Найти тему
Мысли о России

Фундамент "всеобщего образования" был заложен при царе?

Всеобщее бесплатное образование к началу 20 века было установлено на Западе почти повсеместно.

Источник: Борис Николаевич Миронов. Социальная история России периода Империи. Том 2.
Источник: Борис Николаевич Миронов. Социальная история России периода Империи. Том 2.

Россия долгое время отставала от Запада, но быстро навёрстывала упущенное и в начале 20 веке уже стояла на пороге введения всеобуча.

"В период правления Николая II наблюдается стремительный рост числа учебных заведения на всех уровнях. За 15-летний период (1896 по 1910) было открыто больше школ, училищ, институтов, чем за весь предшествующий 1896 году период российской истории. В 1903-1912 годах доля ассигнований Министерству народного просвещения возросла в государственном бюджете с 2.1% до 4,4% – т.е. более чем в два раза. Фактом исторического значения явилось то, что в 1900 – 1913 гг. в обучение включались дети из всех слоев населения. Произошло преодоление такой ситуации, когда образование было доступным только для представителей привилегированных групп. В 1908 году в России принимается программа перехода ко всеобщему и обязательному образованию населения. Рассчитанная сроком на 20 лет она предусматривала ежегодное увеличение государственных кредитов на народное образование на 20 миллионов рублей. К 1915 году на всеобщее обучение перешли 51 уезд России (не считая крупных городов). Как показала проведенная Наркомпросом РСФСР в 1920 г. перепись, 86% подростков в возрасте от 12 до 16 лет были грамотными или имели начальное образование", - пишут авторы учебника.

Тем не менее, сталинисты распространяют такие цифры, как якобы относящиеся к 1917 году.

-2

На самом деле эти данные взяты из переписи 1897 года, на что обратил внимание блогер Павел Лёвочкин (далее его текст)

"Мда... опять теребят несчастную перепись 1897 года, забывая простой факт - с 1897 по 1917 мал-мало 20 лет прошло. Целое поколение сменилось.

Ладно, начнем, помолясь. По переписи 1897 года в стране имелось примерно 11,4 миллиона детей в возрасте 8 - 11 лет. Из них грамотных - только 2,6 миллиона, или 23%. Таков, очевидно, и процент учащихся на этот год. Всего в стране тогда было примерно 30 тысяч начальных школ.

К 1 января 1915 года в стране из 15,2 миллиона детей 8-11 лет - 7,8 миллиона учащихся во всех видах школ (МНП, церковно-приходских и т.д.), т.е. больше 50%. Фактически, за 18 лет с 1897 по 1914 гг, количество учащихся в начальных школах увеличилось ВТРОЕ. Число начальных школ превысило 80 тысяч. То есть в среднем, каждый год по стране строилось по 3 тысячи новых начальных школ.

-3

На 1 января 1915 года в Московской губернии обучалось в школах 85% детей 8-11- летнего возраста. Столько же и в Петроградской. В Тульской - 78%, в Калужской - 75%, в той же самой Тверской - 72%. Чтоб никто не начал верещать, сразу перечислю десяток самых отстающих в этом плане губерний - Сахалинская, Эриванская, Закаспийская, Семиреченская, Якутская, Сырдарьинская, Закатальский округ, Дагестанская, Самаркандская, Ферганская (от 13,5% до 1,9%).

В целом по РИ (без Финляндии) из 93 губерний Империи в 48 процент учащихся детей 8-11 лет составлял от 50 и выше, а остальные - это, в основном, Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток, Закавказье. Источник - "Начальные училища Министерства народного просвещения в 1914 году", Петроград, 1916 г. В сети есть.

кривая роста числа начальных училищ
кривая роста числа начальных училищ

Что из всего этого следует - а то, что именно при царе был заложен фундамент пресловутого "всеобщего образования". Такими темпами всеобщее начальное обучение детей в стране было бы достигнуто к 1925-30 гг. Тогда же, когда оно реально воплотилось и при большевиках. То есть, никакого прорыва в деле всеобщего начального обучения в СССР не было. Прорыв был сделан именно в РИ, в СССР лишь завершен.

Именно благодаря произошедшим при царе изменениям, кстати, тот самый пресловутый процент неграмотных среди призывников упал с 78% в 1875 г., до 28% в 1912 г. (353,5 тысяч неграмотных при поступлении на службу из общего числа в 1 млн. 260 тыс.). См. сборник "Россия 1913 г."

Устный счёт в народной школе С. А. Рачинского. 1895
Устный счёт в народной школе С. А. Рачинского. 1895

При этом по сети гуляет цитата из дореволюцинного сборника о том, что почти 90 % новобранцев не получали "никакого образования".

скриншот с сайта сталинистов
скриншот с сайта сталинистов

Дети в начале 20 века обучались не только в начальных школах по линии Министерства просвещения, но и в школах грамоты или церковноприходских школах, получая там элементарные знания. Но большинство учеников прерывали обучение, не дожидаясь выпускных экзаменов.

Поэтому речь шла скорее о неоконченном начальном образовании подавляющего числа новобранцев.

"Одним из показателей качества обучения можно назвать процент выпускников школы к ученикам. Для всех сельских начальных школ конца XIX - начала ХХ века этот процент был крайне низким. В церковноприходских школах он составлял 9-10%, а в школах грамоты - 6%. Основной причиной являлось то, что родители рассматривали детей школьного возраста как полноценного работника и потому старались забрать из школы, как только были пройдены элементарные знания. Другим показателем являлась сдача выпускниками-мальчиками экзамена на свидетельство, дающего право на льготу по воинской повинности. К.П. Победоносцев отмечал, что процент окончивших к общему числу учащихся составлял в церковноприходских школах 9, в школах грамоты - 3. Такой процент обер-прокурор полагал удовлетворительным", - пишет историк Тимофей Житенёв.

Образовательный уровень выпускников дореволюционных школ был очень высок, чем также объясняется процент отсева.