Найти в Дзене

Базаров - проклятье вечного познания. Почему Тургенев убил своего героя

Оглавление

Базаров - один из главных литературных героев 19 века. Став в своё время лицом молодёжи и новоиспечённых мнений, он являлся открытием и проклятьем для автора, озадачил современников и волнует общественность до сих пор.

Что же такого Тургенев пытался создать в Базарове и почему побоялся развивать, бесславно убив в конце?

Давайте разбираться.

Откуда же у Тургенева в принципе появилась идея создания такого персонажа? Говорят, что Тургенев познакомился с неким доктором Д. в поезде. Оказалось, что доктор "едет за лекарством от сибирской язвы", Тургенев же сообщил, что является известным писателем, на что Д. ответил, что "это меня совсем не интересует". Не сложно вообразить, какой разговор случился далее. Тургенев был поражён грубости, а дальше так и вовсе оказалось, что попутчик не умеет поддерживать светскую беседу, не признаёт авторитетов и всё то, что в будущем легло в образ Базарова.

Тургенев был гением своего дела: член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879), почётный член Московского университета (1880), его интересовали вопросы глубокие и будущие. Базаровым он стремился дополнить знаменитую триаду: сначала был лишний человек, затем маленький, а значит, что должен быть и новый.

Почему именно отцы и дети?

Тема для России и мира не нова, но требовала разгона. Традиционно роман "Отцы и дети" называют противостоянием этих самых отцов и детей, старого и нового. Уже тогда гремели произведения "Гроза", "Горе от ума", "Капитанская дочка", но что нам с этого? Тургенев думал также.

Он умел подмечать самые малые детали окружающего его мира и общества в целом. Представьте себе предреформенную Россию: ликующие либералы, отмена крепостного права, "прометеевский огонь русского народа" скоро достигнет своего назначения, а где-то уже кричат об "Убийстве Бога", но существует и проблема - слов много, а людей, которые способны всё это взять в руки, мало. Базаров становится вестником иного - неминуемого разрушения старых устоев и одновременно с тем в его мыслительных путах отражается стремление культуры и общества к созиданию - об этом и становится роман "Отцы и дети".

И хотя эти противоречия происходили как между детьми и взрослыми, так и между взрослыми и взрослыми, Тургенев решил сделать конфликт более понятным, выставив на арену спора студентов и старших.

В чём новизна Базарова?

Базаров не особенный - он не лишний человек, не решает исключительно свои проблемы, он не отделял одних людей от других, точнее, не стремился искать в каждом индивидуальность. "Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один Ботаник не станет заниматься каждой отдельной берёзкой" - говорил он. Базаров первый, кто без стыда и открыто заявил "мой дед землю пахал". По статусу он разночинец, а в те времена главным желанием разночинцев было стать "настоящим" дворянином, в то время как эти дворяне привыкли относится к ним, как к непородистым ученикам. Базаров же с этим не согласен и критикует аристократов-дворян за их безынициативность. В споре с Павлом Петровичем Кирсановым он, в ответ на длинную тираду от аристократа про самоуважение, честь и прочее, отвечает знаменитое: "Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки... не уважали себя и то же бы и делали".

Термин же "нигилизм" мы обсуждали в одной из прошлых статей, сейчас же нам интересно то, как его трактует сам Тургенев. В самом романе автор не углубляется в точечное понятие нигилизма, ему больше интересно ответить на вопрос: "Кто же такой нигилист?"

С одной стороны это "...человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип". Сам базаров утверждает, что "...действуем в силу того, что признаём полезным... Мы отрицаем", мы видим, как по началу он отрицает веру, любовь и чувства, задаёт себе исконно фундаментальные вопросы, ставя под сомнение общественный уклад и отношение общества к обществу.

Но с другой, мы видим человека глубоко запутанного - потерянного. Этот человек недавно ещё учился в университете, он пытается посвятить свою жизнь чему-то, что поможет ему и обществу достичь большего. Базаров по натуре своей искатель - в каждом его слове, в каждом увлечении, будь то стремление к медицине, естественным наукам, зарубежной литературе (кстати, сам Тургенев получил образование за рубежом). Несмотря на глубокие, взрослые вопросы, на которые он стремится найти, впадая в абсолютное отрицание, он путается: не может признаться себе даже в любви к Анне Сергеевне, боится впадать в романтизм, ведь в нём он видит зло, но, ведь, сам осознаёт, что так или иначе придёт к нему.

Базаров - новый человек не только потому что он просто приверженец какого-то нового мнения или течения. Он ещё и глубоко сомневающийся, потерянный человек - он кажется нам живым и одновременно с тем на первый взгляд холодным. Как и всё новое, он - как неотёсанный камень, твёрдый, резкий, но всё ещё не нашедший истины.

Почему именно смерть?

Стоит сказать, что многие современники отреагировали на роман, конечно, разностороннее, но едино складывалось мнение, что Тургенев "охладел". "Талант этого писателя стал бледнеть перед теми требованиями, которые поставила в задачу романисту критика Добролюбова..." (Жуковский); "Тургеневский роман меня очень занимал и понравился мне гораздо меньше, чем я ожидал. Главный упрек, который я ему делаю — он холоден, холоден, что не годится для Тургеневского дарованья" (Л.Н. Толстой) и тому подобное.

Тургенев выбрал для своего романа глубоко важную и широкую тему - на протяжении всего текста он ищет вопросы, ответами на которые будут жить будущие поколения: будь то отношение к жизни, к обществу, к себе, к свободе, к народу. И при том оставить своё мнение при себе - показать действительную сущность вещей без преувеличений и комментариев.

"Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и  тоскующего  Базарова  (признак  великого сердца), несмотря на весь его нигилизм" - писал Достоевский и я соглашусь. Он (Тургенев) запустил своего героя в лабиринт мыслей, лиц и событий, противопоставил его нигилизму силу любви, заставил бороться с целым народом, а затем убил бесславно буквально у самого выхода, у самой той истины - золотой середины между полным отрицанием и созиданием, к которому Базаров, казалось, пришёл к концу книги, уединившись и заглянув в себя, но истине не суждено было сбыться.

Тургенев создал документ-истину, замаскировав под роман и лишь под конец дал себе волю, заставил Базарова сознаться, пусть и сухо, пусть и неумело, но сознаться в своих чувствах буквально перед смертью.

Затем мы видим могилу Базарова, украшенную цветами - это и есть тот самый закодированный ответ Тургенева, поиск которого он возложил на нас. Цветы - символ примирения старого и нового поколения и того, что дело Базарова было не напрасно и оно далеко не безнадёжно.

-2