Археология даёт нам возможность увидеть влияние, которое природные явления, такие как малый ледниковый период, могут оказать на человеческую культуру.
Каждую зиму мне задают вопросы, когда я сажусь в автобус, выхожу из метро или разговариваю с коллегами: «Холодно тебе?».
Мы часто слышим эти слова и улыбаемся или присоединяемся к жалобам. Погода по своей сути используется для того, чтобы инициировать разговор, реанимировать зашедший в тупик разговор или служит источником общего страдания. Но в археологии погода может быть очень важной темой.
Представьте себе ночь, такую холодную, что мороз расширяет воду в клетках деревьев, заставляя клетки лопаться! Представьте себе год или два без настоящего лета, а зимы холоднее, чем раньше. Представьте себе, что вы ждёте весенней оттепели, которая едва наступает. Возможно, мы никогда не столкнёмся с такой изменчивостью погоды, но почти 400 лет назад люди по всему миру боролись за то, чтобы пережить воздействие того, что было названо малым ледниковым периодом.
Малый ледниковый период был периодом климатических потрясений, вызванных более прохладным, чем обычно, климатом между 1300 и 1850 годами нашей эры. В Европе засухи, наводнения и неурожаи, вызванные климатическими проблемами, привели к социальным потрясениям, таким как вынужденные миграции, войны и революции.
Джеффри Паркер, автор книги « Глобальный кризис: война, изменение климата и катастрофа в семнадцатом веке», сказал, что необычный холод с 1620-х по 1690-е годы включал в себя настолько толстый лёд как в проливе Босфор, так и в Балтийском море, что люди могли ходить с одной стороны на другую.
Далее он отметил, что в 17 веке фатальная синергия погоды, войн и восстаний убила миллионы людей. Природная катастрофа аналогичных масштабов сегодня, независимо от того, виноваты в этом люди или нет, может привести к гибели миллиардов людей. Это также приведёт к беспорядкам и насилию, а также поставит под угрозу международную безопасность, устойчивость и сотрудничество.
Малый ледниковый период, возможно, столь же драматично повлиял на историю всей Атлантики. Археологи недавно начали пересматривать роль одного из самых значительных событий на юго-западе Америки - восстания пуэбло 1680 года.
В 1540 году конкистадоры продвинули Испанскую империю на север, когда они вошли в среднюю часть долины Рио-Гранде и обнаружили 12 близко расположенных пуэбло, простирающихся от нынешнего Альбукерке до современного Берналилло, штат Нью-Мексико. Когда большой экспедиционный корпус капитана-генерала Франсиско Васкеса де Коронадо вошёл в этот район и насильно забрал еду и топливо, накопленные местными жителями, этот район оказался в демографической спирали.
Потребность в продовольствии для дополнительных жителей поставила под угрозу способность района производить достаточно урожая. Несмотря на то, что 1500–1550 годы были благоприятными для растениеводства, некоторые археологи полагают, что 1575–1600 годы были частью того, что называют «мегазасухой» последней тысячи лет. 1600-е годы начались умеренно прохладно и влажно, но к 1635 году наступил длительный период чрезвычайно влажной и холодной погоды.
Хотя до 1680 года, вероятно, было достаточно причин для восстания, климатологические данные показывают, что тем летом произошли особенно разрушительные заморозки, которые повредили урожай кукурузы в то время, когда было слишком поздно пересаживать на более низких высотах. Возможно, это климатическое событие стало последней каплей, которая побудила пуэбло объединиться и жестоко восстать против испанцев, изгнав европейских колонистов из Нью-Мексико.
Археология даёт нам возможность увидеть влияние природных явлений на человеческие культуры. Объединив исторические записи с климатическими показателями в археологическом и неархеологическом контексте, можно понять адаптацию человека.
Поэтому в следующий раз, когда вы почувствуете неудобства из-за снегопада в течение недели или около того, погоды, более холодной, чем обычно, периода засухи или дождя, подумайте о некоторых косвенных последствиях, которые такие события могут оказать на популяцию людей.
Малый ледниковый период создал историю 1300–1850 годов. Это хроника человеческой уязвимости перед лицом внезапного изменения климата. Сегодня мы не менее уязвимы. Нет сомнений, что мы снова адаптируемся, но цена, как всегда, будет высокой.