История о Карауле Смерти? Дайте две, особенно с Саламандрой в главных героях. Итак, сегодня у меня есть немного очень личного мнения о повести Петера Фехервари «Идущий в Огне». Главный герой в ней — Саламандра; впрочем, в отряде Караула Смерти есть парни и из более редких орденов.
Руководит отрядом караульный сержант из Белых Консулов — чрезвычайно добросовестный десантник, который почему-то называет товарищей не по именам, а по их орденам. Конечно, в отряде найдется место для Ангела Сияющего — закадычного друга Саламандры Бранатара, для технодесантника из Братства Тысячи, астартес из ордена Черного Крыла и даже для Черного Щита — Кархародона.
Между прочим, появление Кархародонов в Карауле Смерти наводит на мысль, что в Инквизиции правая рука не знает, что делает левая. Ладно Черный Щит, среди них в теории могут быть даже лоялисты из предательских легионов. Но во второй книге «Караула Смерти» от Стива Паркера Косморыб служит на общих основаниях. Как это сочетается с погоней инквизитора за «таинственным и никому не известным» орденом в романе «Кархародоны: Внешняя Тьма» Робби Макнивена — Трон весть…
Но дело не в Косморыбах. Это Фехервари, это книга, входящая в «Темный Клубок» (вторая по счету, во всяком случае, ее рекомендуют читать второй после «Прихода ночи»), действие происходит на Сарастусе, и хотя описанные в повести операции Караула Смерти достаточно штатные, все равно события идут с изрядной чертовщинкой. Начнем с того, что, хотя Караульным поначалу приходится выдержать бой с «вурдалаками» — но это не ксеносы, это мутанты, вырожденцы Сарастуса, хотя Караульные их не воспринимают даже как бывших людей, — их основная задача заключается в борьбе с Темными Механикус и захвате их главаря. При чем тут Ордо Ксенос? — так даркмехи связались с ксеносами и возятся с ксенотехом, разумеется, во вред человечеству…
Вообще сюжет повести простой. На первый взгляд. Захватить главдаркмеха, попутно хорошенько накостыляв вурдалакам и темным скитариям, и сдать Инквизиции, — что может быть проще? Вот только напомню: дело было на Сарастусе. Это падшая планета, зараженная Хаосом, на ней набирают неофитов Повелители Ночи, почему-то она все еще считается имперской, но там все безрадостно. С нашими героями тоже не все ладно. Главный герой, симпатяга Бранатар из ордена Саламандр, о котором сам автор укажет в ремарке, что он возмещает жуткую внешность с пылающими глазами «несказанным благородством», ведет постоянные задушевные разговоры с тенью некоего Атондара и страдает от чувства неизбывной вины. С его лучшим другом Икаром Мальвуазеном происходят странные припадки. Правда, тут у нас есть возможность сыграть в «проницательного читателя» — мы-то знаем, что иногда бывает с наследниками Всеблагого, в отличие от Империума.
Кое-что не слава богу (и не факт, что Императору) даже с инквизитором Эшером, который направляет отряд Караульных. Зря, что ли, он — или она? — ни разу не показался астартес на глаза?
Кстати о глазах: Кархародон Хауко, малоприятный в общем тип, циничный и черствый, однако рассорившийся с братьями из-за того, что показался им «слишком мягким», кое-что рассказывает Бранатару об отношениях Ордо Ксенос и Механикус. Открывает ему глаза, так сказать. Саламандре крайне неприятно слушать эти откровения, и что с ними делать — неизвестно: потребовать ответа от инквизитора или тем более отказаться от миссии для него невозможно, а проводить смертельно опасные боевые операции с таким знанием, — сомнительная радость.
Образ даркмеха Недежды Лем (да, Фехервари любит использовать псевдославянские имена и топонимы) тоже с двойным дном. А может быть, и с тройным.
Кажущаяся простота операции, сложность которой на первый взгляд — лишь в том, чтобы преодолеть множество врагов и найти нужную особу, — быстро исчезает. Все прекращает быть однозначным, черно-белый мир, в котором живут астартес — и наш герой Бранатар — приобретает краски, хотя и мрачные. Бранатар на ходу учится различать оттенки серого, но при этом не путает их с белым. Добро от зла он отличает по-прежнему, однако видит, что в жизни «чистого добра» почти не сыскать. За короткое время — и небольшое количество страниц — Саламандра успеет многое понять, решить этическую дилемму и кое в чем измениться. В общем, повесть именно об этом: о том, чтобы остаться верным себе, делая выбор, и не потерять свою суть при столкновении с мрачными гранями реальности.
В остальном это практически слэшер: герои погибают один за другим.
В историях о Карауле Смерти обычно уделяется много времени, чтобы показать, как астартес из разных орденов с очень разными доктринами учатся взаимодействовать. Иногда это создает комические ситуации. Но Фехервари от этого ушел. Его герои признают различия между собой. Важно, что эти различия обусловлены не только разницей между орденами, но в первую очередь личными особенностями. Например, технодесантник, почти машина, менее человечный, чем иные скитарии, — он такой потому, что из Братства Тысячи, потому что присягнул Омниссии, или это его выбор стать таким? Белый Консул Тандий — это в ордене привили ему ответственность, или он таков от природы? А Черное Крыло Севастин — его фатализм и суровость от ордена? Однако они как-то сработались и приняли друг друга.
При этом все, даже те, кто быстро погибает, наделены автором индивидуальностью. И это большой плюс: ведь многие авторы даже в толстых романах, где формат позволяет, не удосуживаются дать второстепенным героям какую-то личность.
Вам понравится эта небольшая, но насыщенная событиями книга, если: вам интересна этическая проблематика; вы любите истории про Караул Смерти и Темных Механикум; вам по душе открытый финал и некоторая недосказанность; вы цените, когда через экшн, стекло и кровищу передаются более глубокие идеи.
Вам не понравится «Идущий в Огне», если вы рассчитывали на легкий и не обремененный этическими выборами боевик с однозначной моралью.