«Женщине вредно трудиться и совсем нельзя уставать», - писала в книге, ставшей мировой сенсацией, самая красивая и грациозная женщина «прекрасной эпохи» Лина Кавальери.
За свою жизнь она отвергла почти 900 предложений о браке от самых состоятельных людей мира, приняв только 5, по количеству бриллиантов ей не было равных даже среди королевских семей, а открытки с ее портретами продавались миллионными тиражами по всему миру.
Однако свой путь к славе Лина начала в тесной римской типографии, где складывала стопки свежеотпечатанных газет, а в свободное время девушка подрабатывала зазывалой в цветочном магазине.
Дочь архитектора Флориндо Кавальери и старшая из пяти его детей Наталина (Лина) рано пошла работать. Ее отца уволили, когда тот ударил начальника, пристававшего к его жене, и семья начала испытывать огромные финансовые трудности.
Убираясь в квартире, Лина любила петь народные песни, и в 15 лет, в 1890 году, ее голос услышал живший неподалёку преподаватель музыки Арриго Молфетта.
Пораженный красотой девушки, он предложил ей бесплатные уроки вокала. Но ими дело не ограничилось - Лина забеременела и в 17 лет и родила сына Александра, а учитель, в качестве компенсации, заплатил ее родителям 1750 лир.
Чтобы заработать, девушка начала выступать с песнями и танцами в римских открытых кафе и за свою великолепную артистичность и экспрессию, а, главное, за красоту, очень быстро прославилась. Портреты Лины украшали все городские газеты, ее регулярно фотографировали для рекламы, а ее гонорары за выступление стали расти невиданными темпами.
Но в разбирающейся в музыке Италии слабый вокал Лины не позволял ей состояться, как певице, и потому свою карьеру она решила продолжить в Париже, где с триумфом выступала на сценах мюзик-холлов.
После гастролей в Лондоне 22-летняя Кавальери отправилась в Санкт-Петербург. И в России ее ждал самый роскошный приём и большой успех. По слухам, на одном из балов князь Александр Владимирович Барятинский, увидев певицу и очаровавшись ее красотой, упал в обморок. И с тех пор думал только о ней.
Ближе познакомиться с Линой ему удалось только в Париже и эти отношения изменили девушке жизнь.
Князь осыпал ее безумно дорогими подарками, тратил на нее огромные суммы и убедил в том, что она напрасно тратит силы на выступления в кафешантанах, а ее истинное будущее - на сцене большой оперы.
Так, Лина Кавальери начала заниматься вокалом под руководством мадам Маркези в Париже, а затем мадам Мариани-Мази в Милане. И в 1900 году в Лиссабоне дебютировала на оперной сцене, исполнив партию Недды в «Паяццах».
Требовательная португальская публика, недовольная слабым выступлением Кавальери, устроила настоящий бунт, не выпустив артистов на второй акт.
И как назло, незадолго до премьеры князь Барятинский был вынужден покинуть Лину и отбыть по делам.
Такой провал мог стать концом толком не начавшейся оперной карьеры Лины, но на счастье к ней на помощь примчалась из Италии не уступавшая в красоте и преданная ей сестра Ада. После нескольких дней споров ей удалось уговорить Лину не отказываться от оперных амбиций.
Меньше чем через год Лина уже пела в известном оперном театре Сан-Карло в Неаполе. А затем успех следовал за успехом и Кавальери снова с триумфом выступила в полюбившемся ей Санкт-Петербурге.
Князь Барятинский собирался жениться на Лине, но и его семья, и император Николай Второй были категорически против. И в 1901 году Александру Владимировичу пришлось женился на Екатерине Юрьевской - внебрачной дочери императора Александра II, почти точной копии Лины Кавальери.
А Кавальери, после успешных гастролей с самим Энрико Карузо, переехала в США, где стала безумно популярной актрисой немого кино, а затем написала книгу-бестселлер о женской красоте и выпустила свою линию косметики, заработав на этом большие деньги.
Она погибла в 1944-м году, во время бомбардировок союзными войсками Флоренции, спасая свои бриллианты.