Всеобщее бесплатное образование к началу 20 века было установлено на Западе почти повсеместно.
Россия долгое время отставала от Запада, но быстро навёрстывала упущенное и в начале 20 веке уже стояла на пороге введения всеобуча.
"В период правления Николая II наблюдается стремительный рост числа учебных заведения на всех уровнях. За 15-летний период (1896 по 1910) было открыто больше школ, училищ, институтов, чем за весь предшествующий 1896 году период российской истории. В 1903-1912 годах доля ассигнований Министерству народного просвещения возросла в государственном бюджете с 2.1% до 4,4% – т.е. более чем в два раза. Фактом исторического значения явилось то, что в 1900 – 1913 гг. в обучение включались дети из всех слоев населения. Произошло преодоление такой ситуации, когда образование было доступным только для представителей привилегированных групп. В 1908 году в России принимается программа перехода ко всеобщему и обязательному образованию населения. Рассчитанная сроком на 20 лет она предусматривала ежегодное увеличение государственных кредитов на народное образование на 20 миллионов рублей. К 1915 году на всеобщее обучение перешли 51 уезд России (не считая крупных городов). Как показала проведенная Наркомпросом РСФСР в 1920 г. перепись, 86% подростков в возрасте от 12 до 16 лет были грамотными или имели начальное образование", - пишут авторы учебника.
Тем не менее, сталинисты распространяют такие цифры, как якобы относящиеся к 1917 году.
На самом деле эти данные взяты из переписи 1897 года, на что обратил внимание блогер Павел Лёвочкин (далее его текст)
"Мда... опять теребят несчастную перепись 1897 года, забывая простой факт - с 1897 по 1917 мал-мало 20 лет прошло. Целое поколение сменилось.
Ладно, начнем, помолясь. По переписи 1897 года в стране имелось примерно 11,4 миллиона детей в возрасте 8 - 11 лет. Из них грамотных - только 2,6 миллиона, или 23%. Таков, очевидно, и процент учащихся на этот год. Всего в стране тогда было примерно 30 тысяч начальных школ.
К 1 января 1915 года в стране из 15,2 миллиона детей 8-11 лет - 7,8 миллиона учащихся во всех видах школ (МНП, церковно-приходских и т.д.), т.е. больше 50%. Фактически, за 18 лет с 1897 по 1914 гг, количество учащихся в начальных школах увеличилось ВТРОЕ. Число начальных школ превысило 80 тысяч. То есть в среднем, каждый год по стране строилось по 3 тысячи новых начальных школ.
На 1 января 1915 года в Московской губернии обучалось в школах 85% детей 8-11- летнего возраста. Столько же и в Петроградской. В Тульской - 78%, в Калужской - 75%, в той же самой Тверской - 72%. Чтоб никто не начал верещать, сразу перечислю десяток самых отстающих в этом плане губерний - Сахалинская, Эриванская, Закаспийская, Семиреченская, Якутская, Сырдарьинская, Закатальский округ, Дагестанская, Самаркандская, Ферганская (от 13,5% до 1,9%).
В целом по РИ (без Финляндии) из 93 губерний Империи в 48 процент учащихся детей 8-11 лет составлял от 50 и выше, а остальные - это, в основном, Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток, Закавказье. Источник - "Начальные училища Министерства народного просвещения в 1914 году", Петроград, 1916 г. В сети есть.
Что из всего этого следует - а то, что именно при царе был заложен фундамент пресловутого "всеобщего образования". Такими темпами всеобщее начальное обучение детей в стране было бы достигнуто к 1925-30 гг. Тогда же, когда оно реально воплотилось и при большевиках. То есть, никакого прорыва в деле всеобщего начального обучения в СССР не было. Прорыв был сделан именно в РИ, в СССР лишь завершен.
Именно благодаря произошедшим при царе изменениям, кстати, тот самый пресловутый процент неграмотных среди призывников упал с 78% в 1875 г., до 28% в 1912 г. (353,5 тысяч неграмотных при поступлении на службу из общего числа в 1 млн. 260 тыс.). См. сборник "Россия 1913 г."
При этом по сети гуляет цитата из дореволюцинного сборника о том, что почти 90 % новобранцев не получали "никакого образования".
Дети в начале 20 века обучались не только в начальных школах по линии Министерства просвещения, но и в школах грамоты или церковноприходских школах, получая там элементарные знания. Но большинство учеников прерывали обучение, не дожидаясь выпускных экзаменов.
Поэтому речь шла скорее о неоконченном начальном образовании подавляющего числа новобранцев.
"Одним из показателей качества обучения можно назвать процент выпускников школы к ученикам. Для всех сельских начальных школ конца XIX - начала ХХ века этот процент был крайне низким. В церковноприходских школах он составлял 9-10%, а в школах грамоты - 6%. Основной причиной являлось то, что родители рассматривали детей школьного возраста как полноценного работника и потому старались забрать из школы, как только были пройдены элементарные знания. Другим показателем являлась сдача выпускниками-мальчиками экзамена на свидетельство, дающего право на льготу по воинской повинности. К.П. Победоносцев отмечал, что процент окончивших к общему числу учащихся составлял в церковноприходских школах 9, в школах грамоты - 3. Такой процент обер-прокурор полагал удовлетворительным", - пишет историк Тимофей Житенёв.
Образовательный уровень выпускников дореволюционных школ был очень высок, чем также объясняется процент отсева.