Найти тему
Петр Свирин

ОБНИМАЮЩИЙ ШЕЮ

Шаль
Шаль

На протяжении тысячелетий человека окружают разные вещи, со временем претерпевающие удивительные трансформации. Обычный шарф, который каждый из нас носит на шее, за свою более чем 2-тысячелетнюю историю служил людям не только красивым и ярким аксессуаром, который можно подобрать в любой сезон к любому предмету гардероба, но и, прежде всего, защитником от простуд. К тому же, шарф способен и скрыть что-то, и стать настоящей изюминкой образа.

«Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык. Он помогает нам всегда, когда приходят холода», - живописует шарф детское стихотворение. Но мягким, теплым и пушистым шарф был не всегда. Все началось с куска грубой ткани, которую и шарфом назвать сложно.

История шарфа начинается почти две тысячи лет тому назад. Археологические находки семидесятых годов XX века указывают на то, что впервые его стали носить китайские военные. В открытом в 1974 году захоронении времен китайского императора Цинь Шихуанди (склеп датирован 210 годом до нашей эры) у 8 тысяч воинов из терракоты можно увидеть шейные повязки, исполненные настолько искусно, что на них и сейчас можно легко различить складки. Находка подтвердила, что китайские воины обвязывали куском материала шею для защиты от холода и ветра, то есть использовали платок только из практических соображений. Чуть позже появилась градация шарфов по военному рангу: приближенные к императору воины носили шелковые, простые — из хлопка.

В Египте проблем с холодом не было, но и здесь шарфы были в фаворе. Так же, как и в Китае, шелковый шарф показывал степень влиятельности его хозяина. Согласно древним рисункам, древнеегипетская царица Нефертити (XIV век до н.э.) любила шелковые шарфы красной расцветки со сложным орнаментом.

До этого открытия изобретателями шейного платка считались римляне. В Древнем Риме аристократы также обожали шелковые шарфы, показывая им свой статус. Римские легионеры называли шейные повязки фокале, в таком виде их даже запечатлели на колонне Траяна. На ней спиральной лентой выгравированы воины, демонстрирующие военные подвиги императора Траяна. Причем у большинства из них на шеях завязанные узлом платки, которыми можно было, в случае необходимости, вытереть пот. Предшественник сегодняшних теплых шарфов тоже появился в Древнем Риме. Их Римские легионеры носили их во время походов в холодные Галлию и Германию.

После разрушения Рима варварами шарф был забыт. Из изящного шелкового изделия он опять превратился в кусок грубой ткани. Германцы носили его на шее для защиты от холода или для смягчения доспехов.

В семнадцатом веке про утилитарность забыли, и на первом плане оказалась красота. Самым изысканным, разумеется, считался шелк, и шарфы из этого материала пользовались огромной популярностью среди представителей высшего общества. К примеру, этот аксессуар любил композитор Бетховен, предпочитая драматичные красные оттенки, подчеркивающие его брутальную внешность. Наполеон Бонапарт обожал шелковые шарфы, которые ему привозили специально из Индии, а король Франции Людовик XIV, впервые увидев яркие шелковые платки на хорватских воинах, влюбился в них с первого взгляда. Шелковые шарфы стали называть кравате. Это были дорогие платки из венецианских или фламандских кружев. Не беремся утверждать, восходит ли французское «крават» к хорватам, но это название для галстука сохранилось во многих европейских языках до сих пор, так что вероятность крайне велика. Поскольку кружева ввозили во Францию из-за границы, они были очень дороги. «Король-солнце» даже организовал специальную придворную должность: поставщик-краватье ведал закупкой и уходом за множеством шелковых аксессуаров (владыка не любил отказывать себе в выборе и имел сотни шарфов). Это был период, когда эстетика вышла на первый план. Фаворитки короля одна за другой соревновались в том, кто оригинальней наденет красивый платок. Герцогиня де Ла Вальер даже вошла в историю: она облюбовала для себя мужские шейные платки и стала завязывать их бантом. Этот бант-лавальер сохранился до наших дней как декоративное украшение и женской, и мужской одежды.

Платок только кажется простым кусочком материи, на самом деле от способа его ношения зависит очень много. Для творчества здесь всегда найдется место. Так, в период военных действий 1692 года между Францией и Англией зародился стиль стейнкерк, который заключался в следующем: шарф наматывали на шею, а связанные вместе узлом концы прятали в ворот верхней одежды. История появления этого стиля довольно интересна. Французы отдыхали возле деревни Стейнкерк, когда пришло известие о том, что англичане наступают. Не успевая завязать галстук как полагается, один франт просто заправил его в петлицу.

В нашей стране шарфы появились при царствовании Петра I в конце XVII века и кратко прошли уже известный нам путь. Причем офицерский шарф стал первым элементом отличия высших чинов от обычных солдат. Он был снабжен кисточками из скрученной нити серебристого или золотистого цвета и изготавливался из шелка. Аксессуар предполагалась надевать через правое плечо, связывая у левого бедра кисточки узлом. Кстати, вошедший позднее на престол Павел I очень не любил шарфы. Самодержец ввел в армии жесткую дисциплину. Всякая вольность в одежде была исключена. Появилась офицерская форма вообще без этого аксессуара. По иронии судьбы именно шарф стал причиной гибели императора: его задушил им один из офицеров. Александр I и его брат Николай I военные шарфы не только возродили, но и позволили появиться на их концах кистям. Правда, уже в царствование Александра II кисти на уставных шарфах полагались лишь генералам и командирам частей.

В начале XIXвека во Франции популярными стали кашне (в переводе с французского это слово означает буквально «спрячь нос»). Изначально от обычного шарфа кашне отличалось яркой разведкой и большей шириной, что позволяло владельцу защитить от холода не только шею, но и нижнюю часть лица. Считается, что кашне и стиль его ношения стали признаком участников Июльской революции 1830 г. в Париже. В России того же периода щеголей, носящих кашне, относили к вольнодумцам, кашне стало модным вызовом молодежи мещанским нравам.

В 1783 году в Кракове изобрели удобный вязаный шарф. Правда, в повседневную мужскую моду вязаный шарф стал проникать в тридцатые годы XX века, но окончательно закрепился в ней лишь в семидесятые на волне моды на трикотаж.

А вот во Франции в эти годы шерстяной шарф неожиданно превратился в символ бунтарства. Молодые революционеры стали укрывать им не только шею, но и нижнюю часть лица. Сперва аксессуары были блеклых цветов и в клетку, а позднее их стали шить из тонких и ярких цветных шелковых тканей с узорами. Увидев в шарфах символ бунтарства и отрицания режима, его стали носить в нашей стране куда реже. Кашне тут же облюбовали преступные группировки и надевали их, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к криминальному миру.

Слава богу, моду на шарфы возродил в середине XX века итальянский актер Марчелло Мастроянни. Он их просто обожал. Эту моду подхватили и хиппи, шарфы которых отличались ярким орнаментом и различными украшениями в виде кистей и разных фенечек. Кстати, в ту же эпоху в Советском Союзе шарф считался признаком буржуазности, потому носить его решались только женщины и дети. Вот они и кутались в клетчатые кашне из шерсти в прохладную погоду.

В XXI веке модельеры иначе взглянули на шарфы и вдохнули в них новую жизнь. Сегодня шарф уже не просто вещь для сохранения тепла, а чаще всего - модный аксессуар, завершающий имидж уверенного в себе человека.