Найти в Дзене
Доктор на завалинке

Прогулка по городу или В Саратове всё есть

Сегодня в Саратове сухо и тепло и я предлагаю погулять по городу, наслаждаясь последним солнечным деньком в исходе октября.

Сквер Дружбы Народов
Сквер Дружбы Народов

Итак, середина XIX века. Царство классицизма. Во все губернские города в 1841 году разослан "Альбом образцовых фасадов в новом вкусе", изданный Канцелярией главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий.

Согласно Высочайшей рекомендации все общественные здания городов Российской империи должны были приведены к единому образцу, и за образец был взят именно классицизм, корнями которого является классические каноны Древней Греции.

Дом Василия Парусинова, чугунолитейного короля, ул. Московская, 43
Дом Василия Парусинова, чугунолитейного короля, ул. Московская, 43

Здания этого стиля симметричные, как по горизонтали и по вертикали, символизировали четкую вертикаль и горизонталь государственной власти, у каждого окошка, как и у каждого гражданина империи, было свое четко определенное место. Расположение фасада строго по красной линии улицы символизировало идею стабильности, упорядоченности. Выступающий портик подчёркивал главенствующую роль верховной власти.

Дом купца Вакурова, Московская, 9
Дом купца Вакурова, Московская, 9

И как пример классицизма можно привести дом купца Вакурова на Московской, 9, 1826 года постройки. Про хозяина дома, Дмитрия Максимовича, выкупившего себя из крепостных, я расскажу в другой раз, сейчас наш разговор про первую в Саратове книжную лавку, про культовое в те годы место встреч саратовской интеллигенции, про яркий пример классического стиля на улицах Саратова.

Улица Московская вечером чудо как хороша!
Улица Московская вечером чудо как хороша!

Кстати, очень рекомендую зайти в кафе, расположенное во дворе этого дома. Это даже не одно кафе, а коллаборации нескольких саратовских кофеен, где часто собираются архитекторы, краеведы, просто люди, любящие свой город и проводящие здесь интересные краеведческие мероприятия. Абсолютно бесплатно.

Итак, середина XlX века, это эпоха классицизма. Но жизнь не стоит на месте, экономика развивается, людям становится душно в тесных рамках упорядоченного стиля и заказчики просят архитекторов украсить здания.

Так в 1890 г на той же улице Московской, архитектор Алексей Маркович Салько строит здание Окружного суда ( ныне татарский лицей ). Здание очень близко к классицизму - присутствует горизонтальная и вертикальная симметрии, есть полуколонны, но появляются мелкие украшения, выступающие консоли, окна украшаются волютами, загогульками по-нашему, по-простому. К стилю классицизма подмешиваются элементы барокко, элементы национальных орнаментов.

Гимназия N 4 на улице Московской
Гимназия N 4 на улице Московской

Стиль этого здания можно назвать смешанным или эклектикой.

В этом же стиле в 1910 году Салько строит здание управления железной дороги, расположенное прямо напротив дома Вакурова.

Управление Железной Дороги
Управление Железной Дороги

Так в Саратове появляется стиль, промежуточный между классикой и модерном - эклектика. В моем городе около ста таких зданий, и эти здания можно назвать ещё кирпичной эклектикой, потому что все украшения сделаны из фигурного кирпича - полукруглого, треугольного. В других городах украшения на домах чаще всего лепные, а в Саратове - кирпичные.

Почему так? Потому что в нашем городе на рубеже веков жил Тарасий Горин. Этому очень богатому купцу принадлежат кирпичный завод, на котором и производят редкий тогда в России фигурный кирпич.

Дом Тарасия Горина
Дом Тарасия Горина

И как долгосрочную рекламу своему бизнесу Тарасий Горин на той же Московской, 39 ( угол с Приютской, ныне Комсомольской) строит в 1890 г доходный дом в стиле русского барокко.

Московская, 39
Московская, 39

Да, здание симметричное, как классические постройки, да, дом разделён вертикальными и горизонтальными линиями, но архитектор Салько уловил витающие в воздухе идеи русского самосознания и привносит элементы русского стиля - окна в виде кокошников, башенки на крыше в виде теремков, имитация наличников, но выполненных не из дерева, а из фигурного кирпича.

В те годы в обществе очень популярны были идеи национального возрождения, на сценах ставятся русские оперы "Жизнь за царя" и "Князь Игорь", в одежде очень популярными становятся фольклорные элементы, и идея русского самосознания не могла не найти своего отражения и в зодчестве.

Если рассматривать любой архитектурный стиль, как живое существо, которое рождается, растёт, расцветает и умирает, то дом Горина можно воспринимать, как первый крик новорождённого модерна.

Здание еще симметрично, оно располагается по красной линии и имеет одинаковый размер окон, но оно уже становится объёмным, оно представляет собой многогранник, прекрасный со всех сторон. Это здания классицизма имели строгий, красивый фасад, а боковые и задние стены были выстроены чрезвычайно просто. У модерна всё не так. У модерна трудно сказать, какая сторона является фасадной, модерн - это 3-Д, грани которого и выходят за и отступают от красной линии улицы, это многогранник, восхитительный со всех сторон.

Вот таким первым в городе многогранником полуклассическим полумодерном и становится дом Тарасия Горина.

Стиль русского барокко представлен еще одним великолепнейшим зданием, зданием Детской инфекционной больницы на улице Большая Горная, 100.

Человек, который разрешил поставить пластик в историческое здание невероятной красоты, он, вообще, человек?
Человек, который разрешил поставить пластик в историческое здание невероятной красоты, он, вообще, человек?

В 1900 году умирает Иван Дмитриевич Поздеев, богатый купец, депутат Городской Думы. Он завещает часть своего состояния потратить на строительство детской больницы. Его жена исполняет волю мужа и в 1901 году строит дом - игрушку, которую так и тянет взять в руки и рассмотреть, как затейливую шкатулку . Дом сказочно прекрасен с любой стороны. В нем есть и симметрия классицизма, и саратовская кирпичная эклектика, и отсыл к древнерусским башенкам - теремкам, и впервые в городе появляются керамические изразцы на фасаде - характерный признак модерна. Вот как назвать эту прелесть? Эклектический старорусский классический модерн? Не знаю. Пусть будет просто : Дом - сказка.

Со дня основания здесь лечат детей.
Со дня основания здесь лечат детей.

Кстати, эти же сказочные мотивы мы можем увидеть в церкви Утоли Мои Печали на улице Соборной, построенной в 1906 году.

Невероятная красота.
Невероятная красота.

Вроде бы все построено по канонам Русской Церкви - восьмерик на четверике, шатровое завершение, все, как положено в церковном зодчестве, но глядя на него понимаешь, что это Храм - фантазия, Храм - игра, Храм - каприз.

Поэтому отнесем Утоли Мои Печали к стилю русского арт-нуво.

Есть у нас в городе и Храмы, отсылающие нас на русский север, берущие свои истоки в Псковском зодчестве. Так, например, храм в Агафоновке имеет не колокольню, а звонницу, растущую из здания церкви, что является ярким примером северного храмостроения.

Гуляя по Саратову мы увидим множество построек в стиле неоготики - это известная по книгам и открыткам Саратовская Консерватория, кстати, первая провинциальная консерватория России

Вот она, наша визитная карточка
Вот она, наша визитная карточка

И здание Немецкого Посольства

Вот таким здание простояло сто лет, пока собственник не покрасил его в ядовито-зелёный вот так:
Вот таким здание простояло сто лет, пока собственник не покрасил его в ядовито-зелёный вот так:

Голову свою так покрасил бы. Сссс-обственник.
Голову свою так покрасил бы. Сссс-обственник.

Ну и , конечно же модерн.

Центральный ЗАГС г. Саратова, в девичестве "замок Елены Прекрасной". Построен он в 1909 году и представляет собой всеми признанный шедевр провинциальной архитектуры. Стены едва заметно наклонены внутрь так, что если мысленно продолжить их вверх, то рано или поздно они встретятся в «небесном фокусе». Построил его промышленник Аносов для своей будущей жены Елены. Красиво посватался!
Центральный ЗАГС г. Саратова, в девичестве "замок Елены Прекрасной". Построен он в 1909 году и представляет собой всеми признанный шедевр провинциальной архитектуры. Стены едва заметно наклонены внутрь так, что если мысленно продолжить их вверх, то рано или поздно они встретятся в «небесном фокусе». Построил его промышленник Аносов для своей будущей жены Елены. Красиво посватался!

Ассиметрия, уход от красной линии, оформление здания со всех сторон, а не только со стороны фасада, окна разного размера и формы, волнистые линии, растительные орнаменты, изразцовые плитки, пастельные тона, кованные элементы балконов, дверей и лестниц, цветное стекло- все это заставляет замирать моё сердце и почему-то увлажняет глаза.

Как можно пройти мимо ирисов дома купчихи Шишкиной на улице Дзержинского, 6 и не получить архитектурный экстаз?

Керамическая плитка на фасаде дома говорила, что хозяин очень-очень-очень богат.
Керамическая плитка на фасаде дома говорила, что хозяин очень-очень-очень богат.

Как можно не залипнуть, рассматривая игру света в витражах усадьбы Скибиневского на углу Советской и Радищева?

Сейчас здесь Школа Искусств
Сейчас здесь Школа Искусств

И это мы еще не рассмотрели дома стилей конструктивизм и постмодерн, которыми тоже украшен мой город.

Говорят, в Греции всё есть. Ничего подобного, я там была. Там тоотко классицизм и закрытые из-за кризиса магазины. Всё есть здесь, у нас, в Саратове, на Волге. И пусть Саратов - маленький кусочек в огромном калейдоскопе мира. Но кусочек многогранный, драгоценный и невероятно прекрасный. Как окна Фальконье в доме братьев - травников Соколовых на улице Кутякова. Специально не буду выкладывать фотографии. Приезжайте, это надо увидеть самому !