На фоне оглушительного успеха «Оппенгеймера» может показаться, что США обладали безоговорочным первенством в военно-технологических проектах на заре Холодной войны. Однако это далеко не так: американская ядерная разработка стала лишь первой главой масштабного противостояния сверхдержав. Параллельно с Оппенгеймером созданием атомной бомбы занимался коллектив под началом русского ученого Игоря Васильевича Курчатова.
Американцам для решения задачи понадобилось три года. В июле 1945 года первая атомная бомба была взорвана на полигоне, а в августе ещё две бомбы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. Для рождения советской атомной бомбы понадобилось семь лет - первый взрыв был произведён на полигоне в 1949 году.
Игорь Васильевич родился 12 января 1903 года в посёлке Симского завода на Южном Урале в семье землемера и учительницы. В 12 лет поступил в гимназию, которую окончил с золотой медалью, несмотря на большую нужду в семье. После школы учился на физико-математическом факультете Крымского университета в Симферополе (окончил в 1923 г.) Весной 1925 г. Курчатов был приглашён А. Ф. Иоффе в Ленинградский физико-технический институт. С 1933 г. он занимался проблемами физики атомного ядра. Вместе с группой коллег изучал ядерные реакции, обусловленные быстрыми и медленными нейтронами; обнаружил явление ядерной изометрии у искусственно полученного радиоактивного брома. Особая роль принадлежит Курчатову в становлении и развитии атомной энергетики. Он руководил созданием атомной бомбы в СССР. Работы начались во время Великой Отечественной войны.
Тогда при Академии наук Курчатов создал закрытую лабораторию, где велись исследования, направленные на получение цепной ядерной реакции. Атомная бомба была создана в 1949 г., водородная - в 1953 г., первая в мире промышленная атомная электростанция (Обнинск (Калужская область)) - в 1954 г.
Русская ядерная программа стартовала одновременно с американской – в 1942 году. Научные исследования проходили в чрезвычайно непростой обстановке. Во-первых, находящаяся в самом разгаре Великая Отечественная война отнимала существенные ресурсы государства. Во-вторых, вплоть до поступления разведданных о «Манхэттенском проекте» США атомная энергетика в СССР считалась бесперспективной. Фактически команде Курчатова приходилось начинать работу полностью с нуля.
Обаятельный человек. Коллеги вспоминали, что в Курчатове успешно сочетались талант ученого и руководителя. По словам тех, кто с ним трудился, Игорь Васильевич умел вдохновлять окружающих и строить работу «без разносов и шума».
«Это был обаятельный человек, которому не нужна была никакая жёсткость. Просто его вопрос, его участие, его постановка задачи и интерес к решению вызывали у людей такое стремление сделать, что не нужны были никакие жёсткости». Вспоминает ветеран ПО «Маяк» Борис Ентяков.
При этом сам проект требовал создания масштабной производственной базы и строительства специальной исследовательской лаборатории. Так, в СССР появляется Лаборатория №2 – место, где Курчатов и его команда будут работать все последующие до ядерных испытаний годы. В то же время на Южном Урале строят комбинат для производства «начинки» будущей атомной бомбы. Разработка вынужденно затягивается: невозможно быстро осуществить настолько технологически сложные планы в условиях жесточайшей войны на выживание.
Другая ситуация сложилась у Оппенгеймера в США. В «Манхэттенский проект» были вовлечены более сотни тысяч человек. Среди них – десятки тысяч рабочих, тысячи военнослужащих и несколько десятков всемирно известных физиков, в том числе из Германии и Великобритании. Для сравнения под началом Курчатова в Лаборатории №2 работали всего 11 ученых. Неудивительно, что американским исследователям понадобилось всего три года, чтобы разработать бомбу «Малыш» (Little Boy).
Поворотной точкой в истории обеих программ стало 6 августа 1945 года. Именно в тот день бомбардировщик ВВС США сбросил ядерного «Малыша» на японский город Хиросиму. Тремя днями позже аналогичная судьба постигла Нагасаки. Многие эксперты до сих пор спорят о военной необходимости атомных бомбардировок. Однако помимо усмирения Японии, американские власти преследовали еще одну цель. США продемонстрировали всему миру свою ядерную мощь и послали четкий сигнал Москве, будущий конфликт с которой становился все более очевидным в силу идеологии.
С этого момента программа Курчатова получает дополнительную поддержку. Штат команды ученых расширяется, у проекта появляется структура, а шефство над разработкой берет на себя нарком внутренних дел Лаврентий Берия. Вместе с тем в кратчайшие сроки возводятся новые ядерные объекты по выработке материалов для будущего оружия. Москва вновь справляется с двумя трудоемкими задачами. С одной стороны, разрушенную страну быстро и успешно восстанавливают, с другой – СССР стремительно сокращает научно-технологический разрыв с США по ключевым направлениям.
Приданный программе импульс принес плоды только через четыре года. К августу 1949 года команда Курчатова представила проект атомной бомбы РДС-1. Через некоторое время данную аббревиатуру начали расшифровывать как – "Реактивный двигатель Сталина". В документах для обеспечения секретности советская бомба именовалась "ракетным двигателем". Оружие успешно испытали на Семипалатинском испытательном полигоне, который располагается на территории современного Казахстана. И хотя эффект от РДС-1 оказался явно скромнее, чем взрыв «Малыша», начало было положено.
Позже в СССР создадут первую водородную бомбу и термоядерную «Царь-бомбу» с рекордной мощностью 58 мегатонн. Атомные проекты появятся и в отрасли гражданской энергетики. США постепенно растеряют задел Оппенгеймера. Сегодня российская ядерная промышленность является самой развитой в мире. Услугами Москвы пользуются в том числе страны коллективного Запада и прежде всего сами США.
Напоследок стоит признать успехи Роберта Оппенгеймера, фильм о нем тоже вышел весьма качественным. Но смог бы американский физик повторить свой результат, находись его страна в центре самой кровавой войны в истории человечества?
Игорь Курчатов ушел из жизни внезапно. 7 февраля 1960 года он обсуждал с Ю.Б. Харитоном очередные результаты полигонных испытаний, прогуливаясь по аллеям в парке подмосковного санатория. Они присели на скамейку, продолжая разговаривать. Возникла пауза, а когда собеседник посмотрел на Курчатова, тот уже был мертв. Позже стало известно, что ученый скончался от тромбоэмболии сосуда сердца.
Учитывая исключительные заслуги перед Советской Родиной в деле решения проблемы использования атомной энергии и в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 марта 1946 г. № 627 - 258, Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. КУРЧАТОВА Игоря Васильевича, академика, научного руководителя работ по созданию атомных реакторов и атомной бомбы:
- представить к присвоению звания Героя Социалистического Труда;
- премировать суммой 500 000 рублей (помимо выданной ранее части (50 %) премии в сумме 500 000 рублей и автомашины ЗИС-110).
Присвоить акад. Курчатову И. В. звание лауреата Сталинской премии первой степени.
Построить за счёт государства и передать в собственность акад. Курчатова И. В. дом-особняк и дачу, с обстановкой.
Установить акад. Курчатову И. В. двойной оклад жалования на всё время его работы в области использования атомной энергии.
Предоставить акад. Курчатову И. В. право (пожизненно для него и его жены) на бесплатный проезд железнодорожным, водным и воздушным транспортом в пределах СССР.
И. В. Курчатов всю жизнь боролся за мир, и, осознавая опасность для человечества гонки ядерных вооружений, выступал за запрет ядерного оружия и поддерживал применение ядерной энергии в мирных целях.
«Ученые глубоко взволнованы тем, что до сих пор нет международного соглашения о безусловном запрещении атомного и водородного оружия. Мы обращаемся к ученым всего мира с призывом превратить энергию ядер водорода из оружия разрушения в могучий, живительный источник энергии, несущий благосостояние и радость всем людям на Земле»
И. В. Курчатов
На этом всё, спасибо, что дочитали эту статью до конца, оставляйте Ваши комментарии и если Вам было интересно, то подписывайтесь на мой канал