Найти тему
Путь Непохожих

Какой стиль воспитания использует ваша семья

С древних времен множество ученых изучают роль семьи в становлении личности ребенка. Первостепенным во все времена был и остается вопрос о том, какое влияние оказывает воспитание.

Современная наука подтверждает важность и незаменимость адекватного общения матери с ребенком с самого его рождения.

В семьях, в которых рождается ребенок с особенностями часто используются неправильные модели воспитания:

- воспитание строится на немощности ребенка, он считается больным, вследствие чего у него появляется страх, мнительность. Ребенок по мере взросления и сам начинает относиться к себе как к больному, слабому и ни на что не способного.

- на ребенка постоянно возлагается повышенная ответственность и обязанности, с которыми он в силу своей болезни не может справиться.

Такое воспитание приводит к появлению страхов и мнительности, появляется повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей, снижается самооценка.

- стремление сделать все за ребенка, даже то, что он может сделать сам. Ребенок не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания. Жалея ребенка и стремясь ему помочь родители сами ограничивают возможности его развития.

Родителям сложно определить, что может ребенок сделать сам, а где нужно помочь.

-2

- родители, которые сами имеют высокий социальный статус постоянно завышают возможности ребенка, стараясь с помощью авторитарных усилий развить у него социальные навыки, переоценивая возможности ребенка.

- гипоопека чаще всего встречается в семьях алкоголиков и наркоманов или же в семьях, где ребенок не имеет ценности в силу своих особенностей. Уход за ребенком практически отсутствует. Его плохо кормят, не следят за его внешним видом, с ним не занимаются.

- в случае отвержения ребенка социальный статус родителей не играет роли. Родители могут идентифицировать себя с дефектом ребенка.

Чаще всего это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.

- родители приписывающие своему ребенку социальную несостоятельность. Они уверены в том, что он ничего никогда не добьется.

Такие родители испытывают стыд и досаду из-за того, что ребенок ничего не может и не умеет. Некоторые считают жизнь с таким ребенком непосильной ношей, как крест на всю жизнь.

- полное растворение родителей в проблемах ребенка. Чаще данная модель наблюдается у матерей в неполных семьях. Такие матери создают для ребенка атмосферу абсолютной любви. Они полностью забывают о собственных проблемах, карьере и личностном росте.

Такая любовь искажает возможности развития ребенка. Ребенок становится эгоистичным, неспособным к проявлению любви.

-3

- ребенок с особенностями может вызвать разногласия в воспитании у членов семьи. Родители могут предъявлять к ребенку жесткие требования в то время, когда бабушки и дедушки, живущие вместе с семьей, могут баловать ребенка и много ему позволять.

В такой ситуации ребенок не может адекватно оценивать свои возможности, и учится подстраиваться под каждого из врозслых, что часто приводит к ссорам в семье.

Среди родителей детей с отклонениями в развитии практически нет тех, кто оценивает взаимоотношения в своей семье на высоком уровне.

Модель воспитания во многом зависит от психологического типа родителей:

- Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуются отношения психосоматичных родителей.

- Гиперопекаемые отношения в наибольшей мере проявляются у авторитарных и психосоматичных родителей.

- Гипоопекаемые отношения доминируют у невротичных и у незначительной части авторитарных родителей.

Родители, относящиеся к психосоматичному и авторитарному психологическим типам, имеют максимально выраженные возможности для осуществления обучения и воспитания своих детей. Эти родители настроены на установление оптимальных отношений с ними.

В то же время невротичные родители подобную возможность демонстрируют неустойчиво. У многих из них во взаимодействии с ребенком доминирует отвержение.

Эти родители озлоблены, их раздражение и обида направлены на ребенка. В целом ребенок воспринимается родителями как неуспешный и неприспособленный к жизни.

Лишь 2% родителей используют правильную модель воспитания, сотрудничая с ребенком.