Навстречу ХХIV конференции АсПУр в Челябинске, 6 ноября 2023. Оксана РАЛКОВА кандидат исторических наук, член СПР (Челябинск): Южный
Перекрестье путей, соединяющих Евразию – Южный Урал, издавна был местом встречи культур и цивилизаций, средоточием избыточной энергии и мощных всплесков творческой силы. Действенно и точно отвечая на вызовы времени в Челябинске, Магнитогорске, Троицке, Златоусте, Коркино почти столетие развивалась традиция литературного наставничества. Передача знаний и навыков искусства слова из уст в уста – от учителя к ученику являлась важнейшим условием не только развития литературного процесса страны, но и духовного преображения человека.
Южно-уральский купеческий город, названный именем святой Троицы, славился самой продолжительной ярмаркой императорской России. Ежегодно с мая по сентябрь в Троицк стекались не только товары и денежные потоки Азии и Европы, здесь творили основоположники многих национальных литератур тюркских народов: Мифтахетдин Акмолла, Мажит Гафури, Шайхзада Бабич и др. Более того, Троицку обязан своим рождением Иван Андреевич Крылов. Этот факт биографии знаменитого баснописца аргументировано доказал в трёхтомном исследовании руководитель Троицкого литературного объединения Павел Дмитриевич Хрипко.
Троицкий литературный кружок, впервые собравшийся в марте 1926 года при газете «Вперёд!» под руководством её редактора Ивана Парамоновича Кулика, считается старейшим в России. Почти 40 лет объединением руководил журналист Алексей Антонович Фисенко. При нём безымянное Троицкое лито обрело имя – «Степь». С начала 2000-х эстафету наставничества приняла поэт Лидия Сергеевна Хрипко. Сейчас руководит Троицким народным литературным объединением «Степь» член СПР Татьяна Владимировна Ческидова. Талантливый поэт и чуткий наставник, она организовала также молодёжную литературную студию «Жаворонки», где передача почти вековых традиций «степнинцев» приносит молодым участникам достойные выступления и победы на городских, региональных и всероссийских площадках.
За солидную эпоху «Степь» воспитала яркую плеяду мастеров слова, известных не только на Южном Урале, но и за его пределами. Среди них «уральский Джек Лондон» – прозаик Анатолий Климов, поэт Александр Куницын, члены Союза писателей СССР Анатолий Дементьев, Басыр Рафиков, Рустам Валеев и др. Именно в «Степи» начинал яркий творческий путь уроженец Троицка и «певец Магнитки» – Борис Александрович Ручьёв. За 97-летнюю историю Троицкого лито членами Союза писателей стали 12 её участников.
Глубокие исторические корни на Южном Урале имеет и горнозаводская литературная традиция. Она сформировалась в Златоусте – единственном в мире городе, носящем имя прославленного богослова. На гербе Златоуста изображён крылатый конь – символ поэтического вдохновения. Многовековой опыт металлургического производства, основанного ещё Демидовыми, стал особенно востребован в эпоху советской индустриализации. Вполне закономерно, что именно здесь 13 февраля 1927 года был организован литературный кружок «Мартен» при газете «Пролетарская мысль». Возглавил «Мартен» – поэт Николай Алексеевич Куштум. В 1920-30-х годах занятия кружка посещало около 40 человек, среди них – известные поэты Михаил Львов и Борис Ручьёв. Главными задачами и формами работы «Мартена» были организация литературной учёбы и пропаганда литературного творчества в рабочей среде, проведение вечеров и встреч в клубах, библиотеках; сотрудничество с группами многотиражных заводских и стенгазет, публикации в СМИ.
Большое внимание руководители «Мартена» уделяли вопросу преемственности литературного мастерства. В 1964 году при газете «Златоустовский рабочий» был открыт филиал объединения – «Школа юных талантов». В этот период журналистом Владимиром Глыбовским была организована школа юнкоров. К 50-летию «Мартена» развернули активную деятельность секции прозы, поэзии, краеведения. Увидели свет произведения Владимира Курбатова, братьев Павловых и др. В 1979 году на базе «Мартена» прошел областной семинар творческой молодежи. В 2004-м выпускник Литературного института им. Горького Сергей Дегтярев основал здесь литературную мастерскую для начинающих поэтов и писателей.
14 воспитанников объединения стали членами СПР; многие из них возглавляют творческие коллективы области и города. Среди них О. Н. Павлов – председатель Челябинской областной писательской организации и руководитель литературного клуба «Светунец» им. В. Богданова, А. Черноземцев – главный редактор издательства «Каменный пояс» и др.
Богатейшее месторождение железной руды горы Магнитной в конце 1920-х «притянули» на Южный Урал проектировщиков будущего металлургического завода-гиганта. Геомагнитная аномалия Атач-горы обусловила сакрализацию этого места ещё в доисторической древности. А в эпоху бронзы Атач – «Аташ», что по С. Фатыхову восходит к авестийскому – «огонь», была священным местом всемирно известной «Страны городов».
Легендарная сталинская Магнитка, «огненное сердце страны», первый в мире социалистический город был реализован на восходящей энергии творческого подвига. Проводниками вдохновения ударной стройки стали поэты. Валентин Катаев в романе-хронике «Время, вперед!», характеризуя дерзкую динамику Магнитки, писал: «То, что вчера было научной гипотезой, сегодня становилось академическим фактом; то, что сегодня было академическим фактом, завтра становилось анахронизмом, пройденной ступенью» [1].
Литературная бригада Магнитостроя, взявшая на «Буксир» эпохальную стройку, была организована уже через полгода после её начала 25-летним поэтом Василием Макаровым. Внимательно следил за работой магнитогорских литераторов Максим Горький, именем которого впоследствии была названа литбригада. Первыми в «Буксир» пришли Михаил Люгарин, Борис Ручьёв, позднее – Марк Гроссман, Александр Лозневой, Людмила Татьяничева, Яков Вохменцев и др. Литбригада быстро заняла ведущее место в литературном движении Урала.
Известный поэт и педагог Н. Г. Кондратковская свидетельствовала о взаимоотношениях первых магнитогорских поэтов, когда они собирались в дощатом «писательском» бараке, прозванном «чудищем»: «В «чудище» был чудесный, теплый климат: в пустых комнатах с топчанами и железными койками звучали стихи, обитатели делились последней картофелиной, все смеялись, все спорили, шли за разрешением личных проблем к мудрому Василию Макарову, а в поэзии непререкаемым авторитетом был Ручьёв» [2].
К моменту запуска первой доменной печи на Магнитострое уже действовала сеть литературных кружков, где состояло около 150 человек. Литературные традиции, заложенные поэтами-первостроителями, продолжали в разные годы другие магнитогорские лито, которыми руководили Н. П. Воронов, П. И. Гагарин, В. И. Машковцев, Б. А. Ручьев, Л.К. Татьяничева.
На протяжении многих лет литературным объединением «Магнит» при газете «Магнитогорский рабочий» руководила Нина Георгиевна Кондратковская – поэт, журналист, педагог и музыковед. В её воспоминаниях воссоздается концепция литературного объединения, бережно передававшего творческую искру от одного поколения молодых поэтов и писателей другому. Ядром этой концепции, «творческим достоянием» авторов-магнитогорцев была глубоко осмысленная «тема труда как источника неисчерпаемой нравственной силы» [3].
Её педагогический талант открыл немало ярких литературных имён. Своей наставницей Нину Кондратковскую считают поэты Нина Ягодинцева, Эвальд Риб, Андрей Расторгуев. Кондратковской был «открыт» и впоследствии отмечен в истории «Магнита» талант Владимира Чурилина (1955–2003). Высокий уровень его художественного мышления позволяет поставить магнитогорца в один ряд с Н. Рубцовым, В. Соколовым, А. Передреевым.
Неоценим вклад в организацию магнитогорского литературного молодежного движения поэтессы, члена Союз писателей СССР Риммы Андриановны Дышаленковой (1941-2016). В 1960-е годы Римма Андриановна сама была участницей городского ЛитО при редакции газеты «Магнитогорский рабочий». Она пришла в литературу из рабочей среды, поэтому ей были понятны чаяния и стремления молодежи, студенчества технического вуза – МГМИ (ныне – МГТУ им. Г.И. Носова). С 1973 по 1983 год, работая редактором студии на Магнитогорском городском телевидении, Дышаленкова курировала вопросы культуры и молодёжной жизни. В этот период она организовала в МГМИ новую форму для студентов-инженеров – литературное объединение. Продолжая дело старшего поколения учителей, в качестве сотрудника вуза, Дышаленкова работала как поэт-наставник литературно одаренных юношей и девушек.
90-летняя летопись Магнитогорска включает страницы истории литературных объединений – «Магнит», «Красное солнышко», «Дыхание», создававших ту живительную среду, благодатную почву, на которой стал возможен расцвет культуры словесности города, уникального места силы на литературной карте России [4].
В городе, примостившемся на краю гигантской чаши самого большого угольного разреза Европы – в Коркино, гден почти сотню лет люди черпали энергию для технического прогресса, остро ощущалась и потребность в прогрессе смысла. Коркинское лито «Надежда» родилось в мае 1953 года. Первое собрание самодеятельных писателей прошло в редакции городской газеты «Горняцкая правда». Организатором литературной группы стал преподавательгорного техникума Павел Бубнов. Многие воспитанники «Надежды» впоследствии связали жизнь с литературой – это Николай Година, Владимир Корнилов, Александр Кердан, Вячеслав Саломатин, Людмила Семигина, Вячеслав Тюнькин, Александр и Никита Поповские, Алла Федосеенкова и др. В 2015-м году в Коркино родилась ещё одна литературная традиция – «Кердановские чтения», где ежегодно на нескольких площадках организуют мастер-классы, презентации книжных новинок, встречи с мастерами слова.
Столица Южного Урала Челябинск – казачий форпост и уездный городок, в начале XX века стал ключевым пунктом Великой Сибирской магистрали. Трижды за столетие город переживал стремительный всплеск развития. В 1930-е здесь создаётся знаменитый Челябинский тракторный завод, где действует легендарное литературное объединение ЧТЗ. ЛитО ЧТЗ им. Львова – старейшее в Челябинске, основано редактором газеты «Наш трактор» Сергеем Ивановичем Черепановым. С деятельностью литературного кружка ЧТЗ связано творческое становление поэтов Я. Т. Вохменцева, М. Д. Львова, К. Ф. Реута, и др. Тема нравственного подвига и ударного труда, отразившиеся в их творчестве, была решающей силой в период строительства ЧТЗ, становления производства, а также в годы Великой Отечественной войны, когда Челябинск затвердил за собой грозное имя – Танкоград.
С 1989 года объединение ЧТЗ носит имя Михаила Львова (Рафката Габитова) – выдающегося поэта, переводчика, солдата Уральского добровольческого танкового корпуса, автора одного из гимнов Победы «Поклонимся великим тем годам…».
Более полувека ЛитО им. Львова руководил Ефим Григорьевич Ховив. Из объединения вышло много поэтов и прозаиков – это И. Аргутина, С. Школьникова, К. Рубинский. Из книг «выпускников» ЛитО ЧТЗ можно было бы составить целую библиотеку. Ефим Ховив дал «путёвку» в детскую литературу молодому инженеру ЧТЗ Нине Пикулевой, автору более 160 книг. Нина Васильевна единственная в стране, кто пишет стихи для детей в возрасте от 0 до 3-х лет.
Сегодня наставническую эстафету лито ЧТЗ продолжают прозаик и переводчик Наталья Николашина, а также поэт, музыкант, выпускник Литературного института им. М. Горького Роман Япишин. Многие молодые авторы, пройдя школу «ЛитО ЧТЗ», получили высшее профильное образование, стали членами СПР.
Южно-уральские литераторы, творя на геологическом и географическом изломе огромного континента, в числе первых реагировали на эпохальные изменения общественной жизни. Так, в середине 1960-х под впечатлением «хрущевской оттепели» было создано лито «Экспресс». Руководитель поэтической секции – Лев Рахлис, прозы – Юрий Абраменко. Участники стремились в своем творчестве разрушить официально признанные рамки, некоторые из них осознавали себя «инакомыслящими». В конце 1970-х поэтом Геннадием Суздалевым было создано лито «Светунец», ориентированное преимущественно на молодёжную аудиторию. Словно предчувствуя губительную бурю 90-х, Геннадий Матвеевич учил неоперившийся молодняк критически мыслить, смотреть дальше безоблачного горизонта цветущего Советского Союза.
Истоки литературно-творческой педагогики Челябинска тесно связаны с именем первого детского поэта Южного Урала, «отличника народного просвещения РСФСР» Лидии Александровны Преображенской. В послевоенное время при городском Доме пионеров под руководством Преображенской стали собираться талантливые ребята, пишущие стихи и рассказы. Из этих занятий впоследствии выросло ЛТО «Алые паруса». Скромное начинание внесло заметный вклад в формирование культурного кода города.
Более 50 лет Лидия Преображенская трудилась в детской литературе и на педагогическом поприще. Многолетний опыт работы обобщён ею в книге «Развитие литературных способностей детей» (1962), за которую она была награждена Почётной грамотой Академии педагогических наук РСФСР, а также в сборнике очерков «Стихи спать не дают» (1970).
За полувековой опыт творческой и педагогической деятельности Лидии Преображенской удалось создать и применить широкий спектр форм занятий: от работы по заданию и поиска образа до праздника первого гонорара и публикаций в международных изданиях. Профессионализм, мягкость и чуткость, тактичность и уважение к воспитанникам позволили Лидии Преображенской преобразить «примитивно» рифмующих школьников в яркую плеяду поэтов и прозаиков, журналистов, педагогов, деятелей культуры. Один из первых выпускников «Алых парусов» Кирилл Алексеевич Шишов – известный челябинский писатель и краевед, общественный деятель, заслуженный работник культуры Российской Федерации, председатель Челябинского отделения Союза российских писателей, почётный гражданин Челябинска. Известными поэтами стали Ася Горская, Лилия Кулешова, Ирина Аргутина, Вера Аргышева, Валерий Горбачёв, Константин Рубинский.
В год 70-летия «Алых парусов» под эгидой Челябинской писательской организации, на базе библиотеки №10 была создана детская литературная студия, носящая имя Лидии Александровны Преображенской. Руководитель коллектива – О.В. Ралкова. Сохранение и развитие лучших традиций, заложенных первым детским поэтом Южного Урала, является приоритетным направлением работы студии.
«Алые паруса» стали благоприятной стартовой площадкой и для будущих литературно-творческих педагогов города. Поэтический клуб «Студенческий Парнас» на базе Центра творчества ЮУрГУ в 1999 году организовала ученица Лидии Преображенской поэт, член СПР, автор 17 книг стихов Лилия Владимировна Кулешова.
К результатам работы поэтического клуба ЮУрГУ можно отнести выпуск 4-х сборников поэзии, отдельных книг молодых авторов. Его участники – лауреаты межвузовских, городских, региональных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Среди выпускников «Студенческого Парнаса» 2 члена СПР, 4 выпускника Литературного института им. А.М. Горького. Лито «Студенческий Парнас» уже четверть века работает в крупнейшем техническом вузе Южного Урала, способствуя гуманитаризации учебного процесса.
В 2011 году во Дворце пионеров и школьников им. Крупской на базе студии «Алые паруса» молодой руководитель к. ф. н., поэт, литературный критик, член СПР Анастасия Ивановна Порошина, организовала городской детский литературный конкурс «Алые паруса творчества». В 2021 году конкурс приобрёл всероссийский статус и перешёл под эгиду Челябинского областного отделения СПР, при поддержке Ассоциации писателей Урала. В состав жюри входят как известные литераторы России, так и молодые писатели. Председателем экспертного совета выступает Анастасия Порошина, в состав Оргкомитета конкурса входит председатель ЧОПО СПР Олег Николаевич Павлов. Организаторы конкурса поставили перед собой амбициозную цель – создать единое пространство детского литературного творчества на территории России, а также построить платформу для плодотворных творческих контактов между детскими литературными студиями страны.
Кроме вышеупомянутых легендарных ЛТО, на Южном Урале действует разветвлённая сеть литературных гостиных, клубов, кружков, студий и мастерских в большинстве муниципалитетов региона [5]. В декабре 2014 года по инициативе Челябинской областной писательской организации более 70 коллективов учредили Ассоциацию литературных объединений Челябинской области. Координационный комитет Ассоциации возглавил О.Н. Павлов. Сегодня Ассоциацией руководит прозаик, член СПР Павел Алексеевич Карякин. Совместно с Челябинским отделением СПР и Челябинским центром народного творчества Ассоциация проводит регулярные методические семинары, мастер-классы, как в областном центре, так и на территориях.
Выстраиванию многоступенчатой системы литературной учёбы в регионе активно способствовала Ассоциация писателей Урала. Занятия в литобъединениях, областные и межрегиональные семинары, всероссийские и международные совещания – вот та вертикаль, обеспечившая выход молодым авторам Южного Урала на всероссийский уровень. С ноября 2000 года АсПУр проведено 10 совещаний молодых писателей из разных регионов страны. Руководители этих семинаров А.Б. Титов, А.П. Расторгуев, А.Б. Кердан, Н.А. Ягодинцева, В.В. Осипов, В.Ю. Ерофееева-Тверская, Б.В. Бурмистров, Н.И. Коняев, В.М. Молчанов и другие мастера слова оказали определяющее влияние на творческое развитие и духовное становление целого ряда участников Совета молодых литераторов СПР и молодых представителей Союза российских писателей. Достаточно сказать, что членами профессиональных творческих союзов стали более ста выходцев из этих совещаний, а некоторые из семинаристов сегодня возглавляют региональные писательские организации.
Богатая традиция передачи литературного опыта, существующая на Южном Урале почти столетие, закономерно кристаллизовалась в академически стройную методологию литературно-творческой педагогики поэта, культуролога, профессора Нины Александровны Ягодинцевой. Восприемница магнитогорской литературной традиции, Нина Александровна в 90-е и 2000-е вела студии для авторов с физически ограниченными возможностями в Златоусте и Челябинске, руководила детской студией «Апельсин» и межвузовской литературной мастерской «Взлётная полоса». Более 30 учеников Н. А. Ягодинцевой стали членами СПР, 15 – студентами Литературного института, её воспитанники – лауреаты всероссийских и международных премий, конкурсов и фестивалей.
Библиографический указатель профессора Ягодинцевой насчитывает 1450 трудов, в число которых входят как отдельные монографии, так и культурологические и литературно-критические статьи, сценарии, переводы. В научных и учебно-методических изданиях подробно представлена концепция литературно-творческой учёбы. Особое место здесь занимает монография «Русская поэтическая культура: сохранение целостности личности», принесшая автору победу во Всероссийском конкурсе «Лучшая научная книга – 2007». В трилогию «Поэтика» входят курс лекций по философии и психологии поэтического творчества, а также практикум для студий и курсов литературного мастерства.
В цикл учебных пособий «Речь как формула», «Организация литературной работы» и «Литературно-творческий практикум» включены развивающие упражнения различного характера. В книге «Организация литературной работы» представлены основные аспекты создания самодеятельных литературно-творческих сообществ, методы и формы организации их образовательной, издательской, презентационной и культурно-массовой деятельности.
Биография Нины Ягодинцевой – ярчайший пример сохранения и развития литературной преемственности Южного Урала. Занятия в литобъединении «Магнит» у яркой поэтессы Нины Георгиевны Кондратовской, обучение в Литературном институте, преподавание в Челябинском государственном институте культуры позволили Нине Александровне стать, по выражению К.А. Шишова, «самоотверженной водительницей молодых, незрелых, растерянных «птенцов, встающих на крыло»… Судьба подарила ей роль наставницы молодых <…>, и это стало праведной «миссией» поэта…» [6].
Кроме 30-летнего ведения наставнической работы в литературных студиях и мастерских, уже более 10 лет Нина Александровна на базе ЧГИК при содействии СПР и АсПУр руководит программой «Основы литературного мастерства». Ежегодно в очном и дистанционном форматах здесь обучается более 30 курсантов. В программе – творческие семинары, составление и редактура авторских и коллективных сборников, методика организации работы литературных объединений, современный литературный процесс и его особенности и др. Выпускниками Курсов стали 233 литератора из России, Казахстана, Тайланда, Германии и США.
Качество и уровень преподавания «Основ литмастерства» в ЧГИК отражают восторженные отзывы выпускников. «Курсы повлияли на меня в глобальном отношении: внутри совершился некий квантовый скачок, касаемо воззрений на литературу в частности и на жизнь в целом», – отмечает челябинский прозаик Павел Карякин. Некоторые курсанты настолько увлекаются процессом обучения, что прослушивают программу несколько раз. Так, выпускница 2023 года, детский автор Анна Воронина из Бреста пишет: «Большое спасибо Нине Александровне за опыт, литературные и преподавательские таланты, за любовь к своему делу! <…> И, надеюсь, что смогу повторить курс в следующем учебном году» [7].
Важным событием, подтверждающим тезис о том, что Южный Урал является общероссийским центром литературного наставничества, стало ежегодное проведение Всероссийской научно-практической конференции по литературно-творческой педагогике в Челябинске. Конференция – уникальный методический центр, объединяющий руководителей мастерских, студий и кружков, молодых авторов, направленный на активизацию приобщения молодого поколения к миру творчества и ценностям отечественной культуры. Кроме традиционных пленарной и секционной частей, где ежегодно зачитываются и обсуждаются несколько десятков докладов, в программу входят дискуссии, круглые столы, экспресс-лекции, литературные концерты, практические интенсивы для детей. Сегодня Конференция – часть большого челябинского Форума молодых писателей, который в текущем году посетило более 130 участников со всей страны, ДНР и ближнего зарубежья.
Таким образом, писатели Южного Урала за вековую историю плодотворной деятельности накопили богатейший опыт в области литературно-творческой педагогики и наставничества. От первых поэтических кружков середины 1920-х годов и творческих вечеров в бараках до региональной Ассоциации литературных объединений и научной Конференции всероссийского масштаба пролегла знаменательная эпоха героического и яркого творчества, отвечающего вызовам и запросам времени, важнейшим задачам сохранения и развития культуры, и её цивилизационного ядра – русской словесности. Непосредственная передача знаний и навыков от мастера к ученику, от поколения к поколению позволяет сохранять и развивать лучшие традиции литературы Южного Урала, вновь и вновь закрепляя за регионом статус «опорного края державы».
Примечания
1. Катаев В. П. Время, вперед! Роман-хроника. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979. – 301
2. Кондратковская Н. У горячего истока: вступительная статья // Круг зари: стихи, очерки, рассказы. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977. – С. 5.
3. Кондратковская Н. Там же. – С. 8.
4. Бедрикова М.Л. О молодёжных литобъединениях Магнитогорска 1930-2010-х гг.: «Город и семья в миниатюре». Гуманитарно-педагогические исследования. 2019.Т.3. – №3. – С. 46.
5. Челябинская область: литературный ландшафт. Информация о литературных объединениях Челябинской области./ Сост. К.Г. Рыков, П.А. Карякин. – Челябинск: ОГБУК «ЧГЦНТ», 2021. – С.120.
6. Ягодинцева Нина Александровна: биобиблиогр. указ. / Челяб. гос. ин-т культуры; отв. за вып. В. Я. Рушанин; сост. Т. Н. Моковая, Ю. Б. Разина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Челябинск, 2022. – 337 с. – С. 12.
7. https://anna-voronina.ru/literaturnye-kursy-itogi-vpechatleniya-i-blagodarnosti/ дата обращения: 7.10.23.
Список использованной литературы и источников
1. Бедрикова М.Л. О молодёжных литобъединениях Магнитогорска 1930-2010-х гг.: «Город и семья в миниатюре». Гуманитарно-педагогические исследования. 2019.Т.3. №3. – С.46-57.
2. Гальцева Л.П. Мечты бессмертный капитан. // В Урале Русь отражена. Статьи. Очерки. Заметки. Челябинский государственный институт культуры. – Челябинск, 1991. – С.179.
3. Грачёва Е. // https://positive-lit.ru/about/galina-vladimirovna-kharina-moy-nastavnik/ дата обращения: 5.04.2022.
4. Доброхотов Л. В стране первых стихов. // Орлята учатся летать. Челябинск, Юж.Уральское книжное издательство. – 1969. – С.82.
5. Дышаленкова Р. А. Ангел времени: Проза – стихи. Магнитогорск : Магнитогорский Дом печати, 2006. – 256 с.
6. Дышаленкова Р. Четыре окна. Стихи. Предисл. В. Сидорова. М.: Современник, 1978. – 62 с.
7. Катаев В. П. Время, вперед! Роман-хроника. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979. – 301 с.
8. Кондратковская Н. У горячего истока: вступительная статья // Круг зари: стихи, очерки, рассказы. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977. – С. 5‒10.
9. Кулешова Л.В.: Воспоминания. // Личный архив автора.
10. Литературно-творческий практикум / Нина Ягодинцева; рец. А. Б. Кердан; Челяб. гос. ин-т культуры; каф. режиссуры театрализ. представлений и праздников. – Челябинск, 2016. – 100 с.
11. Никитин Ю. Алый парус её жизни. // Вечерний Челябинск. – 6 сентября – 1999.
12. Организация литературной работы / Нина Ягодинцева; рец. А. Б. Кердан; Челяб. гос. ин-т культуры; каф. режиссуры театрализ. представлений и праздников. – Челябинск, 2016. – 100 с.
13. Основные аспекты литературно-творческой работы: литературно-творческие игры, саморедактирование, рецензирование, организация литературных мероприятий массового характера : сб. метод. матералов / авт.-сост. Н. А. Ягодинцева. – Челябинск: ОГБУК «Челяб. гос. центр народ. творчества», 2020. – 79 с.
14. Паруса надежды: Челябинский дворец пионеров и школьников им.Н.К. Крупской /Сост. А.К. Белозерцев. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1990. – 255с.
15. Поэзия Магнитогорска: опыт исследования региональной литературы: сб. науч. статей / ред. и сост. М. М. Полехина, Т. А. Таянова. Магнитогорск: МаГУ, 2008. Вып. I. – 215 с.
16. Поэтическая жизнь Магнитогорска: опыт литературоведческого краеведения: сб. науч. ст. /ред. И сост. М. М. Полехина, Т. А. Таянова. Магнитогорск: МаГУ, 2009. – 390 с.
17. Поэтика: модели образного мышления: курс лекций по философии поэтического творчества / Н. Ягодинцева. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2003. – 80 с.
18. Поэтика: двенадцать тайн: практикум для студий и курсов литературного мастерства / Н. Ягодинцева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2005. – 100 с.
19. Поэтика: принципы безопасности творческого развития: курс лекций по психологии творчества / Н. Ягодинцева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: Цицеро, 2008. – 120 с.
20. Преображенская Л.А. Развитие литературных способностей детей/ О литературном творчестве школьников. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 67с.
21. Преображенская Л.А. Стихи не дают спать. Записки руководителя детского литературного кружка. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. – 1970. – 54с.
22. Преображенская Л.А. Коля на ёлке. / Л.А. Преображенская. – Челябинск: Челябгиз, 1941. – 16с.
23. Преображенская Л.А. Голубая синица: новеллы, стихи, сказки, загадки: для средн. шк.возраста. / Л.А. Преображенская. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, – 1983. – 144с.
24. Прокопьева З.Е. Преображенская Лидия Александровна. Челябинск, энциклопедия. / В.С. Боже, В.А. Черноземцев, – изд.испр. и доп. – Челябинск, 2001. – С.565.
25. Рожков В.П., Преображенская Л.А. // Календарь знаменательных и памятных дат Челябинской области. – Сост. И.Н. Пережогина // – Сс. 38-40.
26. Русская поэтическая культура: сохранение целостности личности: монография / Н. Ягодинцева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2007. – 116 с.
27. Русская поэтическая культура: сохранение целостности личности: теоретическая модель и историческая динамика / Н. Ягодинцева. – Deutschland: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 124 с.
28. Челябинская область: литературный ландшафт. Информация о литературных объединениях Челябинской области./ Сост. К.Г. Рыков, П.А. Карякин./ Челябинск: ОГБУК «ЧГЦНТ», 2021. – 124 с.
29. Ягодинцева Нина Александровна: биобиблиогр. указ. / Челяб. гос. ин-т культуры; отв. за вып. В. Я. Рушанин; сост. Т. Н. Моковая, Ю. Б. Разина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Челябинск, 2022. – 337 с.
Фото: Павел БОЛЬШАКОВ (Челябинск)