписью "Суфражистка" как намёк на одноимённый фильм. Картина с ирландским пейзажем намекает на "Танцы во время Луназы". На кухне стоит такая же модель холодильника, как в "Крамер против Крамера", а на нем висит рождественская открытка миссис Крамер ее сыну. Рядом с диваном - пуфик, обтянутый мешковиной с изображением кофе, потому что героиня фильма "Из Африки" жила на кофейной плантации. В интервью дизайнер по декорациям сказал, что расположил корешки книг так, чтобы выстроился логотип фильма "Дьявол носит Прада", но я так и не увидела его.
Тюльпаны на столе Лоретты были взяты из фильма “Джули и Джулия”, в котором снялись Стрип и Стэнли Туччи. Дизайнера привлекла цветочная композиция из сцены, когда пара отправилась ужинать в Париж, итак, он всегда ставил Лоретте на стол букет французских тюльпанов, и они были так же растрепано расставлены, как в фильме. Еще Лоретта не умеет готовить в отличие от героини Джулии, кажется, это тоже не случайно.
Из нашего трио главную скрипку играет Оливер. Все больше сцен происходит в его квартире. Можно рассмотреть поближе всю старинную мебель, стульчики из слоновой кости, камин, обои в клетку. Оказывается, у Оливера за сценой есть уютный кабинет. Рояль и сцена ожили, на них каждую серию проходят репетиции.
Мейбл закончила ремонт, и когда мы с друзьями смотрели первую серию, мы аж ахнули. Невероятно стильный интерьер, но какой-то немного чужой. Он не подходит Мейбл, и она его спроектировала сама исключительно для продажи. Получается, что она все ещё осталась для нас загадкой, потому что именно ее окружение и ее личные вещи мы так и не видим. Из-за продажи квартиры она вынуждена переезжать, поэтому интересно, где она окажется в 4 сезоне.
Чарльз. Бедный Чарльз. В его идеальную квартиру врывается Джой, трамплин и ее 62 рыбки. Неудивительно, что он впал в "белую комнату".
Костюмы
За три сезона разноцветную уютные свитеры уже настолько успели стать фирменным стилем Мейбл, что Хауард готов пустить трио в театр, лишь бы моль не съела кашемировый свитер, который Мейбл якобы оставила в театре: "Дай-ка угадаю. Пушистый бесформенный свитер. С вкраплениями желтого и оранжевого, которые не должны сочетаться, но волшебным образом сочетаются".
Ещё один полюбившийся приём - отсылка костюмов к другим произведениям. В прошлом году это был Хичкок, в этом - конечно же бродвейские постановки. См. галерею ниже.
В третьем сезоне мы все чаще видим Мейбл в тренчкоте. По мнению Джейн Тайнан, профессора истории моды в Амстердамском свободном университете, тренчкот часто ассоциируют с фильмами жанра нуар и американским детективом 30-х и 40-х годов. В таких фильмах единственный герой, который может раскрыть или предотвратить преступление - герой, который носит тренчкот. Поэтому мы видим этот предмет одежды не только на герое Бена Гленроя, но и на Мейбл, которая берет большую часть расследования на себя.
Гардероб Лоретты застыл в ее юности и в лучшем для нее времени - в 70-х. В реальной жизни Стрип добилась большого успеха на Бродвее тоже 1970-х годах. Шоураннер Джон Хоффман хотел показать своего рода альтернативную реальность: "Что, если бы Стрип так никогда бы и не прославилась и продолжала обивать пороги театров Нью-Йорка?". Именно поэтому в основу гардероба Лоретты легли цвета и силуэты нарядов Стрип в 70-х - простые вещи с небольшим акцентом, например, шалью (которую она взяла из чеховской пьесы, как мы помним). Сама Стрип тоже играла Дуняшу в "Вишневом саде" в 70-х. И да, любовь Оливера и Лоретты в шарфикам не случайна. Обоих персонажей объединяет пристрастие к этому аксессуару: “Мы однозначно специально хотели, чтобы они оба были любителями шарфов”, - говорит художник по костюмам.
Оливер одевается так же, но в этот раз мы впервые видим его за работой, и в некоторых сценах он работает в прямом смысле засучив рукава, а где-то наоборот в накрахмаленной рубашке и смокинге.
Продюсеры Донна и Клифф кажется, что одеваются чрезмерно драматично, но на самом деле они были основаны на реальной паре сына и матери Дэрил и Джордан Рот. На премьере Донна носит черно-белое пальто Sergio Hudson, и буквально два месяца спустя после съемок Джордан Рот был замечен в таком же пальто. Снова магия!
Художнику по костюмам пришлось придумывать два комплекта театральной одежды: для пьесы и для мюзикла. Для мюзикла сразу было принято решение украсить все блестками, потому что 1. Она обожает блестки. 2. Это невероятно нелепо 3. У Оливера наверно заканчивались деньги на постановку, и было правдоподобно, что старые костюмы переиспользовали и просто все украсили стразами. В конце концов, Мюзикл Оливера должен был пройти по-патнамски блестяще.
Пасхалки
Название пьесы death rattle переводится как удушье, но также можно перевести буквально "смертельная погремушка" - орудие убийства в пьесе Патнама.
Традиционно в каждой серии в заставке есть подсказка к происходящему в серии. Моя любимая - это кулисы в каждом окне в последней серии.
Имя Клифф пишется так же как и cliff - обрыв. В конце Клифф сбрасывает в шахту лифта - в обрыв - Бена. Еще cliffhanger (от "cliff" - обрыв и "to hang" - висеть) называют кульминацию, затравку. И когда Клифф цепляется за сцену получается буквальный cliffhanger.
Еще одна шутка, которая могла потеряться с переводом, это зубная фея. Лоретта берет Оливера на паром (англ. ferry) и предлагает выкинуть выпавший зуб и загадать желание. Есть традиция для детей положить молочный зуб под подушку, и утром зубная фея (англ. tooth fairy) вместо него положит подарок. Лоретта же приглашает Оливера на паром (ferry), который называет tooth ferry.
Помимо уже упомянутых фильмов актеров в интерьере, в третьем эпизоде Лоретта упоминает "Магазинчик ужасов" (в нем снимался Стив Мартин) и "Анатомию страсти" (в ней снимался Тоберт, Джесси Уильямс).
Наконец, самый жирный намек на фильмографию Стива Мартина в девятом эпизоде, когда трио ворвались в суд, и Оливер с Чарльзом говорят, что они ОТЦЫ невесты - комедия 90-х "Отец невесты".
К третьему сезону уже сложились свои шуточки. В прошлый раз трио брали индейку под предлогом попасть в пентхаус, в этот раз взяли лестницу, чтобы прорваться в швейный магазин, потому "никто не посмеет остановить человека с лестницей", и Мейбл говорит, что лестница - это их новая индейка.
Red herring может означать как запутывающую информацию, так и копченую селедку. На день рождения Оливер предлагает Мейбл паштет из копченой селедки.
Чарльз под прицелом. В пятой серии Сазз спрашивает, уверен ли Чарльз, что убийца покушался на Бена, потому что ходят слухи, что некоторые хотели бы, чтобы потерпевшим оказался Чарльз, а не Бен. Учитывая, что убили Сазз в квартире Чарльза, скорее всего мишенью был Чарльз.
Джон Хоффман признает, что во втором сезоне было довольно мудрено, и многие люди не могли догадаться и сложить пазлы, поэтому в этом сезоне над нами сжалились и дали некоторые ключи в начале, которые можно было связать друг с другом. Чтобы зритель мог угадать одну маленькую теорию и порадоваться. Так, многие угадали, что Бен в гримерке разговаривал с печеньем, но тем не менее, сцена все равно удивила своей глубиной, она была смешная и грустная одновременно.
Что дальше?
А дальше ждем 4 сезон! Кажется, нам закинули удочку, что часть событий будет происходить в Лос-Анджелесе, когда Тоберт и Лоретта говорят о том, что их карьера ведет к переезду в Калифорнию.
По словам шоураннера Оливер, Чарльз и Мейбл - творческие личности. Их подкаст взлетел, но никто не знает, кто его слушает, какие мысли у них возникают, и их творение может вернуться к ним в угрожающем виде. В таком виде, в котором ты не можешь представить, как на тебя это повлияет и как ты захочешь провести последующие годы своей жизни. Одним словом, тема следующего сезона - будьте осторожны с тем, что создаете.