Если в Яндексе набрать «Правда это...», то он выдаёт следующее определение: «Правда — это правильное отображение объекта, независящее от субъекта, познающего реальность. Также под этим термином подразумевают нечто доброе и вечное. Можно «пострадать за правду», за свои идеалы, за добро и справедливость...».
А Викисловарь подразумевает под правдой «Верное утверждение; то, что соответствует представлениям об истине».
Выходит, что в целом правда — нечто такое, несущее добро, истину, справедливость и т.д., и правильное. Вот только отношение у людей к добру, справедливости и понимание каких-либо истин совершенно разные, порой и разнополюсные.
Мне всегда казалась, что правда подразумевает честность. И как-то с детства я привыкла быть честной, можно сказать, жить честно — моя некая идеология. Но чем больше я делюсь своим мнением на ту или иную тему, при том, что ничего не выдумываю от себя, а говорю о том, что действительно вижу, слышу и замечаю, тем чаще понимаю, что правда чуть уходит в сторону от честности.
Наверное, я и раньше об этом знала, но как-то не придавала значения тому, что у каждого была, есть и будет своя правда и исключительно своя ложь, потому что каждый думает по-своему в меру воспитания, зрелости, ценностей и взглядов, кои ему ближе, самолюбия и многого другого. Изначально, правда или ложь едины для нас, и у той, и у другой для всех общий корень, но на выходе к ним добавляется некий суффикс, и чья-то правда может вдруг для кого-то превратиться в ложь, если тот не согласен или, допустим, не был очевидцем каких-то событий или разговора, облечённых в правду. И теперь я осознаю эту ироничную истину, будто мне её на ухо глаголет пухлощёкий и белокурый младенец, собираясь в очередной раз опубликовать свои какие-то рассуждения.
А ведь правду говорить не так легко. Соврать — проще простого.
«Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать», — мудро говорил французский философ Альбер Камю. Мудро даже для нашего времени, потому что нынче честность подразумевает свободу.
Когда я о чём-то пишу, то, по сути, вольничаю на фоне остальных, поскольку позволяю себе, возможно, мыслить иначе, высказываясь на публику, называя вещи своими именами и обнажая в словах какие-то проблемы, вопросы и нарывы современности. Эдакая свободолюбивая строптивица, размахивающая перед собой словом, словно красной тряпкой. Но делаю я это не специально, просто мне нравится думать и писать, и кто-то солидарен со мной в моей правде, а у других она резонирует и задевает их правду, которую они считают для себя истинно верной.
Я тут под одной публикацией оставила комментарий, так мне девушка ответила: «Виктория, ваш комментарий — это кака в шоколадной обёртке». Да, мой комментарий был неоднозначный, с одной стороны, я написала по-доброму, а, с другой, по-честному. Автору публикации моя мысль пришлась по душе, а вот кто-то разглядел каку.
Если я буду писать, что все исключительно хорошие, белые и пушистые, и всё в таком духе, то, во-первых, стану приторной в восприятии и для себя, я же — не клубничная, воздушная желешка, а кака в шоколадной обёртке, во-вторых, это будет неискренне и нечестно. А мы, итак, по правде говоря, все ежедневно врём и даже не замечаем этого. Мы привираем, не договариваем и лжём во благо, как бы оправдывая себя и упрощая свою жизнь. И я вру, как бы не любила правду, но стараюсь это делать как можно реже с учётом современных реалий.
Какая самая распространённая первая ложь в жизни любого человека? Дед Мороз! Вспомните, как нас маленьких дурили переодетыми дядями в красивые синие или красные шубы с посохом. Меня, не помню, чтобы дурили, но укладывали спать, а утром я находила подарок...от Дедушки Мороза, пока однажды, мне лет 8 примерно было, мои подруги перед Новым годом, мы с ними тогда вместе праздновали, не позвали меня посмотреть, как наши мамы вместо зимнего Волшебника кладут под ёлку нам подарки. Для меня это стало разочарованием детства, и, хотя я уже будучи взрослой знаю про Деда Мороза в Великом Устюге, та открывшаяся мне правда навсегда оставила след в моём детском сознании.
Наверное, поэтому многие люди так не любят правду, она может больно ранить, больнее, чем ложь, словно ножом для колки льда проходит резко и остро по душе, оставляя глубокие порезы.
Моя знакомая Ира зимой на плюшке врезалась в дерево, разбила голову. В травмпункте ей просто зашили рану, никаких снимков делать не стали. После у Иры стала болеть и кружиться временами голова, а когда она перенапрягается или сильно устаёт, у неё начинает в том месте, где зашили рану, тикать голова, будто в ней бомба замедленного действия, которая вот-вот разорвётся, и невыносимо болеть. И по-хорошему ей надо бы пойти обследовать голову, но Ира мне сказала, что не пойдёт: «Если я узнаю правду, мне скажут, что у меня там что-то серьёзное, я буду об этом постоянно думать, мне станет ещё хуже, и я не смогу с этим жить.».
И дабы избежать разочарований, боли и не расстраивать себя, большинство людей предпочитает жить в естественной и благоприятной среде лжи, сохраняя собственный душевный комфорт. Лесть, лицемерие — это же оттенки лжи. Но кому не понравится, например, когда его хвалят? И не имеет значение, льстят тебе, чтобы ты чем-то оказался полезен, или искренне говорят, да и не поймёшь сразу, да и разбираться не станешь, ибо эндорфины сразу запустят свои процессы.
Ни одна женщина, мне кажется, спрашивая у своего возлюбленного: «Скажи, я толстая?» или «Я сильно поправилась?», не ждёт честного ответа. Маленькая, смешливая ложь в данном случае со стороны мужчины как-то приятнее и ближе к телу, даже, если далека от правды.
Прямо как у А.С. Пушкина в «Признании»:
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Каждый волен сам выбирать, как ему жить и мыслить — честно или с суффиксом, но, на мой взгляд, даже маленькая ложь подрывает основу любых отношений — доверие. Как по мне, то уж лучше та пресловутая горькая правда, чем самая сладкая ложь.
А лучше, чем сказал поэт А.Д. Дементьев в «Доверчивости», и не скажешь:
Я снова за доверчивость наказан.
Не разберёшь —
Где правда, а где ложь.
Давно бы надо с ней покончить разом,
Но век учись,
А дураком умрёшь.
Я пожалел чужого человека,
В беду его поверил,
Приютил.
Всё с ним делил —
От песен до ночлега.
И добротой своею счастлив был.
Не надо мне ни платы, ни награды.
Душа добро творит не напоказ.
Когда мы гостю в нашем доме рады,
То эта радость согревает нас.
Но всё забыл тот человек неверный,
Забыл добро,
Хоть не прошло и дня.
Как мне забыть?
Ведь он уже не первый
И, видно, не последний у меня.
Искренне Ваша,
Виктория Стальная