Из всех детских увлечений Элеонора Севенард выбрала балет. На решение девочки повлияло то обстоятельство, что ее родственницей была Матильда Кшесинская. Элеонора окончила Академию русского балета имени Вагановой и сразу была принята в Большой театр. Там ее первым педагогом стала Светлана Адырхаева, о которой "Вестник Кавказа" рассказывал в одной из предыдущих публикаций.
Семья с интересной историей
Прадед Элеоноры - гидростроитель Константин Севенард - потомок выходцев из Франции, которые обосновались в России в XIX веке. Он был женат на Целине Кшесинской, дочери Иосифа Кшесинского, танцовщика и балетмейстера Мариинского театра, старшего брата знаменитой балерины Матильды Кшесинской. Дед Элеоноры - Юрий Севенард - родился в Восточно-Казахстанской области, его отец занимался там строительством Ульбинской ГЭС.
Юрий пошел по стопам отца: окончив Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева, получил специальность "инженер-гидротехник". Он участвовал в строительстве Красноярской ГЭС, а потом отправился в командировку в Египет и руководил там строительством Асуанского гидроузла на Ниле.
В Асуане родился отец Элеоноры - Константин Севенард. Он продолжил семейную традицию и, окончив Ленинградский политехнический институт имени Калинина, получил специальность "инженер-гидротехник-строитель". Потом Константин занимался строительным бизнесом, был депутатом Госдумы.
Как начался путь Элеоноры Севенард в большой балет?
Элеонора Севенард родилась в Санкт-Петербурге 22 сентября 1998 года, заниматься балетом начала с четырех лет, параллельно посещала художественную школу, занималась музыкой и гимнастикой, ходила в бассейн. Ее мама любила балет и вообще театр, водила Элю и ее младшую сестру Ксению на оперные, балетные и драматические спектакли, на мюзиклы. "Но балет оказался мне ближе всего", - говорит Элеонора.
В 10 лет она поступила в Академию русского балета имени Вагановой в Петербурге, занималась у педагога Татьяны Удаленковой. Во время учебы Севенард выходила на сцену в спектаклях Мариинского театра, участвовала в зарубежных гастролях Академии, а последние два года перед выпуском с ней много репетировал руководитель Академии Николай Цискаридзе.
Участвовать в конкурсах Элеонора начала еще студенткой: в октябре 2016 года на VII международном конкурсе для учащихся хореографических школ, училищ, академий Vaganova-PRIX в Петербурге получила II премию, также была удостоена премии Фонда Наталии Дудинской и Константина Сергеева. "Этот конкурс оказался испытанием, проверкой сил", - рассказывает она. А в апреле 2017 года Севенард и ее партнер Егор Геращенко успешно выступили в финале III Всероссийского конкурса молодых исполнителей "Русский балет" на Новой сцене Большого театра и стали лауреатами I премии.
После окончания Академии в 2017 году Севенард предлагали остаться в Мариинском, но она предпочла Большой театр. На просмотр в ГАБТ Элеонора отправилась раньше, чем куда-либо, еще за полгода до официального окончания Академии. На показе присутствовал художественный руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев. "Большой театр кажется мне храмом искусства, мне нравится его обширный разноплановый репертуар. Мне нравятся постановки Большого, некоторые партии я примеряю на себя", - объясняет свой выбор танцовщица.
Карьера в Большом театре
В Большом она поначалу танцевала в кордебалете и называет это время большой школой. "Именно там ты по-настоящему учишься внимательности и дисциплине", - говорит Элеонора. Вскоре она начала исполнять небольшие сольные вариации, потом сольные партии, а спустя полгода получила первую ведущую партию - Мари в "Щелкунчике".
В первые годы в Большом Севенард репетировала под руководством Светланы Адырхаевой. "Светлана Дзантемировна - потрясающий педагог, я ее очень люблю и ценю, она приняла меня в театр, и я всю жизнь буду ей благодарна за все, что она в меня вложила", - признается молодая балерина. Последние два года ее педагогом-репетитором является Мария Аллаш. "Она очень энергичная, и эту энергию передала и мне", - рассказывает о своей новой наставнице Элеонора.
В Большом она исполняет главные партии в "Жизели", "Раймонде", "Коппелии", "Дон Кихоте", "Спартаке", "Корсаре", других балетах. В 2021 году Севенард была возведена в ранг ведущей солистки, а в 2023-м перешла в ранг балерины - в нынешней иерархии балетной труппы ГАБТа это наивысший статус.
Среди сценических партнеров танцовщицы - премьеры Большого Игорь Цвирко и Владислав Лантратов, а вот с еще одним премьером - Денисом Родькиным - она уже несколько лет вместе не только на сцене, но и в жизни.
Небалетные страсти
Приход Севенард в ГАБТ совпал со скандалом, который разгорелся вокруг фильма "Матильда" Алексея Учителя, и она старалась держаться в стороне от всего происходящего. "Мне, конечно, было важнее проявить себя самостоятельно, как балерине", - отмечает Элеонора. По ее мнению, с "Матильдой" было "очень много лишнего шума", и "многие сами это поняли, когда посмотрели фильм". В нем, как и в любом другом художественном произведении, "есть и должна быть доля вымысла", поэтому "Матильду" Севенард советует "не воспринимать как документ жизни Кшесинской".
Молодую балерину часто сравнивают с легендарной родственницей, однако сама она считает, что это "не имеет смысла". И объясняет почему: документальных съемок, где Кшесинская запечатлена танцующей, нет, сохранились только некоторые "письменные свидетельства, где описывается, что она была очень эмоциональной и отличалась этим от своих современниц и коллег по сцене, что она была виртуозной и первой исполнила 32 фуэте".
По словам Севенард, в ее семье бережно относятся ко всему, что связано с Кшесинской. Отец Элеоноры ездил во Францию, чтобы побольше узнать о знаменитой родственнице, нашел учениц, которые занимались в ее балетной студии в Париже. "У нас хранились костюмы семьи Кшесинских. Не только Матильды Феликсовны - ее отца, брата", - отмечает Севенард. Часть этих костюмов потом были переданы в музей Академии русского балета имени Вагановой.
Лола Мусаева