Мой хорошо говорит? – частый вопрос к логопеду. Спрашивают соседи, коллеги, родственники, знакомые и родители на занятиях. Что значит хорошее речевое развитие? Таким термином не пользуюсь. Есть развитие, которое соответствует норме, есть не соответствует. А хорошо это или плохо – вызывает улыбку. Кому хорошо? Ребенку неплохо, в основном, его понимают дома и друзья. Ему достаточно. Маме плохо? Папе? Идите на диагностику.
Из чего состоит? - Из заданий, вопросов, игр и упражнений. 40 минут в среднем – и вам ответят, в норме или нет речь по многим параметрам. Оценят звукопроизношение, лексический (словарный) запас: достаточный или нет. Посмотрят на навыки словообразования и словоизменения. Как слышит звуки и умеет различать. Как анализирует слово на звуки.
Возьмем, к примеру, ребенка лет 6 с половиной. К этому времени нужно уметь правильно произносить все звуки, изменять слова, легко образовывать форы множественного числа у существительных, когда наблюдаем беглость гласных (пен – пни, лев - львы) или усечение основы (теленок – телята), речь идет, конечно, об общеупотребительных частотных словах. То есть нежелательны уже ошибки типа «окнов» вместо «окон».
Образует прилагательные от существительных. Например, мороз – морозный, морковь – морковный.
Хорошо пересказывает текст в 5 - 6 стандартных строк, в 6 предложений. Примеры можно взять из Букварей для 1 класса. Привожу один из текстов. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. Но вода была на самом донышке. Галка стала кидать в кувшин камни. И столько накидала, что можно было пить. Ребенок должен при этом хорошо понимать, что такое пересказ. Это значит рассказать как можно подробнее, своего не добавлять, стараться использовать слова автора.
Четко проговаривает слова длинные и сложные, например, виолончелист.
Умеет назвать первый, второй и третий звук в коротких словах, типа «дом», «сок». Умеет составить из 3 – 4 звуков слово, например, логопед говорит «[с]», «[т]», «[о]», «[л]».
Если очень кратко, то заканчиваю материал. Некоторые задания пропущены. Полистайте диагностические альбомы Н. В. Нищевой, И. Д. Коненковой, О. Б. Иншаковой, все, что там есть, должно быть ребенку в 6.5 доступно.