Найти в Дзене
АвтоТуристу.Ру

Город черной нефти и садов

1. О стихах и душевном покое.
… поездив по планете,
Ты узнал дородный ветер,
Видел это, видел то…
Но зачем себя обидел?
Ты ж еще Баку
Не видел!
/Роберт Рождественский – «Если ты Баку не видел»/
Я тебя увидел на рассвете,
Город черной нефти и садов.
В небе гнал на юг табунщик-ветер
Табуны гривастых облаков.
/Джамбул Джабаев – «Песня о Баку»/
Баку вниманием путешественников и творческих людей никогда обделен не был. Благодаря своей географии, своим традициям, своеобразной природной красоте и другим особенностям город на Каспии постоянно находился в центре внимания людей пишущих.
К тому же Баку всегда был творческим городом; сам растил известных музыкантов, художников, режиссеров и привлекал людей искусства со всего мира.
Например, Владимир Маяковский был в Баку четыре раза, причем с большими промежутками во времени — в 1911, 1914, 1926 и 1927 годах. И всегда много и хорошо писал о городе в очерках, рассказах, стихах и даже в автобиографии «Я сам», которую он продолжал дополнять вплот

-2

1. О стихах и душевном покое.

… поездив по планете,
Ты узнал дородный ветер,
Видел это, видел то…
Но зачем себя обидел?
Ты ж еще Баку
Не видел!
/Роберт Рождественский – «Если ты Баку не видел»/

Я тебя увидел на рассвете,
Город черной нефти и садов.
В небе гнал на юг табунщик-ветер
Табуны гривастых облаков.
/Джамбул Джабаев – «Песня о Баку»/

Баку вниманием путешественников и творческих людей никогда обделен не был. Благодаря своей географии, своим традициям, своеобразной природной красоте и другим особенностям город на Каспии постоянно находился в центре внимания людей пишущих.
К тому же Баку всегда был творческим городом; сам растил известных музыкантов, художников, режиссеров и привлекал людей искусства со всего мира.
Например, Владимир Маяковский был в Баку четыре раза, причем с большими промежутками во времени — в 1911, 1914, 1926 и 1927 годах. И всегда много и хорошо писал о городе в очерках, рассказах, стихах и даже в автобиографии «Я сам», которую он продолжал дополнять вплоть до 1928 года:
«Лучше всего — Баку. Вышки, цистерны, лучшие духи — нефть, а дальше степь. Пустыня даже».
А вот Роберта Рождественского с Баку познакомил Муслим Магомаев, с которым они крепко дружили. И Рождественский — к слову, кавалер трех орденов, в том числе высшего ордена СССР (Ленина), Лауреат Государственной премии, премии Ленинского Комсомола, да и вообще один из великой тройки поэтов советского периода (Вознесенский, Евтушенко, Рождественский) – написал в результате такие строки:
«Если ты Баку не видел…
Мне сказал один приятель:
«Ты, старик, наверно, спятил!
Я понять твоих симпатий,
Извиняюсь — не могу.
Ты же сожаленья стоишь,
Что ты бредишь? Что ты стонешь?
Что, как проклятый долдонишь
Про Баку,
Баку,
Баку?»

-3
-4
Баку
Баку
Баку
Баку

Столицу современной Азербайджанской Республики еще до революции посещали Валерий Брюсов и Александр Куприн, а после революции здесь побывал целый сонм известных поэтов и писателей: Демьян Бедный, Сергей Есенин, Велимир Хлебников, Максим Горький, Всеволод Иванов, Сергей Городецкий, Николай Тихонов, Александр Фадеев, Николай Асеев, Константин Симонов, Юрий Долматовский и многие другие.
И стоит отметить, что в период советской власти практически ни один из посетивших Баку русских поэтов не уезжал отсюда, не воспев красоту и своеобразие столицы Азербайджана. Это, с одной стороны, было данью политике «дружбы народов», а с другой — обуславливалось красотой самого города, богатейшей культурой, традициями и гостеприимством азербайджанского народа…
Пожалуй, самая плодотворная часть творчества Сергея Есенина приходится именно на период проживания в Баку. Достаточно отметить, что в это время в бакинской печати были опубликованы 39 его произведений, из которых примерно 30 созданы в Баку, в том числе ряд стихотворений из цикла «Персидские мотивы».
По сути, без «бакинского периода» (учитывая его огромную творческую результативность) творчество Есенина выглядело бы значительно беднее.
Есенин провел в Баку более четырех месяцев своей жизни. Первый приезд Есенина сюда состоялся в августе 1920 года. Приехал он вместе со своими друзьями Анатолием Мариенгофом и Григорием Колобовым. Именно здесь, в Баку, Сергей Есенин закончил поэму «Сорокоуст», которая является весьма важным, этапным произведением в его творчестве.
Второй визит был в начале сентября 1924 года. Проведя в Баку всего несколько дней, Есенин уехал в Тифлис (Тбилиси). Но главный редактор газеты «Бакинский рабочий» Петр Чагин — который, собственно, пригласил Есенина в Баку — узнав, что поэт находился здесь, но не зашел к нему, отправил за Сергеем Александровичем корреспондента. И 20 сентября 1924 года Есенин в третий раз приезжает в Баку, где остается до 9 октября.
А последнее и самое продолжительное пребывание поэта на азербайджанской земле выпало на конец июля — начало сентября 1925 года.
Конечно, жизнь в Баку не была абсолютно ровной, случались сложные для поэта дни, болезни, разочарования и ссоры с друзьями.
Но, как бы там ни было, Есенин полюбил бакинцев и их город. Он, как сам говорил, всей душой рвался сюда. Приехав последний раз в Баку, Есенин так и заявил Кларе Эриховне, супруге того самого редактора «Бакинского рабочего» Петра Чагина: «Не могу долго жить без Баку и бакинцев, опять приехал к вам»…
Почему Есенину так «зашел» Баку? Возможно, ответ вот в этих строчках поэта, написанных им в 1925 году, в одном из поздних стихотворных циклов с персидскими мотивами:

Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя.
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.

Так что главная причина, пожалуй, в том, что в Баку, «среди покоя голубой и ласковой страны», Есенин обрел самое важное для творчества — душевный покой.

-7
-8
Баку
Баку
-10
Вечерний Баку
Вечерний Баку
-12

2. Что за народ азербайджанцы?

Я с детства в одном глубоко убеждён
И многие с этим согласны,
Баку — это Мекка для тех, кто рождён
У моря с названием Каспий.
/Леонид Портнов – «Бесконечно могу я писать о Баку!»/

В дореволюционной России азербайджанцев как только не называли: кавказские татары
(чтобы отличать их от других тюркских народов), азиатцы, кызылбаши и просто мусульмане, а также звали без особых изысков персами.
Действительно, азербайджанцы — тюркский народ, составляющий основное население современного Азербайджана и значительную часть населения Ирана, где они, между прочим, веками доминировали, являясь, по сути, господствующим этносом. Азербайджанский язык был языком армии и двора и являлся родным языком шахов.
Но в XIX веке в результате целого ряда войн единый когда-то Азербайджан был разделен на две части, одна из которых сейчас находится в Иране. Там азербайджанцы составляют большинство в провинциях Западный и Восточный Азербайджан (именно так провинции и называются), Ардебиль, и Зенджан. Они также проживают в восточных районах провинций Курдистан и Хамадан, северных районах провинции Казвин, крупные общины имеются в городах Тегеран, Кередж и Мешхед.
В общем, численность азербайджанцев в Иране составляет, по разным оценкам, от 12 до 16 миллионов; называют даже цифры до 30 миллионов. Для сравнения: численность населения в самой Азербайджанской Республике на сегодняшний день немногим превышает 10,5 миллионов человек.

-13
-14
-15
-16
-17

3. Приморский бульвар.

Вновь беспокойно Каспийское море,
Гонит волну за волной на боку.
Вдоль побережья, доступного взору,
Встал с богатырской осанкой Баку.
/Алексис Хургинас, Литва – «Родник огня»/

До самого начала прошлого века весь берег в Баку был плотно застроен многочисленными причалами с судами разного калибра, складами, времянками, стихийными рынками. Место было грязное, неприятное и совсем не для прогулок.
Но потом город начал приобретать европейский вид, в центре Баку стали стремительно расти фешенебельные особняки, и в конце концов дело дошло до благоустройства берега. В 2009 году было торжественно отмечено столетие Приморского бульвара, однако его история гораздо длиннее.
До середины XIX века старую часть Баку со стороны Каспийского моря защищала стена, на месте которой, собственно, мы видим сегодня Приморский бульвар. Однако разговоры о том, что Баку необходима набережная, шли уже тогда и обсуждались разные варианты.
Сначала за крепостной стеной, которая окружала Старый город (Ичери-шехер) со стороны моря, предусматривалось проложить улицу небывалой для того времени ширины — 18 метров. С одной стороны эту улицу ограничивала бы крепостная стена, а с другой задние фасады зданий. Но при значительных в этом случае перепадах высот новая улица не могла сыграть существенной роли в городе и была бы архитектурно невыразительной.
Поэтому в 1865 году было подано ходатайство на снос участка старой крепостной стены, который отделял Ичери-шехер от морского побережья и «своей бесполезностью препятствовал свободному движению воздуха».
Однако сразу после сноса стены стала ощущаться необходимость в архитектурном оформлении набережной. Поэтому деньги, вырученные от продажи камня снесенной стены (44 тысячи рублей), были «употреблены на сооружение пристани, — писали газеты тех лет, — и изящной каменной набережной, вскоре украсившейся рядом красивых частных домов».
Поначалу вдоль берега оставили пространство шириной лишь в 30 метров, которое и стали использовать в качестве набережной. Вдоль нее возводились здания в мавританском стиле. А вокруг все еще функционировали склады с товарами, предназначенными для торговли с персами и пристани для пароходов…
Всерьез за превращение набережной в современную транспортную магистраль, а также в место отдыха и городской парк местные власти взялись только в 1909 году, и эта дата считается официальным годом «рождения» Приморского бульвара. Как сообщала газета «Каспий» в № 77 за 1909 год: «На устройство бульвара на набережной Дума ассигновала 10 тыс. рублей».
Первый 150-метровый участок более-менее приличной набережной был открыт для публики в том же 1909 году. Впоследствии Приморский бульвар рос в длину и в ширину по мере отступления Каспия.

-18

В наши дни Приморский бульвар – это, безусловно, жемчужина Баку и одна из его визитных карточек, своего рода морской фасад города, определяющий лицо столицы Азербайджана. Его не зря сравнивают со всемирно известным бульваром Копакабана в Рио-де-Жанейро или Променадом дез Англе в Ницце.
Но Приморский бульвар в Баку, конечно же, неповторим. Это отнюдь не унылая полоса асфальта под палящим солнцем, а действительно суперсовременная набережная, которая растянулась почти на 30 километров вдоль берега моря. На всем пространстве бульвара расположены уютные тенистые аллеи, прорыты каналы, сродни венецианским, разбиты цветники, устроены кафе под открытым небом. Здесь высажены редкие виды деревьев, кустарников и растений, и с традиционными деревьями соседствуют экзотические баобабы и кактусы. На бакинской набережной никто никуда не торопится, особенно по вечерам.
Вечером, когда немного спадает дневной зной, бульвар расцветает и кажется, что весь Баку собрался на берегу моря. Многие гуляют семьями, бродят туристы и влюбленные парочки, отдыхают на лавочках пенсионеры. Тут есть все возможности отлично провести время.
На Приморском бульваре можно увидеть даже настоящую парашютную вышку — напоминающую по форме вышку нефтяную. Это необычное сооружение высотой в 75 метров было установлено в 1936 году в качестве, как сказали бы в наше время, средства для экстремального развлечения.
Но тогда, в 30-е годы, прыгать с вышки считалось почетным делом, ибо отношение к начальной военной подготовке молодежи было, как известно, куда как более серьезное. Всего имелось четыре отметки на высотах 10, 20, 25 и 60 метров, а парашют имел постоянный купол, который не изменялся и не складывался.
Правда, в 60-х годах, после трагического случая, парашютная вышка все же сменила свое предназначение, превратившись в безмолвный ориентир и узнаваемую городскую достопримечательность.
Сегодня Приморский бульвар в Баку имеет государственное значение – совсем как Красная площадь в Москве, Крещатик в Украине или площадь Святого Петра в Ватикане. Распоряжением третьего президента Азербайджана Гейдара Алиева от 29 декабря 1998 года Приморскому бульвару был придан статус Национального парка.
А указом четвертого президента страны Ильхама Алиева от 10 января 2008 года, учитывая значение Приморского бульвара для истории, культуры и экологии столицы Азербайджанской Республики, было создано Управление Приморского бульвара при Кабинете министров. В соответствии с этим документом Приморский бульвар начали капитально благоустраивать и реконструировать, а деньги на реконструкцию выделила мэрия Баку.
К сожалению, в наши дни на бакинской набережной уже не купаются (плавающей нефти в море вроде бы и не видно, но нефтяные вышки, если приглядеться, можно разглядеть на горизонте). Осталась только хорошая традиция пить чай на свежем воздухе в многочисленных кафе на Приморском бульваре. Отсюда в море уходит несколько пирсов, часть из которых имеют свободный доступ. После чая так и тянет прогуляться по ним, вдыхая свежий морской бриз, и подумать о чем-то своем, вглядываясь в глубины Каспийского моря.
Отсюда, к слову, хорошо наблюдать за паромами, заходящими в бакинский порт. Они работают на паромных линиях Баку-Туркменбаши (Туркменистан) и Баку-Актау (Казахстан), и перевозят железнодорожные вагоны, автомобили и пассажиров. Линии довольно оживленные, порт обслуживает по два-три парома в день.

-19
-20
-21
-22

4. Девичья башня.

Дороги твои, словно косы любимой,
И манят, в рассветы уводят они.
На Девичьей Башне — как свечи столетий — Горят надо мною ночные огни.
/Али Сардар Джафри, Индия – «Баку»/

Большинству людей кажется, что окружающий мир довольно стабилен, и на протяжении всей жизни нас будут окружать одни и те же ландшафты и пейзажи. Конечно, это не так, и свидетельством тому является хотя бы известная ситуация вокруг Аральского моря.
Что же касается моря Каспийского, то и его уровень время от времени весьма серьезно менялся. Бывали периоды, когда он повышался, но в основном Каспий постепенно отступает. Еще менее двух веков назад море в Баку доходило до крепостных стен Ичери-шехер, а сейчас оно отошло от Старого города на 200 метров.
Древняя Девичья башня (Гыз галасы) – пожалуй, главный символ Баку – относительно недавно (до 1907 года) функционировала как морской маяк, и трудно сказать, дожил ли бы до наших дней необычный памятник истории, если бы не это обстоятельство.
Первоначальное предназначение памятника по сей день остаётся не вполне ясным. Сама башня, расположенная в юго-восточной части Ичери-шехер, выполнена в виде огромного каменного цилиндра на выступе береговой скалы, когда-то отвесно обрывавшейся к самому морю. В высоту башня достигает 28 метров, толщина стен — 5 метров у основания и 4 метра на уровне 8-го этажа. Внутри стен до уровня 3-го этажа устроен ход в колодец.
И хотя Девичью башню обычно датируют XII веком (в стене имеется камень, содержащий такую датировку), есть версия, что прежде на ее месте находилась еще более древняя башня, возраст которой мог насчитывать 3500-4000 лет.
В XI веке архаичная башня была разрушена, но ее необычную форму целенаправленно сохранили в более современной постройке. И это, безусловно, очень древняя архитектура. Кстати, в Азербайджане имеется около 40 построек башенного типа, которые также имеют название Девичья башня.

-23
-24

Интересный факт: так называемые Девичьи башни были широко распространены в обширной зоне от Босфора до Пакистана. Например, в Стамбуле посреди Босфора находится весьма известная башня Кыз гуллеси – по сути, это небольшой скалистый остров с башней посередине. А на юго-восточном побережье Средиземного моря, неподалеку от турецкого города Мерсин, прямо в море расположен форт Кызкалеси (Девичья крепость или Морской замок). В общей сложности только в одной Турции насчитывается от 40 до 50 сооружений, называемых в разных вариациях Девичья башня.
Похожие башни есть также в Грузии, Иране, Армении, на территории Молдовы, Украины и России — и так вплоть до Словакии. Примечательно, что ни в Башкортостане, ни в Казахстане Девичьих башен нет; и историки затрудняются объяснить данный феномен. Выходит, что название каким-то образом связано с древними предками тюрков-огузов, а вот кыпчаки подобные «Гыз галасы» по каким-то причинам не строили…
У всех Девичьих башен имеются свои исторические, оригинальные названия. Например, Девичья башня в Гядабейском районе – Намярд галасы, Шемахинскую Девичью башню называли Гюлистан, а та, что расположена посреди Босфора, известна под историческим названием Леандрова башня.
Что же касается бакинской башни, то азербайджанские исследователи считают, что первую башню, существовавшую до XII века, называли Хунсар галасы – именно это наименование упоминается в легенде «Хунсари Зумруд», записанной в XIX веке русским путешественником и исследователем академиком Дорном.
Есть и другое свидетельство, что речь идет именно об этой башне – схема, созданная в 1809 году русскими военными инженерами города Баку, на которой Девичья башня обозначена как «Галасы Хонзар». Скорее всего, вплоть до XIX века названия Девичья башня (Гыз галасы) и Хунсар галасы употреблялись параллельно, однако в XX веке об этом стали забывать.
Теперь уже не каждый историк и исследователь знает, что истинным названием бакинской Девичьей башни является Хунсар галасы, то есть «место бога Асара». Асар, в свою очередь, известен в египетской мифологии как Бог цикличности Осирис, а «хуна» переводится как «место». То есть «хунсар», по-видимому, дословно означает место или дом бога Асара — так как башня, вернее всего, служила в древности для наблюдения за солнцем.
Такое ее предназначение подсказывает нестандартная форма башни и в целом ее не совсем обычная конфигурация. Существует достаточно обоснованное предположение, что бакинская Девичья башня является модификацией весьма древних сооружений, называемых пригоризонтными обсерваториями.
Что это такое?
Если коротко, то пригоризонтную обсерваторию выделяет в основном два базовых элемента: круглое в плане рабочее место для наблюдателя и ось, выводящая на ближний визирь, используемая как мушка. Такие пригоризонтные обсерватории были предназначены, в первую очередь, для наблюдения за солнцем, ибо в Древнем мире календари отсчитывались по солнечному циклу. Самая длинная ночь в этом цикле – это ночь 21 декабря (уже с 22 декабря начинается увеличение дневного времени суток, и поэтому во всех древних цивилизациях 22 декабря считалось началом Солнечного года).
Архитектурной осью, выводящей на 22 декабря, как раз и является знаменитый контрфорс Девичьей башни. Азербайджанские исследователи определили, что 22 декабря солнце выходит на главное окно на бакинской башне, расположенное на третьем этаже…
Кстати, в свое время высказывалось мнение, что бакинская Девичья башня имеет прямую связь с огнепоклонниками. Но, скорей всего, нынешняя башня никакого отношения к зороастризму не имеет. А вот прежняя – та самая Хунсар галасы, на месте которой построена башня «современная», почти наверняка была связана с огнепоклонничеством. Древние люди видели, как на Апшеронском полуострове из земли выходило пламя в связи с расположенными здесь обширными источниками нефти и газа. И это наверняка могло подвигнуть огнепоклонников устроить свой храм здесь, в башне.
Правда, нужно учитывать, что зороастризм появился в этих краях уже в то время, когда Хунсар галасы простояла на берегу Каспия более двух тысяч лет…

Почитать про это увлекательное путешествие полностью можно здесь