Ирина Мирошниченко. Лишилась красоты и потеряла смысл жизни

31K прочитали

Она была красавицей-актрисой, обаятельной, заметной, с внутренним шармом и особым стилем. Увидев ее хоть раз на экране, трудно было не запомнить.

Ирина Мирошниченко осталась в памяти зрителей благодаря множеству ролей: в юности она играла милых девушек, в зрелые годы неповторимых женщин, а в старости… В старости ее ждали одиночество, болезни, редкие роли в театре и кино и потеря той самой красоты, которую она очень ценила.

Последние годы актрису можно было увидеть чаще всего на ток-шоу, которые она терпеть не могла и ходила туда за гонорарами. Она болела, нужны были деньги на лекарства и жизнь, вот приходилось ломать себя. При этом Мирошниченко признавалась, что не хочет, чтобы зрители видели ее «такой», какой она стала, уже лучше вообще закрыть дверь своего дома, чем слышать за спиной шепот о том, как она постарела и располнела.

И актриса так и поступила. В течение последних лет она старалась почти не выходить из квартиры, только изредка звонила друзьям, признаваясь, что чувствует себя неважно. Скончалась в августе 2023 года, впав в кому из-за осложнений гриппа. Ей был 81 год.

Она была красавицей-актрисой, обаятельной, заметной, с внутренним шармом и особым стилем. Увидев ее хоть раз на экране, трудно было не запомнить.

Папина дочка

Многие замечали в Мирошниченко какую-то тонкую восточную красоту. Она ею обладала, потому что ее отец Пётр Исаакович Вайнштейн был представителем древней нации.

Ирина родилась в 1942 году в эвакуации. Отец смог приехать с фронта на побывку еще в 1941 году, несмотря на трудности военного лихолетья мать сохранила ребенка и выходила его.

Через 2 года семья вернулась в Москву.

К радости домашних Петр Исаакович мобилизовался и вернулся к близким. Однако радость омрачала его инвалидность, полученная после ранения.

Дочь он любил, был заботливым отцом, баловал девочку и на всю жизнь вселил в нее уверенность, что мужчина рядом должен быть именно таким.

Отец работал завхозом в поликлинике, а потом занимал скромную должность в санатории Артема.

У матери Екатерины Антоновны Мирошниченко, профессиональной актрисы, карьера не задалась с самого начала. Она винила в этом арест в 1937 году своего первого мужа Ивана Игнатьевича Толпежникова, считая, что ей как вдове врага народа просто перестали давать роли. Работала Екатерина Антоновна в Москонцерте, но работа эта ее не удовлетворяла.

Ирина с матерью
Ирина с матерью

Жила семья небогато. Ютились в маленькой комнате в коммуналке вчетвером (у Ирины был старший единоутробный брат Рудольф Толпежников).

Первые успехи

Уже в юности Ирина выделялась своей грацией, красотой и способностями. Родители отдали ее учиться в школу Гнесиных по классу скрипки, надеясь, что девочка пойдет по музыкальной стезе, но Ирина выбрала другой путь. Она мечтала о сцене, аплодисментах, ролях и той удивительной жизни, которую открывает для человека Зазеркалье искусства.

Его величество театр

В 18 лет она поступила в школу-студию МХАТ, училась упорно, была одной из первых студенток. Здесь ее встретил драматург Михаил Шатров. У него была фамилия Маршак, но из-за сходства с великим Маршаком, он специально изменил ее.

Шатров был старше Ирины на 10 лет, но влюбился без памяти, а она увидела в этом немного неуклюжем полноватом человеке в очках прообраз своего отца.

Дело в том, что в семье ее родителей в это время было неладно. Мама увлеклась аккомпаниатором Москонцерта Яковом Пинхусовичем Розенкером, который был ее младше на 25 лет.

Родители развелись, мама вышла замуж в третий раз. До конца жизни Мирошниченко находилась с отчимом в сложных отношениях, а когда мать тяжело заболела, выписала его из квартиры, сменив замки у дверей. Так пожилой мужчина оказался буквально на улице. Человеком она была жестким, мать всегда боготворила, а вот отчима считала виновным в развале брака ее родителей.

Но это случится потом, а пока Ирина наслаждалась ролями, славой и своей красотой.

Она была красавицей-актрисой, обаятельной, заметной, с внутренним шармом и особым стилем. Увидев ее хоть раз на экране, трудно было не запомнить.-3

Кино

Наверное, не случись в жизни Мирошниченко киноуспеха, она все равно прославилась бы театральными работами. Ведь играть ей пришлось на сцене МХАТа. И какие это были роли! Русская классика и современные пьесы.

Но еще учась на 3 курсе, она сыграла роль старшей сестры главного героя в фильме «Я шагаю по Москве».

Она была красавицей-актрисой, обаятельной, заметной, с внутренним шармом и особым стилем. Увидев ее хоть раз на экране, трудно было не запомнить.-4

На приятную девушку обратили внимание и зрители, и режиссеры. Отныне ролей в кино Мирошниченко будут предлагать множество. Она вольна будет выбирать лучшее.

Но успех не давал ей реализоваться в материнстве.

Муж хотел детей, но она не могла себе представить, что будет вынуждена уйти со сцены, передать кому-то свои роли, откажется от предложений кинорежиссеров.

Снималась в кино и играла на сцене она неистово. Когда Андрей Тарковский предложил ей роль Марии Магдалины в фильме «Андрей Рублев», была счастлива.

Но сцену идущего на Голгофу по снегу Христа снимали во Владимире, когда стояли 20-градусные морозы. Мирошниченко одели в холщовую одежду до пят, костюмеры предлагали режиссеру утеплить актрису с помощью шерстяного свитера и брюк, которые будут незаметны зрителям, но Тарковский отказался. Все должно было быть натурально.

Из фильма "Андрей Рублев"
Из фильма "Андрей Рублев"

Мирошниченко замерзла до посинения, но дубль за дублем играла тяжелые сцены распятия.

Потом она слегла с воспалением легких.

Актриса за свою творческую жизнь переживет немало таких ситуаций, когда будет вынуждена рисковать своим здоровьем ради красивой картинки: ей приходилось нырять в море в октябре, сниматься в легком открытом платье в холодном сентябре. Она не жаловалась. Искусству служила без остатка.

Она была красавицей-актрисой, обаятельной, заметной, с внутренним шармом и особым стилем. Увидев ее хоть раз на экране, трудно было не запомнить.-6

Влечения сердца

Актриса была влюбчива, а мужчины отвечали ей взаимностью. Позже она признавалась, что все романы прошли как летние дожди, но не оставили в душе глубоких следов. А вот первый муж любил ее по-настоящему, и если бы не ее легкомыслие, возможно, их брак продлился бы до конца его жизни.

М. Шатров - первый муж
М. Шатров - первый муж

Но как говорится, знал бы где упасть, соломки постелил.

В 1972 году Мирошниченко снималась в фильме «Это сладкое слово – свобода», играя в нем женщину, которая хочет любить и быть любимой и презирает общественную мораль. Здесь она – стройная и прекрасная покорила сердце режиссера картины Витаутаса Жалакявичуса.

Роман был бурным. И несмотря на то, что оба имели супругов, они отставили все ради новой любви.

Но их брак продлился только полгода. Жалакявичус был человеком гневливым, резким, авторитарным, Ирина не уступала ему.

И. Мирошниченко и Витаутас Жалакявичус
И. Мирошниченко и Витаутас Жалакявичус

Позже ее захватили другие увлечения. Она близко общалась с другом Владимира Высоцкого Всеволодом Абдуловым, но это не привело к браку, а потом увлеклась пришедшим в МХАТ Олегом Ефремовым.

Он был известным сердцеедом. Многие женщины хотели бы стать супругами Ефремова, однако он не спешил ни с кем в загс. А в Мирошниченко видел и красивую женщину, и талантливую актрису.

Она была красавицей-актрисой, обаятельной, заметной, с внутренним шармом и особым стилем. Увидев ее хоть раз на экране, трудно было не запомнить.-9

Отношения с Ефремовым тоже закончились. И тогда Мирошниченко вышла замуж за актера Игоря Васильева. Но этот союз просуществовал всего 2 года. Впрочем, расстались они мирно и потом долгое время общались.

И. Мирошниченко и И. Васильев
И. Мирошниченко и И. Васильев

Ирина жила ярко, но самое большое удовлетворение ей приносила желанная работа.

Она была красавицей-актрисой, обаятельной, заметной, с внутренним шармом и особым стилем. Увидев ее хоть раз на экране, трудно было не запомнить.-11

Одиночество

В конце 1980-х годов ей пришлось пережить разделение МХАТа, которое затеял Олег Ефремов. Конечно, она ушла за своим мастером в его театр, тоже активно выходила там на сцену. А вот ролей в кино почти не стало. Страна развалилась, поэтому старые актеры вдруг стали никому не нужны.

Но Мирошниченко спасал театр и близкая дружба с мамой.

Однако и этому пришел конец. Мамы не стало в 2005 году, а еще раньше в 2000 году умер Ефремов. На его место назначили О. Табакова, который стал убирать из репертуара старые спектакли и увольнять актеров.

Мирошниченко пришлось побороться за право оставаться во МХАТе хотя бы не в штате, а просто по договору найма.

Ее болезни обострились. Дело в том, что еще в советские годы она дважды попадала в тяжелые ȃвтоȃварии. Но вместо того, чтобы лечить сломанный позвоночник, спешила на съемки.

Мало кто знал, что играя очаровательную молодую маму Катюши в фильме «Вам и не снилось», она ходила с невероятным трудом и болью.

В старости Мирошниченко было трудно самостоятельно обуться. Ей пришлось принимать препараты, которые серьезно увеличили ее вес, лишив былой красоты тела и лица.

Она страдала от этого необыкновенно. Ведь умом прекрасно понимала, что ей никогда не стать прежней. Не могла смотреть фильмов со своим участием. Но на публике этого старалась не показывать. Использовала косметику, ярко одевалась.

Но все равно годы брали свое.

В старости от нее постепенно ушли все те, кто был ей дорог: скончались родители, умер старший брат, покинули этот мир все бывшие мужья и поклонники. А дети? А детей у нее никогда и не было.

Поэтому смерть пришла к актрисе как долгожданная гостья, которую ждешь без страха и сожаления, потому что понимаешь, что у тебя все уже в прошлом.

Спасибо, что дочитали. О судьбе другой актрисы читайте в статье ниже.