Во времена моего детства родители покупали подобные игрушки. Это были остатки советских товаров для детей. Одной из них была железная грузовая машина, такая реалистичная, металлическая и большая, с рычагом для поднятия кузова, что бы выгружать содержимое.
Подобных игрушек тогда делалось много, никто как будто бы и не заботился излишне о безопасности детей, как это происходит сейчас. Да и кому придет в голову вообще, что ребенок этой машинкой может навредить себе или другим. Наверное тогда не только трава была зеленее и солнце ярче, но и дети более умными. Насчет того, что металлической машиной дети могут себя травмировать особо никто не заявлял. А может просто за детьми лучше следили и лучше воспитывали и как ни странно так и получалось, этого и не происходило. Игрались радовались, развивались.
Сейчас не так много осталось у меня подобных игрушек, но кое что храню все таки. Состояние у них такое, что реставрация конечно же требуется. Решил откопать их и привести в порядок, а пока что давайте ка поглядим, во что мы играли раньше. И чего уже не будет более.
Моя первая железная игрушечная машина производства времен СССР была другая. Не такая как те, что у меня сейчас сохранились. Кажется она была вот такой.
Подобного транспорта среди ассортимента этих игрушек было достаточно много. На любой вкус. Но что мне нравилось больше всего, это детализация каждого элемента. С одной стороны у этих грузовых машин и строительной техники всего было по минимуму, но за то каждая часть выглядела качественно.
Каркас машины был металлическим и действительно производил впечатление, прочной конструкции, приближенной к реальности. Модель ощущалась крепкой, по настоящему пригодной к работе, строительной техникой.
Возникали мысли, что на эту машину можно поставить мотор и она будет ездить не хуже настоящей. На резиновых колесах есть протекторы, а сами колеса достаточно большие, жесткие и прочные. Хоть по полу её катай, хоть по камням. На машинах с фургоном были задвижки для дверей, которые, позволяли их закрыть после загрузки и открывать для разгрузки.
Сами машины были достаточно большими для ребенка. Иногда даже слишком большими. При игре дети их катали двумя руками или же даже могли сесть на них и кататься сами, если кто то другой будет тянуть за веревку. Сломать такую игрушку было непросто. Помню как в детском саду был целый автопарк из подобного транспорта.
На машинах с кузовом присутствовали фиксаторы для откидного борта и так же рычаг для подъема кузова. Вот только у этого рычага была одна проблема. Он мог пригодиться только в случае если машину загрузим чем то легким, но чаще всего мы грузили в кузов песок, или щебень, кирпичи, гранит, камни. Реализм данной советской игрушки мотивировал делать все по настоящему. Никаких пластиковых кубиков или резиновых игрушек, только реальные материалы. И вот в таких условиях рычаг уже совсем не справлялся с задачей и не работал.
Кузов был неподъемным от такого содержимого. Приходилось пользоваться детской лопаткой или руками для того, что бы выгрузить содержимое из машинки, а уже потом остатки сваливать рычагом, как положено. Но как правило песок уже прилипал к стенкам кузовка и все равно оставался внутри. А некоторым везло чуть больше и содержимое кузова машинки можно было выгружать при помощи другой строительной техники. Например вот такой 👇
У некоторых детей были и вот такие экскаваторы, подъемные краны и тракторы. У меня к сожалению подобного не было, да и сейчас нет, но я видел пару раз такие игрушки у других ребят во дворе, в те времена. Иногда, даже мог с ними поиграть, но случалось это редко, как правило жадность им не позволяла делиться такими шикарными устройствами. Для меня подобные железные игрушки были чем то сильно желанным, каким то технологическим чудом. Представьте столько бы стоила подобная игрушка из металла в наше время. Хотя понятно, что подобное уже никто делать не будет.
Не многие знают, что эти детские машинки в СССР выпускались на настоящих автомобильных заводах, таких как КРАЗ, например, или ЛТЗ. То есть в одном цеху делали большую машину, а соседнем, её миниатюрную копию для детишек.
То есть, если на автомобиле написано КРАЗ, то именно на данном заводе эту игрушечную машинку и делали. Это было не для вида, как делают сейчас, а реально товарный знак завода изготовителя.
Были модели производства ЛТЗ (липецкий тракторный завод) Мой грузовик, тот что на фото ниже, как раз из таковых. А так же фургон показанный ранее.
На данном фото возможно будет не так уж и просто прочитать, но на передней решетке есть надпись ЛТЗ. Данный игрушечный грузовой автомобиль делался на Липецком Тракторном Заводе, используя отходы от производства деталей тракторов и другой строительной техники. А бывали и железные игрушки без маркировки и определенной модели, таких как этот малыш.
Большая часть железных машинок, которые делались для детей в советском союзе были лишь условно похожи на их реальные аналоги. Но некоторые все же узнаваемо копировали реальные свои прототипы и это было особенно интересно.
Для детей чуть большего возраста делали и модели побольше с возможностью покататься в них за рулем по двору.
Модельки были настолько реалистично выполнены, что повторяли многие черты своих прародителей. У них можно было включить фары, а в движение они приводились при помощи педалей. Помню, что крутить педали было достаточно трудно.
Иногда на таких моделях машин устанавливали ещё и работающих сигнал. В крайне редких случаях открывались двери. Делались они так же на тех заводах, которые производили настоящие, полноценные автомобили. Чаще всего для производства этих машинок использовались снова отходы производства от основных линий, на которых производились полноценные советские автомобили. Те материалы, которые уже не годились для изготовления больших деталей.