Найти тему

Урок 13. Часть 1. Ситуация «Человек за бортом!» на парусной яхте.

Часть 1. Швертбот или легкая, гоночная яхта, без двигателя. 

Спасательные средства.

   На спортивной парусной яхте, без двигателя, всегда должен быть комплект спасательных или страховочных жилетов, по количеству членов экипажа. Надевать их необходимо, вне зависимости от погоды, особенно если Вы - новичок. Исключения составляют маленький процент дней со спокойной, почти/полностью безветренной погодой, но и то, лучше быть в жилете, чем без него.

Так же, всегда должен быть плавающий буксировочный конец. Он пригодится, как для буксировки лодки, так и для помощи человеку, выпавшему за борт.

 Швертботы переворачиваются, поэтому яхтсмен должен обеспечить себе плавучесть на то время, пока он находится возле перевернутой лодки, если он не успел вылезти на шверт и поставить лодку в нормальное положение, до ее полного переворота. 

   Важно помнить: лодка не утонет, поэтому отплывать от нее нельзя. Если самостоятельно не получается поставить ее в нормальное положение, то нужно забраться на нее и ждать тренера, НО! важно помнить, что в перевернутом состоянии лодка, может быть не видна, поэтому надо постараться привлечь внимание тренера любым доступным способом! 

Случай из жизни:

Мы были в спортивном лагере, в детстве, на Белом озере, пошли на воду, на швертботе класса 420. Ветер был не сильный и мы спокойно тренировались, но вдруг прилетел порыв и лодка перевернулась. Мы не успели ее поставить и она воткнулась мачтой в дно. Мы забрались на перевернутую лодку и стали ждать помощи. Ждали около 2х часов, пока тренер нас не нашла, потому что, хоть она и была на воде, но не увидела, как мы перевернулись, поэтому вынуждена была, в панике, носиться по всему озеру, разыскивая нас, поэтому на швертботе или небольшой яхте, лучше всего, выходить на тренировку в паре, с другой лодкой, чтобы другой экипаж мог, по крайней мере, проинформировать тренера о вашем местонахождении или послужить ориентиром для него.

-2

Килевая спортивная яхта не переворачивается, но и здесь нельзя гарантировать, что один из членов экипажа не выпадет из нее, например на глиссировании, и тогда спасательный/страховочный жилет, поможет ему не утонуть, пока яхта возвращается за ним. 

  При выпадении человека за борт со спортивной парусной яхты (без двигателя), необходимо действовать следующим образом:

1. Громко проинформировать экипаж о произошедшем: «Человек за бортом!»

2. Назначить одного человека, который будет неотрывно следить за выпавшим за борт и показывать в его сторону вытянутой рукой.

3. Подготовить снасти для подъема человека на борт. Простейшим решением является подготовка буксировочного конца (как правило, их делают из плавающей веревки) с завязанным беседочным узлом: можно будет кинуть эту веревку, чтобы выпавший схватил ее рукой и вы смогли подтянуть его к лодке (лодка, при этом, должна снизить скорость, приведясь до курса бейдевинд и растравив паруса!!!) или в случае, если вы неправильно рассчитали скорость и расстояние при выполнении маневра, описанного ниже, и немного не дошли до вашего товарища по команде.

-3

4. Следует увалиться до галфвинда или бакштага, так как, это быстрейший безопасный курс для спуска под ветер. Не желательно выполнять поворот фордевинд, особенно в свежий ветер. В стрессовой ситуации, это может привести к непредсказуемым последствиям.

5. Пройдя бакштагом около 5-6 корпусов лодки, следует привестись и сделать поворот оверштаг, после чего опять увалиться до бакштага или галфвинда, уже на другом галсе.

6. Нужно приближаться к выпавшему за борт таким образом, чтобы яхта оказалась ниже него с подветра на курсе галфвинд примерно в 2-х корпусах лодки.

7. Когда выпавший окажется на траверзе яхты, следует сделать еще один поворот оверштаг, затем полностью потравить шкоты и обезветрить паруса, чтобы яхта успела остановиться. Важно: подходим в бейдевинд, растравливая паруса, тем самым, снижая скорость

8. По инерции подойти к выпавшему за борт с наветренной от него стороны, закрыв его от ветра.

9. На небольших спортивных яхтах, лучше поднимать человека с кормы, но возможны варианты подъема с борта (как с наветреннего так и подветренного). 

Схема подхода: 

-4

Недостаток этого способа в том, что необходимо отойти от выпавшего за борт на, достаточно большую дистанцию, перед тем как разворачиваться, что в плохую погоду, может существенно осложнить ситуацию, но это все равно лучше чем совершит ошибку при поспешном развороте и зайти не с первого раза.

Существует еще один маневр который можно успешно использовать идя под парусами в ситуации «Человек за бортом» - «быстрая остановка». На курсе бейдевинд выполняем поворот оверштаг оставляя стаксель на наветренном борту, лодка ложится в дрейф и медленно дрейфует в сторону выпавшего. Такой маневр целесообразно проводить при хороших погодных условиях и только в том случае, если яхта не успела отойти на достаточное расстояние, и поворот оверштаг сделан очень быстро.

Рекомендации для выпавшего за борт:

  1. Не паникуйте, вас не бросят. Берегите силы;
  2. Не плывите за лодкой - догнать не получится, ведь, как правило, это случается в свежий ветер, когда скорость лодки высокая, и Вы только зря потратите силы, лучше поднимите руки, чтоб Вас было лучше видно. Можно подплыть к лодке, если она остановилась, потеряв скорость, недалеко от Вас - это будет быстрее, чем ей совершать новый маневр;
  3. Если у Вас на жилете есть свисток, то свистите в него, если Вас не видят, если нет свистка - кричите;
  4. Яркая шапка поможет не терять  Вас из вида, пока Вы в воде. 

Маневр по спасению следует отрабатывать до автоматизма, чтобы все члены экипажа знали, что делать в случае выпадения, одного из них, за борт!

В статье использовались материалы из книги «Platu 25. Устройство. Вооружение. Управление» А. Колесничнко, И. Акименко.. и собственный опыт.

#человекзабортом #спасениеутопающего #яхта #швертбот #парусныйспорт #паруснаяшкола #особыеслучаинаводе