В советское время было немало отличных художников-иллюстраторов и карикатуристов, благо работы у них было много и это не всегда скучные политические плакаты. Тогда выпускалось огромное количество различных книг, в том числе детских, которые требовалось проиллюстрировать. Одним из мастеров детской иллюстрации и был Генрих Вальк.
Те, кто вырос в Советском Союзе, наверняка помнят замечательные повести и рассказы Николая Носова. Для автора они были из разряда настольных, и читал он их в детстве с большим удовольствием. Рассказы Носова, такие как «Фантазёры» или «Витя Малеев в школе и дома» — смешные, озорные и весёлые, а в сочетании с очень точными иллюстрациями Валька получались отличные детские книги, которые ребята читали запоем.
Причём Вальк избегал излишней приторности в рисунке, столь характерной для некоторых современных детских иллюстраторов, потому они были интересны и взрослым.
Его рисунки точные и лаконичные, в них нет лишних деталей и ненужных «красивостей». Зато отлично выстроена композиция и правильно подобраны типажи. Это скорее модерн, нежели столь привычный в то время соцреализм, когда чёткость и выразительность формы превалирует над тщательной прорисовкой.
Особенно много Вальк иллюстрировал сатирический роман-сказку Носова «Незнайка на луне» — 217 иллюстраций, в том числе и цветные. Казалось, ни один более-менее значимый эпизод этого произведения не остался без его внимания. А образ Незнайки и прочих коротышек навсегда стал ассоциироваться с рисунками Валька.
Рисовал он картинки и к произведениям Сергея Михалкова, Агнии Барто, Лазаря Лазаря — автора знаменитой повести «Старик Хоттабыч». Так-то Вальк — это своеобразный проводник в мире детской литературы, позволяющий представить ребятам, как выглядели их любимые персонажи.
А ведь в начале своего жизненного пути он даже не думал становиться иллюстратором и карикатуристом. В 1936 году поступил в солидный медицинский институт, но понял, что медицина — не то, чем он хотел бы заниматься всю жизнь. Зато его всегда привлекала живопись, но не серьёзная и сложная, а та, которую несколько пренебрежительно называют графикой — всевозможные рисунки, иллюстрации и карикатуры. Правда, художественного образования Вальку не хватало, зато желания, врождённого чувства юмора и таланта было хоть отбавляй.
В 1937 году он стал рисовать карикатуры для газеты «Гудок». В то время это было солидное издание, с которым сотрудничали Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев, Юрий Олеша, Михаил Булгаков и другие. А вскоре по доносу отправили в места не столь отдалённые отца Генриха — Оскара Валька, хорошо хоть справедливость восторжествовала и через два года его освободили. Но кто знает, сколько всего пришлось испытать близким и самому арестанту.
Вальк старательно учился и накапливал нужный опыт, благо было у кого — его учителями стали искусствовед и художник Николай Радлов и карикатурист Лев Бродаты. Вместе с Бродаты он впоследствии много работал в журнале Крокодил, рисуя очень точные и смешные карикатуры.
Например, сочувствовал бедным студентам, которым при подготовке к экзаменам приходилось учить уж слишком много всего. Наверное, помнил ещё свою учёбу в мединституте.
А как вам передача для самых маленьких — тут и большим особо ревнивые жёны прикрывают глаза, чтобы не смотрели на излишне привлекательных ведущих. Между прочим, мисс Россия Оксана Фёдорова в своё время вела «Спокойной ночи малыши», так-то эта карикатура стала пророческой. Хороший юмор всегда актуален, поскольку затрагивает вечные темы, не зависящие от сиюминутной ситуации, как карикатуры Генриха Валька.
Спасибо что были с нами, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.
Большой выбор современной живописи, графики, фотографии современных художников на сайте маркетплейса artalebrio.com. Покупайте искусство напрямую у художника.
автор статьи Михаил Федорин