Путин заявил недавно, что в ответ на появление двух авианесущих групп в Средиземном море отдал приказ на постоянное дежурство Миг-31 с «кинжалами» над Черным Морем и на наблюдение за авианосцами «через прицелы» самолетов.
Один грамотный специалист на все это заявил, что это блеф, так как «кинжалы» предназначены для поражения неподвижных наземных целей, поскольку наводятся по конкретным координатам через спутник ГЛОНАС. А авианосец движется, маневрирует. И даже если стоит на якоре, все равно есть прецессия (вращение) вокруг якоря… То есть в авианосец просто невозможно попасть !
Это сильные аргументы!
Действительно, именно против наземных целей «кинжалы» и спроектированы! Но и Путин зря слов не бросает! И это тоже сильный аргумент, который побуждает вникнуть в проблему глубже!
Авианосец как цель…
Самый большой авианосец США – Джеральд Форд:
Технические характеристики:
- Сдан в эксплуатацию: 31.05.2017
- Водоизмещение: 98 425 тонн
- Длина: 337 м
- Ширина 78 м
- Возможности по размещению боевой техники: до 90 единиц
- Численность экипажа: 4660 человек
Представьте себе футбольное поле: 45м на 90м. А авианосец – полтора такого поля в ширину и 3,5 – в длину! У«кинжала» круговое вероятное отклонение всего 1 метр. То есть, для него это не мишень, а мечта! Надо "просто попасть" в площадку в 6 футбольных полей...
Однако…
Максимальная скорость движения авианосца – 56км/час. Посчитаем:
Если запустить «кинжал» над Черным морем, ему лететь около 1000км, или 4-5 минут. За это время авианосец пройдет 4 с лишним километра! Ищи-свищи его через 5 минут... Проблема? На первый взгляд – да!
Однако…
Если бы мы «охотились» за крейсером, то промах был бы очевидным. Но у нас авианосец, который совсем не то же самое, что крейсер, – с него взлетают и на него садятся самолеты! Если авианосец начнет маневрировать во время посадки или взлета самолета – потеряет всю технику, взлетающие не взлетят, а упадут в море, а идущие на посадку – врежутся и сами станут "бомбой"!
Для того, чтобы корабль стал авианосцем, ему придумали жесткую схему поведения на море:
1. он не маневрирует по курсу
2. не меняет скорость!
3. курс всегда «по ветру»
Итак, по пункту первому.
При посадке на аэродром летчик летит на маяк по известному постоянному курсу. На земле курс не меняется, а в море может быть разный. Но тем не менее летчику сообщают курс, по которому он должен заходить на посадку. Что будет, если летчик будет садиться по неверному курсу? Он или свалится в море, и врежется в надстройку или другие самолеты.
Второе. Скорость также важна: скорость взлета современного истребителя – 240-280км/час. При взлете с движущегося авианосца максимальная скорость облегчает взлет и посадку самолета, так как еще до начала разгона 56км/час самолет уже имеет, и необходимо разогнаться еще на 200-240км/час. Именно под эти исходные данные рассчитана длина палубы. Если авианосец уменьшит скорость – самолет упадет в море, а садящийся самолет порвет тормозные канаты.
Третье. Движение по ветру. Вообще все аэропорты имеют взлетные полосы «по ветру», а самолеты взлетают и садятся против ветра. Но ветер - он ведь меняется! Поэтому учитывают «розу метров», то есть преимущественное направление ветра (линия 2-8 на рисунке ниже).
Если ветер в реальности при посадке не совпадает с курсом, возникает боковой ветер, из-за которого самолет бросает из стороны в сторону вплоть до того, что самолет может сесть «боком» и выкатиться за полосу.
На авианосце выкатываться некуда, разве что в море. Поэтому курс выбирают по факту: какой курс у ветра, такой и у авианосца. И этот курс сообщают пилоту. И при движении выбранному курсу строго следуют.
Однако движение по ветру также важно для отсутствия качки: если будет сильная качка, полеты также будут невозможны. Поэтому авианосец движется поперек волны, то есть по ветру.
То есть авианосец фактически «привязан» к траектории и скорости своего движения. А раз так, то все предсказуемо, как в школьной задачке:
Из пункта А в пункт Б (по курсу К) со скоростью 56 км/час вышел авианосец. Из точки Х к нему вылетел «кинжал» и через 5 минут они встретились. Вопрос: в какой точке они встретились?
То есть нехитрая задачка для школьника начальных классов.
Я полагаю, что наши программисты и инженеры способны такую задачку решить, чтобы оправдать слова и уверенность Путина о возможностях «кинжалов» против авианосцев, ну а «кинжал» в итоге в такого морского монстра не промажет.
Главное - засечь через спутник точку "А", курс и правильно посчитать... И дать фору 5 минут
PS 26/10/2023 пришла новость:
Сегодня была опубликована новость: ракеты «Кинжал» смогут менять свои целеуказания прямо в полёте. Это же вообще восхитительно! Теперь для них, фактически, будет действовать принцип многих современных боеприпасов из серии «выстрелить приблизительно в нужном направлении», а дальше уже оператор по ходу полёта ракеты будет определять, куда же она приземлится.
Вот что знал Путин: теперь "Кинжал" можно навести за секунды до непосредственной атаки на авианосец! А это значит, что не промажет.