Обаятельные криминальные фильмы о том, как харизматичные, красивые, умные и находчивые герои изящно и весело грабят казино, банки, музеи и не только - это отдельный жанр кинематографа. Такое кино всегда пользуется спросом, всегда собирает неплохую кассу и привлекает своего зрителя. Трилогия Стивена Содерберга о похождениях Дэнни Оушена и его друзей занимает среди них особое место. О ней и пойдет речь ниже.
Первая часть "Оушенов" вышла на экраны более 20-ти лет назад - в 2001 году и до сих пор настолько хороша, что ее не забывают ни коллеги по киноцеху, ни зрители. "Оушенов" хочется время от времени пересматривать, они неизменно милы, увлекательны, заставляют смеяться, сопереживать и аплодировать смелым и дерзким грабителям. Актерский состав - блеск, исполнение стильное, с динамикой все отлично, герои яркие, запоминающиеся и абсолютно раскрывшиеся, что с учетом большой компании и непродолжительного экранного времени для каждого тоже показатель качества сценария и режиссуры.
Итак, сюжет. Дэнни Оушен (Джордж Клуни) выходит из тюрьмы и первым делом нарушает все предписания по досрочному освобождению. Потому что пока он сидел, времени зря не терял - у него созрел план нового дела. Это дело должно не только обогатить его, но и вернуть возлюбленную - бывшую жену Тесс (Джулия Робертс). К счастью, у Дэнни много друзей, таких же отчаянных авантюристов, как и он сам. Грабить, кстати, будут не просто казино, а казино, принадлежащие новому бойфренду Тесс - Терри Бенедикту (Энди Гарсиа). Только он - настоящий мафиози игорного бизнеса, и лучше бы с ним не шутить...
Раньше приёмы были цивилизованней: вы человека грабили — он вас убивал. Но с Бенедиктом… (с)
Нет никакого смысла разбирать первый фильм о друзьях Оушена по полочкам и кадрам. Он хорош. Всем хорош. Помимо уже упомянутой мной динамики и того, как это все стильно выглядит, стоит отметить, что там очень умело поддерживается ощущение, что идеальный план идет не так. Можно много раз его смотреть, знать от и до, но это ощущение никуда не девается. Кажется, что замысел наших воров на грани фола - и когда становится ясно, что так и было задумано, радуешься, как в первый раз и думаешь: "Эх, молодцы!". Именно это и отличает фильм от его продолжений. Но не буду забегать вперед.
Тем не менее на мой субъективный взгляд и в этом замечательном фильме есть фальшивая нота. Это Джулия Робертс, актриса, исполнившая роль Тесс. По образу здесь угадывается настоящая роковая женщина из нуара, из-за которой - и во имя которой - весь сыр-бор. Женщина, у которой, как говорится, секс входит в комнату раньше, чем она сама. Я очень люблю Джулию Робертс в огромном количестве фильмов, но роковая красотка в криминальном кино ей не удалась. Она здесь холодная, зажатая, и, что самое печальное, у ее Тесс нет ни капли химии ни с Дэнни Оушеном, ни с Терри Бенедиктом.
Смотришь сцены с Робертс и Клуни и думаешь: ну разошлись и разошлись, непонятно, на чем вообще держались. И непонятно, что это она в конце, когда арестовывают, вдруг к нему любовью воспылала. Смотришь сцены с ней и Терри и думаешь: ну неудивительно, что он так легко предложил обменять ее на деньги, между ними же вообще ничего, не то, что страсти - даже легкой взаимной симпатии не чувствуется. Так что их вместе держит? В общем, цитируя великого, не верю. Не верю - и все. В этот бы образ Рейчел Вайс. Или Монику Белуччи - именно в те годы она прекрасно сыграла истинную femme fatale в Матрице. Вот от кого бы искрило, химичило, и было бы совершенно неудивительно, что ради такой женщины два умных амбициозных мужчины сцепились не на жизнь, а на смерть. Но имеем, что имеем.
Но это ни в коем случае не портит впечатления от фильма в целом. «Одиннадцать друзей Оушена» - очень успешное и прекрасно встреченное зрителями кино. Судите сами:
- При бюджете в $85 000 000 сборы в США составили $183 417 150, а в мире - $450 717 150. И из этого более 3 млн долларов собрали в России.
- У нас "Оушенов" любят. Рейтинг Кинопоиска - 8.1. На IMDb чуть поменьше - 7.7, но это все равно отличная цифра.
- 83% положительных оценок от критиков. А им не так уж просто угодить, и обычно они разносят в пух и прах то, что нравится рядовому зрителю, не претендующему на экспертное мнение.
- Фильм был номинирован на премии канала MTV и Сезар. Победителем не стал, но надо понимать, что картины этого жанра вообще не так уж и часто попадают в лонг- и шортлисты кинопремий.
Разумеется, с такими результатами и такой зрительской любовью продолжение истории было неизбежным, и через три года на экраны вышли «Двенадцать друзей Оушена».
В моей жизни так сложилось, что именно «12 друзей Оушена» стали первым фильмом, который я о них посмотрела. Помню, дело было в 11-м классе, затащили меня друзья на него в кино. Мне очень не хотелось, потому что я тогда такое не смотрела, а аргумент "ты что, там такой Брэд Питт" действовал как антиреклама, потому что этот актер мне тогда еще не нравился. Мне в те годы только Арагорна подавай, и чтобы все как можно эпичнее, трагичнее и батальнее (ах, эта категоричная туманная юность). Поэтому поначалу мне было смотреть совершенно неинтересно. Примерно до того момента, как выяснилось, что команда потерпела неудачу при попытке ограбления, ибо вместо той самой ценной бумаги их ждала черная фигурка. Привет от Ночного Лиса. Далее я уже увлеклась происходящим и в итоге вышла из кинотеатра с ощущением, что посмотрела очень классный фильм. Впрочем, потом, познакомившись с первой частью, я помню, что подумала: «11 друзей Оушена» значительно лучше.
Как же это кино смотрится сейчас, почти двадцать лет спустя? Так же, как и тогда. Начинается очень хорошо. Все классные, веселые, обаятельные, им радуешься, как старым друзьям, по которым соскучился со времен финальных титров предыдущего фильма. Даже Джулия Робертс, которая в "12 друзьях" уже не играет роковую красотку, а превращается в настоящую жену Дэнни, выглядит органично, живо и так, что веришь и ей, и их отношениям. Кэтрин Зета-Джонс вносит приятный французский шарм (ну хорошо, голландский, но ощущение почему-то от ее образа, мимики, походки и нарядов лично у меня французское). Венсан Кассель хорош, а этот его танец с лазерными лучами - нечто шедевральное. Диалоги Дэнни и Расти - гениально (да и не только их, в целом много прекрасных фраз, которые можно рвать на цитаты). Мэтт Деймон и продолжение его образа мальчика, пытающегося выйти из тени родителей - прекрасно. Небольшое, но яркое появление мистера Бенедикта - шик.
Но в общем и целом фильму чего-то не хватает. Начинается очень хорошо, но как-то то ли слишком предсказуемо, то ли слишком быстро сливают финальную интригу (которая только-только успела наметиться - и вот уже все ясно). То великолепное, столь нужное ощущение плана, который идет к черту, ситуации, вышедшей из-под контроля, так радующее в «Одиннадцати друзьях Оушена», в продолжении напрочь потерялось. Сразу и до самого конца ясно, что все это - многоходовочка, и герои даже не стараются изображать тревогу. Соответственно, зачем тревожиться зрителю? Он и не тревожится. Просто смотрит на героев, которых любит и рад им, но... Эффекта "11 друзей Оушена" нет. Нет - и все.
Еще, с моей точки зрения, очень зря ломали четвертую стену по поводу Тесс и Джулии Робертс. Сейчас, во всяком случае, это смотрится лишним в истории Оушена и его друзей - в те годы, конечно, у Робертс был пик популярности и востребованности, и это было очень смешно. Равно как и появление Брюса Уиллиса в роли самого себя и все эти диалоги по поводу «Шестого чувства». А сейчас смотришь и думаешь: вы бы, ребята, лучше криминальный план, твист и интригу проработали, чем тратить экранное время на этот постмодерн.
Если перейти к языку цифр, «Двенадцать друзей Оушена» показали себя хуже, чем 11, но все равно весьма прилично:
- Сборы в США составили $125 544 280, а в мире $362 744 280, 4 млн из которых - у нас, в России. Но бюджет второго фильма существенно выше - это уже 110 млн долларов.
- Рейтинг ниже - 7.7 на Кинопоиске, а вот на IMBb оценили средне, 6.5 - прямо скажем, показатель слабенький.
- Критики тоже встретили «Двенадцать друзей Оушена» куда прохладнее - 55% положительных оценок. То есть практически 50 на 50, не подавляющее большинство.
- Наград и номинаций у фильма нет.
Но все-таки еще через 3 года, в 2007-м, мир увидел еще один фильм о приключениях Друзей Оушена - с ожидаемой цифрой 13 в заголовке. И этот фильм, от которого уже, пожалуй, чудес не ждали, оказался куда ближе по уровню к первой части, чем второй.
Такое ощущение, что в «Тринадцати друзьях Оушена» учли все ошибки и критику. Ну, может, не все-все и не вообще всё, но точно многое. Сюжет возвращается к истокам - в Вегас (и это очень правильно, на мой взгляд). Сюжет исключил женщин, нет здесь ни Тесс, ни Изабель - и это оказалось на удивление удачным, даже стратегически верным шагом. История вернулась на круги истинной, почти семейно-родственного типа дружбы и кодекса чести сегмента элитных воров, скажем так.
С первых же кадров нас бросают в действие: Рубен в больнице после инфаркта. Без лишних слов и рассусоливаний наши герои решают за него отомстить. Теперь уже не про деньги, не про азарт, не про личное обогащение - это дело чести. Дело принципа. Это семейное дело. Никто не обсуждает долю, гонорары, никого не интересуют риски, никто не думает, что слишком стар/устал/успешен, чтобы выйти из игры. Никто не отрабатывает свои комплексы и амбиции, кто лучше вор, что скажет учитель и общество. Это другая история - но гораздо более в духе первой части, чем можно было ожидать.
Здесь тоже практически нет чувства, что что-то пойдет не так и ситуация выйдет из-под контроля героев, но все не настолько прозрачно, и очень интересно увидеть, как именно будет раскручен и претворен в жизнь план.
А еще это гораздо более веселый фильм, чем "предыдущий". Чего стоит одно восстание рабочих в Мексике! А вообще, такое чувство, будто за вычетом женщин каждому члену команды уделили больше эфирного времени, и они опять успели раскрыться, проявить себя, запомниться. Отсюда и шутки, и диалоги, и яркие сцены.
Кстати, и в этой части появляется Терри Бенедикт, и он по-прежнему хорош. Особенно ироничен финал его истории с шоу Опры :)
Но именно Бенедикт, которого так сильно все полюбили после первого фильма, в каком-то смысле тоже внес свою лепту в то, что продолжения не дотягивают до уровня «Одиннадцати друзей Оушена». Он так хорош, что это даже плохо. Ни один следующий антагонист даже близко не рядом: Тулур (француз) глуповат, Бэнк душноват и недостаточно обаятелен, его не оцениваешь, как по-настоящему опасного соперника, который с тебя кожу снимет заживо и ни один мускул не дрогнет. Он никогда не на шаг впереди, не выглядит способным просчитать все до мелочей. Он просто говнюк-кидала, которому до поры все сходило с рук, но сейчас его явно проучат по полной. А что проучат - не сомневаешься, повторюсь, на изощренного и очень умного злодея он не похож.
То, что третий фильм о похождениях Дэнни и Ко лучше второго, показалось не только зрителям. Посмотрим результаты «Тринадцати друзей Оушена» в цифрах:
- Не только сюжет вернулся к истокам, но и бюджет: он опять составил 85 млн долларов. Сборы в США - $117 154 724, в мире $311 312 624, из этого более 6 млн принесла Россия. Любят у нас "Оушенов", как и любили.
- Рейтинг Кинопоиска на тех же 7.7, а вот на IMDb уже 6.9. Это почти 7, заметно лучше, чем 6.5 у "12 друзей Оушена".
- Критики тоже потеплели: 70% положительных оценок.
- Наград и номинаций у фильма нет
, но и бог с ними.
А еще «Тринадцать друзей Оушена» - радость для киногурманов. В нем и ламповый, ретро-саундтрек, и опять очень радующая глаз операторская работа, и множество прекрасных отсылок. Первая фраза, которую говорит Рубен, когда приходит в себя: «Я слышу, как приезжают и уезжают машины, как плачет Лайнус. Думаю, вам следует рассказать мне о том, что и так уже известно всем». Это прекрасный "привет" Крестному отцу.
Также, одна из ключевых "фишек" сюжета - пожатие руки Синатре, которое несколько раз упоминают герои. Это уже не к мафии и "Крестному отцу". Мы же помним, что изначально «Одиннадцать друзей Оушена» - римейк одноименного фильма 1960-го года. Римейк очень свой собственный, от оригинала фактически рожки да ножки остались, но Дэнни Оушена в том фильме играл именно Синатра :)
Нос Мэтта Деймона - тоже отсылка, но к кино из совсем другой "оперы". Помните, был такой фильм «Братья Гримм» 2005-го года? Это для нас сейчас он - нечто далекое и подзабытое, что могут помнить только преданные фанаты Хита Леджера. А тогда это был недавний хит Терри Гиллиама, где Деймон сыграл одну из главных ролей. Так вот, известно, что Гиллиам настаивал на том, чтобы Мэтт носил накладной нос. Но продюсерам идея не понравилась. Поэтому носу отдали дань на съемках совсем другого фильма :)
Были все шансы, что мы увидим и «14 друзей Оушена», но не срослось по многим причинам, среди которых и смерти членов команды, а без них сложно представить это кино. Что поделать - вовремя заканчивать тоже нужно уметь, и да, я, пожалуй, согласна, что снимать тогда, в условном 2010-м продолжение с неполным составом, было не самой лучшей затеей.
Но, увы и ах, совсем оставить "Оушенов" в покое на хорошей ноте не удалось, потому что, как известно, бабло побеждает зло. Поэтому в 2018-м году на экраны вышли бессмысленные и беспощадные «Восемь подруг Оушена». Этот фильм и при единственном-то просмотре не оставил никакого приятного ощущения, а пересматривать не тянет ни при каком раскладе. Я вообще предпочитаю делать вид, что этих «подруг» не было вовсе - и знаю, что так же поступают многие другие ценители оригинальной трилогии. Поэтому не буду об этой женской версии «Оушенов» и здесь.
Вердикт. Трилогия Содерберга о Дэнни и его друзьях - культовая и занимает свое особое место в кинематографе. Первый фильм вышел лучшим и очень самостоятельным, до сих пор, даже спустя 20+ лет смотрится прекрасно, ярко, увлекательно, свежо, оригинально, стильно и весело. Далеко не всегда после «Одиннадцати друзей Оушена» тянет смотреть "12" и "13", потому что вторая и третья части до оригинала не дотягивают и не выглядят настолько самостоятельными и самобытными. Но каждый из этих фильмов имеет свои сильные стороны и радует глаз (уж во всяком случае и «12», и «13» лучше многого, что снято в этом жанре в последующие годы). А «Тринадцать друзей Оушена» и вовсе вполне близки к "11-ти" и проигрывают им не так значительно, как "12".
Ну и если вдруг все-таки снимут постаревших "Оушенов" с теми, кто еще остался, то я эту историю посмотрю. Более того, если ее снабдят хорошим сценарием, то считаю, она может вполне удаться. А вот любые слухи о перезапуске тревожат и энтузиазма не вселяют. Но если состоится, посмотрю и это - чтобы составить мнение.
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!