Вам когда-нибудь было интересно, куда отправляются самолёты, отлетавшие своё? Нам вот стало интересно, поэтому мы решили узнать поподробнее, существуют ли кладбища авиалайнеров и где они находятся.
Сразу спойлер: да, они существуют.
И иногда туда попадают внешне нормальные лайнеры. Да-да, бывает, что самолёт выглядит вполне приемлемо, но вот под капотом у него неисправности. Поэтому он считается непригодным и отправляется на специальное авиационное кладбище.
Где они находятся
Как правило, они расположены в пустынях или местах с сухим климатом. Всё дело в том, что только в таких условиях части механизмов остаются в хорошем состоянии. Больше всего кладбищ находится в США (штаты Калифорния, Техас, Арканзас, Мичиган, Миссисипи, Нью-Мексико и так далее). Есть ещё в Канаде, для лайнеров канадских авиалиний.
А есть ли кладбища самолётов в России?
Да. Например, в Казани оно даже открыто для посещения. Чтобы туда попасть, на аэропортовском кольце надо свернуть направо, а не налево к терминалам. В «похороненных» там самолётах уже не осталось ничего ценного, и можно даже залезть внутрь.
В Ульяновске тоже есть кладбище авиалайнеров. Даже более того, там это — Музей истории гражданской авиации.
В Домодедове тоже есть такая локация. При взлёте или посадке самолёта можно увидеть небольшую тусовку отслуживших авиалайнеров. Плюс часть из них видно даже из здания аэропорта (главное, знать, в какие окна смотреть).
Самолёты-доноры
Прежде чем отправить отлетавший своё лайнер на кладбище, у него забирают все работающие механизмы. Они могут послужить запасными частями для других самолётов. Но у этого есть ещё и другая цель: их опустошают, чтобы рабочие запчасти не сняли и не продали на чёрном рынке.
Кстати, не всегда самолёт в конце его жизни ждёт вечная стоянка под палящим солнцем. Например, если внешний вид лайнера ещё ничего, то его может выкупить какой-нибудь музей в качестве экспоната. А иногда из старых самолётов делают новые отели. Такие есть, например, в Стокгольме, Коста-Рике и Новой Зеландии.