Когда мы с мужем решили завести ребёнка, встал вопрос переезда. На тот момент мы снимали квартиру в доме, где было тесно, дуло из щелей, а стиральная машинка не работала, но занимала половину санузла. Я высказала пожелание: не выше шестого этажа и чтобы рядом был парк.
Мы переехали на шестой этаж, недалеко от парка «Воронежские озёра». Это один из немногих парков города, где почти нет аттракционов. Только катамараны и батуты. Тут нет шумных кафе, зато есть две детские и три спортивные площадки разной направленности.
Но самое удивительное здесь: природа! Птицы, белки, змеи, крысы — они живут по своим законам и за ними очень интересно наблюдать.
Вообще, если хотите понаблюдать за природой, приходить в парк лучше утром, когда город ещё спит (а в будни, когда все на работе/в школе/в детском саду) или вечером, когда город засыпает. И ранняя осень для этих прогулок подходит лучше всего.
Осенним утром в парке тихо, ласково светит солнце, сверкают прозрачные паутинки, листья чинно опадают и шуршат под ногами. В конце августа улетают стрижи и тут же появляются ворОны. В пасмурные дни они летают высоко в небе и громко каркают.
Звуков по утрам в парке много. Крякают утки, стрекочут и свистят невидимые птицы. Из пернатых обитателей мне на глаза попадались: утки и голуби — они тут и зимой и летом в огромном количестве, словно стражи Воронежских озёр; воробьи — сидят в засаде на каком-нибудь кустарнике, но поесть любят не меньше голубей; вОроны — предвестники зимы, их появление намекает, что пора перевернуть календарь; грачи — появляются вовсе не весной, а именно осенью; трясогузки — редко, но попадаются на глаза; свиристели — цыгане природы, яркие, пёстрые прилетают статей, чтобы съесть все ягоды с дерева и снова улететь.
Кстати, о ягодах. Однажды видела, как старик собирал боярышник с паркового дерева. Я очень люблю боярышник, но помня о свиристелях, не стала бы его собирать. Птичек жалко. Им ещё зиму жить. Они же не пойдут в магазин за колбасой по акции. Так что иногда нужно думать не только о себе.
Город постепенно просыпается. В парке появляются пенсионеры, отпускники, мамы с детьми, безработные, отдыхающие, дворники, рабочие и собачники (в любое время дня и ночи люди старше 18 лет выгуливают собак). Собак осенью и весной в парках не меньше, чем голубей. Помимо домашних, важно бегут по своим делам уличные псы. Весной, озверевшие от голода, они облаивают всякого мимо идущего, осенью от людей стараются держаться подальше. Но это то, что мне довелось видеть, наблюдая за парком.
Сердобольные граждане подкармливают уточек хлебом (который им категорически нельзя); голуби косятся на мам с колясками, вымогая еду; иногда на деревьях быстро проносятся белки. Сейчас рыжие красавицы запасаются едой на зиму и особо везучие люди могут мельком увидеть этот процесс.
Пару раз на «Воронежских озёрах» я видела змей. Один раз змейка деловито проползла по асфальту и скрылась под камнем. В другой раз змеиный хвост мелькнул на одном из озёр.
Кстати, озёр в парке три. Собственно отсюда и название, плюс наименование ближайшей улицы. Катамараны плавают на самом большом озере. А уткам, в сущности, без разницы, вода — она везде вода.
Утки и голуби, наверное, самые интересные представители фауны осеннего парка. Их много, они всегда на виду. Утки плавают, бьют по воде крыльями, плещутся, носятся друг за другом по воде, дерутся и немножко летают. Голуби тоже дерутся, но чаще случайно сталкиваются лбами в полёте, когда хотят подкрепиться разбросанными семечками или хлебом.
И вот, представьте, идёшь по осеннему парку с коляской. Ворона, сидя на спинке лавки, деловито грызёт палку, голубь проносится чуть ли не в сантиметре от твоей головы, ожидая угощения, а если угостить, то будут стаей летать над коляской, выпрашивая добавки, белки собирают жёлуди, воробьи сидят в засаде, спрятавшись среди ещё не облетевшей листвы... Эти пернато-хвостатые точно, что-то замышляют!
А ведь ещё есть крысы. Эти товарищи обычно появляются в парке вечером. Я видела трёх, деловито бегающих около озера и плавающих вдоль берега. Утки и голуби конкурентов, словно, не замечают. А грызуны спокойно таскают хлебные крошки и зерно, которое не успели съесть птицы. Наверное, к зиме готовятся. За ними интересно наблюдать в живой природе.
Вот крыса плывёт рядом с уткой и та её цапает за хвост, бедняга отбегает на бережок, а там за ней деловито прыгает ворона и хвостатая юрк в шалашик из сухих веток. Отсидится, отдышится и назад: за зерном и крошками. То одна, то две, то три — деловито снуют туда-сюда, уворачиваясь от уток, спасаясь от ворон, а иной раз убегая к соседнем озеру.
Довелось мне гулять по утрам и в другом в парке. Называется он «имени Гагарина». И это самый развлекательный парк Самары. Там тоже интересно, жаль, что не осталось старой детской площадки с корабликом. Зато там есть космические ворота, именуемые в народе "сырными".
К слову, ворота несколько лет назад кто-то остроумный красиво перекрасил, но намёк на сыр просуществовал недолго. А жаль, было довольно забавно, хоть и не в тему.
В парке имени Гагарина один большой канал и маленькое, всеми забытое, озерцо. В последнем, когда-то плавали лебеди, а ныне осталась огороженная забором территория и маленький домик, как памятники былых времён.
Что касается, пруда, то через него перекинуто четыре моста. Два маленьких жёлтых, украшенных замочками влюблённых, ведут на небольшой каменный островок с пушками, и два больших синих, через которые можно перейти на другую сторону водоёма, если нет желания идти в обход.
Вот, возле синих мостов в конце весны очень много крошечных лягушат. Они прячутся в траве рядом с водой, и с лёгкостью могут поместиться в ладошке младенца.
Разумеется, в парке Гагарина тоже есть и утки, и голуби, и воробьи, иногда можно увидеть и дятлов. А белки встречаются чаще, чем на «Воронежских озёрах». Возможно, потому, что этот парк больше по размерам и возможности получить корм от людей. Кроме того, в парке Гагарина много дубов, а значит, и желудей, есть автоматы, где можно приобрести корм для белок и птиц, висят таблички, на которых написано чем их можно кормить.
И пока ещё осень: сходи в парк, приоткрой завесу его тайной жизни.