В чем вообще заключается философия чтения по Доману? Давайте начнем с того, почему ребенок вообще начинает ГОВОРИТЬ? Потому что мы ежедневно поставляем ему речевую информацию в довольно изрядном объеме, и без перерывов. Никто не думает, блин, вот со словом бабушка и дедушка я повременю пока, пусть он разберется с мамой и папой и что это означает, и как мой рот будет двигаться при этом, а то вдруг ему не понятно. Конечно же, мы говорим, как песня льётся, и мы уверены, что ему несложно будет с годами "дешифровать" это.
Это - часть 2 моего рассказа. Начало, если что, тут .
Но почему-то перед печатной речью мы дрожим и боимся переснабдить ей ребенка, хотя принцип тот же - если общаться посредством устной речи - "деть" будет говорить, а если общаться письменной речью - читать. Коль уж он находится в таком золотом возрасте с 0 до 3 лет.
Так вот, в течение дня нужно показывать ребенку небольшую стопочку слов (не более 20 за раз), трижды в день желательно, и главное - чтобы слова мелькали с интервалом в 1 секунду. Не позволять ребенку рассматривать слово долго, эффект будет обратным. В юном возрасте они превосходно запоминают именно фотографированием.
И мне сложнее всего было принять это: ну как же, одна секунда. То есть, услышьте, ребенок это видит, ну 2 минуты в день! Все! Никакого забивания головы, никакого насилия над ребенком, криков. Все думают, что бедный ребенок не вылезает из карточек.
Какое-то время вы показываете просто слова, потом - словосочетания, потом короткие предложения, с таким же интервалом в секунду. Дальше - как вам позволяет фантазия, я показывала стихи целыми строчками, компьютерные презентации платные покупала. Даже когда я расширила время показа печатной инфы до максимум 15 минут в день (!), это было сильно разбито по времени, было очень разнообразно, Вере нравилось абсолютно все. Не было такого, что она махала руками и убегала.
Почему ругают методику?
-Считают ее пассивной. Ребенок просто сидит и смотрит карточки, не взаимодействуя с миром, не развивая моторику и тд. Именно поэтому я не выбрала с большой буквы Жизнь по Доману во всех ее смыслах, а оставила только чтение. От нескольких минут в день пассивного восприятия ничего не изменится, только приобретется словарный запас, память и скорочтение.
- Методика требует определенного маминого самоотречения и тратить много времени на нарезание карточек, т.к. показывать надо много. Здесь соглашусь, время забирает, хотя форум «Умница» мне помог просто колоссально в наличии готовых материалов, которые бери да печатай, и все же… Начали мы с чемоданчика «Читаем с пеленок», и слова из комплекта улетели просто за месяца два, и нужно было брать новые. Причем важно, чтобы эти слова были знакомы ребенку вообще, и тут надо было по вечерам сидеть и из головы перебирать ребёнкин
жизненный опыт, какие слова он понимает, что такое. Чужой опыт здесь не особо помогал.
- Методика ведь была создана на английском языке, и для русского, в котором бешено сменяются окончания и суффиксы, надо что, готовить по сто вариантов карточек на одно слово? Иначе ребенок будет теряться, когда увидит «переехал» вместо «ехал». И вот со всеми нашими «Домановскими» знакомыми ни одного подтверждения этому я не знаю, для меня этот пункт дико звучит. Потому что прелесть методики в том, что ребенок все выводы о языке и словообразовании делает сам, главное - снабдить его чтением в достаточном объеме, а вот если слов не хватает, чтобы паззл сложился у ребенка, то увы, так будет.
Сам ребенок, кстати, и входит в понятие «буква-звук», когда учишь по Доману, запрещается отдельно давать алфавит. Ребенок сам понимает со временем, какая буква как звучит, и Вера очень быстро это поняла, у меня есть видео где ей 1.1 год, и она ВСЕ буквы ОЗВУЧИВАЕТ даже с ограниченностью речевого аппарата.
- Типа дети просто зубрят но не в состоянии понять и проанализировать усвоенное. Вот это такая же ересь, как говорят и про иностранные языки с рождения, дети попугайничают за мамой, но не догоняют, о чем речь. Поэтому я даже не буду комментировать.
- Еще одно мнение - любое средство хорошо, когда на него есть жизненный запрос. А родители, поняв, что мозг младенца- это чудо-компьютер, напихивают туда побольше, но не особо спросив себя, зачем. и в конце будет невроз. Этот коммент трогает меня за душу и хочется иногда предостеречь каких-то мам, которые немного фанатичны во всяких развивашках, но именно нам повезло в том, что у Веры по мере обучения появился самый настоящий жизненный запрос на печатную информацию. Хотя изначально, конечно, оно ей было ни к чему. Так как Вера ну очень хотела хорошо разговаривать наравне со мной, и она недопонимала иногда на слух, "водопад" это или "воботат", то она просила написать это слово, и больше проблем с ним не было. Потому что буквенный ряд запоминала на раз и могла перенести его в речь.
- Что касается пункта о неравномерном развитии полушарий, в ущерб правому, творческому, я не знаю, что сказать, возможно, и отзовется нам это в будущем. Возможно, я и пожалею, но пока нет.
Какова моя мотивация так усердно заниматься? Я не знаю, как кратко ответить на это, и главное, честно, чтобы обо мне не сложили не то мнение, что я закладываю. Если очень честно - да, блин, я хочу чтобы мой ребенок отличался, чтобы она прямо так бесстыже отличалась. Потому что меня, честно, не устраивают и пугают современные дети, как явление; куда их родители смотрят. И на каком материале их воспитывают. И че они вообще думают о завтрашнем дне.
Я не представляю своей жизни иначе, кроме как своим примеров показывать Вере, что человек будущего любит и умеет учиться, и учиться - это как зубы чистить, каждый день. Да, нужно учить и тому, что существуют циклы: подготовка к деятельности, сама деятельность, очищение от деятельности и отдых. То есть, даже отдых надо с умом разбивать на два этапа, чтобы в 16 лет не слечь на диван с депрессией от этой учебы.
Я хочу чтобы нынешними своими действиями я освободила ей время в будущем на что-то, что Вера захочет развивать сама. Я говорю не только о чтении, я стараюсь более менее панорамно знакомить её с миром, чтобы она по кусочку получала из географии, истории, мифологии, живописи, чтобы понять, к чему ее душа лежит, и бросать силы на это потом.
Очень надеюсь, что у меня хватит решимости не тянуть Веру на медаль, как тянули меня, и брать репетиторов не на то, что у нее не получается, а наоборот, что получается, как завещает Людмила Петрановская, чтобы стать в этом предмете вообще неуязвимым и смочь двигаться в сторону будущей профессии.