Кажется сегодня Россия окончательно отвергает идею интеграции с Западом. Но почему? Что случилось? Прежде чем резко менять вектор своего развития нам, конечно, стоит серьёзно все обдумать, так как поспешные решения в масштабах государства приводят к жесточайшим провалам. Так что же пошло не так?
Интеллектуальная элита — за!
Перестройка и реформы 90-х годов прошли под устойчивым желанием политической и экономической элиты, а также интеллигенции, войти в Большую семью Запада. Речь шла не просто о словах. Страны Европы были готовы сотрудничать с Россией на уровне экономики, образования и т.д.
Однако регулярно возникающие политические процессы постоянно разделяли страны — Чеченская война и другие военные конфликты на постсоветском пространстве, бомбардировки Сербии в 1999, создание независимой страны Косово и прочее.
Политика постоянно рушит частные и программные связи европейских государств с Россией. Хотя стоит признать, что в экономическом плане вплоть до старта политики полномасштабных санкций шло активное сотрудничество, особенно в нулевые годы. Иностранные инвестиции из Европы в различные отрасли российской экономики давали хорошие результаты. На образовательном уровне также было налажено активное сотрудничество — программы по обмену учеников, совместные научные конференции, обмен опытом и т.д.
Но ключевой момент заключается в следующем — лидеры, призывавшие к интеграции с Западом, "интегрировали" только себя и своих близких, забыв о народе. Как правило, за активное сотрудничество выступали чиновники, имевшие крупные активы зарубежом, и представители крупного бизнеса. И что они сделали для интеграции?
Ответ очевиден?
Исторически беспрецендентный рост коррупционных преступлений после перехода к рыночной экономике, а вернее к формированию бандитского капитализма в России (аналогом выступает экономика США в 19 веке), показывает, что ресурсы правящего класса были направлены не на создание условий для скорейшей интеграции с демократическими государствами, а на личное материальное обогащение.
Конечно, тяжело это осознавать, да и признавать вовсе не хочется. Но иного вывода последовать не может при анализе того, как прошла, например, приватизация в России, особенно в 1994-1996 годах на залоговых аукционах. Если крупнейшие государственные компании в нефте-газовом секторе покупались за небольшие проценты от реальной стоимости, то возникают вопросы относительно честности подобной приватизации, что констатировала и Счётная палата в 2003 году.
Таким образом, я веду к тому, что неудачный опыт интеграции с Европой связан не только с политическими разногласиями, но и с лицемерием крупнейших государственных деятелей и олигархов, призывавших к вхождению в Большую Европейскую семью.
Европейский провал
Однако важно также понимать, что европейские лидеры тоже допустили массу ошибок. Они подумали, что строительство демократии в России это не вопрос долгих десятилетий упорной работы, а вопрос лишь нескольких лет. Они с радостью слушали лицемерные доклады Первого Российского Президента Б.Н. Ельцина о соблюдении прав и свобод человека в России, об отмене смертной казни и как следствие гуманизации российской уголовно-исполнтельной системы и т.д. Более того, они давили на российские власти принимать поспешные решения, к которым общество ещё было вообще не готово.
Призываю всех внимательнее изучать прошлое и настоящее своей страны, чтобы понимать к чему мы с вами идём и в каком направлении. Самоанализ — это важный инструмент исследования собственного жизненного опыта. Это актуально как в отношении целого государства, так и в отношении каждого конкретного человека.
Спасибо, что прочитали эту статью, дорогие читатели! Буду рад вашей подписке на канал!