Сегодня в Саратове сухо и тепло и я предлагаю погулять по городу, наслаждаясь последним солнечным деньком в исходе октября.
Итак, середина XIX века. Царство классицизма. Во все губернские города в 1841 году разослан "Альбом образцовых фасадов в новом вкусе", изданный Канцелярией главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий.
Согласно Высочайшей рекомендации все общественные здания городов Российской империи должны были приведены к единому образцу, и за образец был взят именно классицизм, корнями которого является классические каноны Древней Греции.
Здания этого стиля симметричные, как по горизонтали и по вертикали, символизировали четкую вертикаль и горизонталь государственной власти, у каждого окошка, как и у каждого гражданина империи, было свое четко определенное место. Расположение фасада строго по красной линии улицы символизировало идею стабильности, упорядоченности. Выступающий портик подчёркивал главенствующую роль верховной власти.
И как пример классицизма можно привести дом купца Вакурова на Московской, 9, 1826 года постройки. Про хозяина дома, Дмитрия Максимовича, выкупившего себя из крепостных, я расскажу в другой раз, сейчас наш разговор про первую в Саратове книжную лавку, про культовое в те годы место встреч саратовской интеллигенции, про яркий пример классического стиля на улицах Саратова.
Кстати, очень рекомендую зайти в кафе, расположенное во дворе этого дома. Это даже не одно кафе, а коллаборации нескольких саратовских кофеен, где часто собираются архитекторы, краеведы, просто люди, любящие свой город и проводящие здесь интересные краеведческие мероприятия. Абсолютно бесплатно.
Итак, середина XlX века, это эпоха классицизма. Но жизнь не стоит на месте, экономика развивается, людям становится душно в тесных рамках упорядоченного стиля и заказчики просят архитекторов украсить здания.
Так в 1890 г на той же улице Московской, архитектор Алексей Маркович Салько строит здание Окружного суда ( ныне татарский лицей ). Здание очень близко к классицизму - присутствует горизонтальная и вертикальная симметрии, есть полуколонны, но появляются мелкие украшения, выступающие консоли, окна украшаются волютами, загогульками по-нашему, по-простому. К стилю классицизма подмешиваются элементы барокко, элементы национальных орнаментов.
Стиль этого здания можно назвать смешанным или эклектикой.
В этом же стиле в 1910 году Салько строит здание управления железной дороги, расположенное прямо напротив дома Вакурова.
Так в Саратове появляется стиль, промежуточный между классикой и модерном - эклектика. В моем городе около ста таких зданий, и эти здания можно назвать ещё кирпичной эклектикой, потому что все украшения сделаны из фигурного кирпича - полукруглого, треугольного. В других городах украшения на домах чаще всего лепные, а в Саратове - кирпичные.
Почему так? Потому что в нашем городе на рубеже веков жил Тарасий Горин. Этому очень богатому купцу принадлежат кирпичный завод, на котором и производят редкий тогда в России фигурный кирпич.
И как долгосрочную рекламу своему бизнесу Тарасий Горин на той же Московской, 39 ( угол с Приютской, ныне Комсомольской) строит в 1890 г доходный дом в стиле русского барокко.
Да, здание симметричное, как классические постройки, да, дом разделён вертикальными и горизонтальными линиями, но архитектор Салько уловил витающие в воздухе идеи русского самосознания и привносит элементы русского стиля - окна в виде кокошников, башенки на крыше в виде теремков, имитация наличников, но выполненных не из дерева, а из фигурного кирпича.
В те годы в обществе очень популярны были идеи национального возрождения, на сценах ставятся русские оперы "Жизнь за царя" и "Князь Игорь", в одежде очень популярными становятся фольклорные элементы, и идея русского самосознания не могла не найти своего отражения и в зодчестве.
Если рассматривать любой архитектурный стиль, как живое существо, которое рождается, растёт, расцветает и умирает, то дом Горина можно воспринимать, как первый крик новорождённого модерна.
Здание еще симметрично, оно располагается по красной линии и имеет одинаковый размер окон, но оно уже становится объёмным, оно представляет собой многогранник, прекрасный со всех сторон. Это здания классицизма имели строгий, красивый фасад, а боковые и задние стены были выстроены чрезвычайно просто. У модерна всё не так. У модерна трудно сказать, какая сторона является фасадной, модерн - это 3-Д, грани которого и выходят за и отступают от красной линии улицы, это многогранник, восхитительный со всех сторон.
Вот таким первым в городе многогранником полуклассическим полумодерном и становится дом Тарасия Горина.
Стиль русского барокко представлен еще одним великолепнейшим зданием, зданием Детской инфекционной больницы на улице Большая Горная, 100.
В 1900 году умирает Иван Дмитриевич Поздеев, богатый купец, депутат Городской Думы. Он завещает часть своего состояния потратить на строительство детской больницы. Его жена исполняет волю мужа и в 1901 году строит дом - игрушку, которую так и тянет взять в руки и рассмотреть, как затейливую шкатулку . Дом сказочно прекрасен с любой стороны. В нем есть и симметрия классицизма, и саратовская кирпичная эклектика, и отсыл к древнерусским башенкам - теремкам, и впервые в городе появляются керамические изразцы на фасаде - характерный признак модерна. Вот как назвать эту прелесть? Эклектический старорусский классический модерн? Не знаю. Пусть будет просто : Дом - сказка.
Кстати, эти же сказочные мотивы мы можем увидеть в церкви Утоли Мои Печали на улице Соборной, построенной в 1906 году.
Вроде бы все построено по канонам Русской Церкви - восьмерик на четверике, шатровое завершение, все, как положено в церковном зодчестве, но глядя на него понимаешь, что это Храм - фантазия, Храм - игра, Храм - каприз.
Поэтому отнесем Утоли Мои Печали к стилю русского арт-нуво.
Есть у нас в городе и Храмы, отсылающие нас на русский север, берущие свои истоки в Псковском зодчестве. Так, например, храм в Агафоновке имеет не колокольню, а звонницу, растущую из здания церкви, что является ярким примером северного храмостроения.
Гуляя по Саратову мы увидим множество построек в стиле неоготики - это известная по книгам и открыткам Саратовская Консерватория, кстати, первая провинциальная консерватория России
И здание Немецкого Посольства
Ну и , конечно же модерн.
Ассиметрия, уход от красной линии, оформление здания со всех сторон, а не только со стороны фасада, окна разного размера и формы, волнистые линии, растительные орнаменты, изразцовые плитки, пастельные тона, кованные элементы балконов, дверей и лестниц, цветное стекло- все это заставляет замирать моё сердце и почему-то увлажняет глаза.
Как можно пройти мимо ирисов дома купчихи Шишкиной на улице Дзержинского, 6 и не получить архитектурный экстаз?
Как можно не залипнуть, рассматривая игру света в витражах усадьбы Скибиневского на углу Советской и Радищева?
И это мы еще не рассмотрели дома стилей конструктивизм и постмодерн, которыми тоже украшен мой город.
Говорят, в Греции всё есть. Ничего подобного, я там была. Там тоотко классицизм и закрытые из-за кризиса магазины. Всё есть здесь, у нас, в Саратове, на Волге. И пусть Саратов - маленький кусочек в огромном калейдоскопе мира. Но кусочек многогранный, драгоценный и невероятно прекрасный. Как окна Фальконье в доме братьев - травников Соколовых на улице Кутякова. Специально не буду выкладывать фотографии. Приезжайте, это надо увидеть самому !