Аккурат под начало бомбёжек Палестины Израилем вышел фильм, идеально подходящий к моменту: как и в жизни, на экране западный мир пытается стереть с лица земли неких «террористов», нанося удары по их городам без особого разбора. Правда, действие «Создателя» (The Creator) перенесено на 30 с лишним лет в будущее, так что технологии массового убийства в кино показаны немного более продвинутыми.
Картина Гарета Эдвардса, ранее снявшего «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» (Rogue One) и «Годзиллу» (Godzilla), представляет нам крайне интересный взгляд на историю человечества в ближайшей перспективе, во многом ломающий привычные голливудские шаблоны.
Завязка сильно напоминает «Терминатора»: в 2055 году искусственный интеллект, получивший доступ к американскому ядерному арсеналу, устраивает ядерный взрыв прямо в центре Лос-Анджелеса. К этому моменту человечество живёт в довольно тесном симбиозе с человекоподобными роботами, свободно ходящими по улицам и выполняющими самую разную работу наравне с людьми.
В ответ на произошедшую трагедию власти США объявляют искусственный разум во всех его проявлениях врагом и избавляются от него на своей территории. Но этого им мало: они требуют сделать то же самое от других стран (согласитесь, очень похоже на современные реалии). Однако государство под названием Новая Азия, где искусственный интеллект считается новой стадией эволюции, приносящей лишь благо, а роботы – друзьями, отказывается плясать под дудку агрессивных биологических расистов. В результате начинается война, в которой американцы благодаря созданному ими супероружию – орбитальной станции «Кочевник», уничтожающей врага ударами с недосягаемой для него дистанции – постепенно одерживают верх. Однако потаённый лидер Востока, известный как Нирмата, делает ответный ход и создаёт своё супероружие – робота-ребёнка, способного управлять любой электроникой на расстоянии. Теперь весь вопрос в том, чьё вундерваффе победит – маленькому механическому волшебнику, как и человеческому дитя, нужно время, чтобы вырасти и овладеть заложенной в него силой.
Гарет Эдвардс – мастер атмосферного кино, и в первую очередь «Создатель» подкупает именно атмосферой. Зритель будто бы погружается в классическую голливудскую фантастику 80-х и начала 90-х: компьютерная графика использована здесь по-минимуму, сюжет и кинематографический язык настойчиво напоминают фильмы Альберта Пьюна (или «Бегущего по лезвию», который сам режиссёр назвал одним из источников вдохновения), и даже цветовая гамма словно воплощает в себе «тёплую ламповость». Это возвращение старого-доброго киберпанка, для полноты картины приправленное ещё и космическими приключениями. Но дело не только в ностальгической атмосфере.
Как и любая настоящая фантастика, «Создатель» неразрывно связан с современной ему реальностью. При этом угол, под которым Эдвардс на неё смотрит, очень необычен для Голливуда. По сути, режиссёр переворачивает традиционную парадигму западного цивилизационного превосходства, показывая американцев расистами и варварами, а дальневосточных азиатов – мудрой, толерантной и миролюбивой нацией. Точно так же он выворачивает наизнанку шаблон о противостоянии «хороших» людей «плохим» роботам, намеревающимся истребить человечество – здесь всё ровно наоборот. А к критике современного Запада, безжалостно забрасывающего бомбами всех, кто ему не по душе, добавляется критика Запада будущего: война США с Китаем давно маячит на горизонте исторических событий, и Эдвардс, как настоящий фантаст, показывает нам возможный сценарий этой схватки.
Откуда же у голливудского режиссёра такая критика культуры, создавшей, помимо всего прочего, Голливуд? Ответ очень прост: Эдвардс – англичанин и в Америке только работает. Для английского кино показать американцев варварами – святое дело, они это делали даже в романтической рождественской мелодраме («Реальная любовь»), не говоря уж о чисто политическом высмеивании («В петле»). И не случайно в «Создателе» специально проговаривается, что воюют с чудесными азиатами именно американцы, а не «коллективный Запад» (вплоть до клейма US Army на аномально гигантском танке, давящим очередное «вьетнамское» поселение). А особенно роскошно то, что предъявить режиссёру по нынешним американским же идеологическим стандартам ничего нельзя: в главной роли относительно хорошего американца – негр (не слишком одарённый сын гениального Дензела Вашингтона), а плохие американцы – сплошь белые – уничтожают азиатов, которые и в США сейчас в фаворе.
При этом у мастера атмосферного кино Эдвардса (снявшего и лучшую в этом отношении «Годзиллу», и лучшую часть современных «Звёздных войн», и классное постапокалиптическое роуд-муви «Монстры», где он умудрился за счёт атмосферы компенсировать копеечный бюджет), наблюдаются проблемы именно в том, в чём обычно сильны американские режиссёры – реалистичности и внимании к деталям. В результате мы видим, например, сцену, в которой человек обхватывает робота за шею и использует как заложника, а тот дёргается так же беспомощно, как обычные в таких сценах женщины. Да и вообще, роботы в «Создателе» почему-то погибают в перестрелках с той же лёгкостью, что и люди (возникает вопрос, зачем тогда их в принципе создавали). Или ещё одна хохма: искусственный интеллект, способный создать супероружие, почему-то не в состоянии контролировать камеры наблюдения на собственной базе. В концовке нереалистичность и вовсе достигает степени непрерывного абсурдистского спектакля, к тому же снятого максимально скомканно – как будто создатели вдруг узнали, что у них заканчивается время.
И всё же расхлябанность в деталях не отменяет несомненные плюсы «Создателя», и в первую очередь способность к творческой фантазии, которую американские фантасты, кажется, утратили напрочь, заменив политкорректностью и мелочным психологизмом. Так что после ядерного взрыва в Лос-Анджелесе и войны США с Новой Азией где-то на Западе, возможно, останутся люди, готовые снова взвалить на себя бремя интеллектуального и технологического превосходства. Если, конечно, их не накроет взрывной волной.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.