- Доброго здоровьичка! Пристали с дороги? Ну так присаживайтесь к огоньку, а есть желание – так и на травку можно прилечь у костерка. А я вам сказку расскажу.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…Так, кажется, все сказки начинаются? Ну так и мы не станем отходить от традиций. Где, говоришь, проживаете? В городе? Большой город-то? Мегапо-о-олис… ну так вот про него я вам и сказочку поведаю. А вы садитесь да слушайте.
***
В некотором царстве, в некотором государстве жили были мужик да баба. Годков средних, вот как ты примерно. Бабу Алёнкой в детстве нарекли, а мужика отец с матерью Александром прозвали – вот как нашего святого благоверного князя, земли Русской освободителя Александра Ярославича.
Время пришло – повстречались Алёна с Алекандром, а вскоре свадьбу сыграли. Дочку-красавицу в положенное время родили, воспитали да в люди вывели. Жили как все, не в пример сказать, да и не в укор поставить. Трудились на совесть, родителей почитали, к людям с добром относились, зла никому не делали.
Ты вот думаешь, всё так в сказках ровно да гладко описывается? Так и у наших героев стряслась беда не беда, но случай тот крепко их жизнь переменил.
Проснулась однажды Алёна, выглянула в окно – а за стеклом города нет как не бывало. Накрыл его туман великий, в трех шагах ни зги не видать. Позвала мужа, глянул тот в окно и удивился.
- Что такое, - говорит, - с нашим городом произошло? Отродясь в Пылеграде такого не бывало.
- Никакой он не Пылеград, он Грязеградом всегда назывался, - отвечает ему Алёна.
- Ямоградом он называется, - спорит муж.
- Нет, Лужеград! – супротивничает жена.
Глянули друг на друга и замолчали. Как не пытались они вспомнить прозвание города – а потерялось имечко, словно и не нарекали никогда его. Всё перебрали наши герои, а выходит одна ерунда: Сугробоград, Смогоград, Пожароград, Бездорогоград и даже Бесхозоград – что только не приходило в голову.
И поняли они, что заколдовали город силы злые, наслали на его жителей морок и позабыли те, какое имя дано было месту, в котором живут.
Призадумалась Алёна и говорит мужу:
- Говорила моя бабушка, что если в доме беспорядок творится да разлад случается, то это значит, что из него домовой ушел. А в бесхозный дом всякие злые силы заселяются и начинают там всё на свой лад переворачивать. Город – тот же дом, только большой. Видно, и здесь та же беда стряслась: покинул город хозяин. Только кто же обидел домового, что бросил он свой дом?
- Так надо отыскать Хозяина, и вернуть его. Только как же сделать это? Вдвоём мы вряд ли такое осилим, помощники нужны, - размышляет Александр.
- А вот что мне кажется, - говорит жена. – Домовой – существо волшебное, доброе. Скорее всего, он к таким же и отправился. Если обратиться за помощью к духам воды или леса – может, они подсобят, как ты думаешь?
- А и впрямь, другого способа и я не вижу.
Решили так Алена с Александром, да и стали в путь-дорогу собираться…
Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается.
Добрались Алёна с Александром до моря синего, что прячется в лесах дремучих. Непростое это море, руками человека сделано. Реченьским водохранилищем на картах отмечено, да только разве запретишь людям называть его морем, если к просторам душа тянется.
Присели наши герои на берегу и стали думу думать – кого-же из волшебных существ на помощь позвать. Само собой, в воде лишь русалки живут да водяные – но водятся ли они в рукотворных морях – об этом неведомо.
Как позвать из воды водяного? Какое имя у него? Кто же знает… впору отказаться от задуманного. Но как же оставить город без имени да без хозяина?
И в ту же минуту забурлила вода у самых ног Алёны, и выплыл из глубины Сом с большим усом.
- Дядюшка сом, помоги нам, будь так ласков, - обратилась к нему Алёна.
И стала она рассказывать Сому, как забыли жители имя своего города и как пропал в нём хозяин- Домовой городской.
Долго речь вела, слушал Сом её внимательно, кивал усатой головой.
А как закончила речь Алёна, кивнул ещё раз и в море нырнул.
Остались на берегу Алёна с Александром, ждут чего-то. Может, Сом услышанное пересказывает кому, или ищет лекарство от напасти. Повременить надо.
Вновь забурлила вода в море, и выплыла к нашим героям Дева Речная, красоты невиданной.
- Здравствуйте, люди добрые! Я дева речная, зовут меня Риверия. Услышала я от Сома о вашей беде – да вот пособить вам не в силах. Могу только сказать, что не просто так град на реке Реченьке имя потерял – заколдован он силой злою, и чем больше человек о наживе и богатстве думает, тем сильнее заклятье становится. Думаю, что поможет вам Баба Яга, что в бору Карареченском от глаз людских скрывается. Много веков прожила она на свете, многих на путь наставила. Ступайте-как к ней, и пусть в пути вам удача будет!
Поклонились Алёна и Александр деве речной Риверии, и отправились в путь-дорогу, в бор Карареченский, что вдоль Реченьки-реки на много вёрст тянется.
Долго ли, коротко ли – а добрались Алёна и Александр до домика Бабы Яги. Нелегка была дорога, комары да мухи проходу не давали, травы высокие ноги обвивали, но справились наши путешественники с дорогой.
На лесной опушке у края бора светлого стоит избушка на курьих ножках, к лесу передом отвернулась, от путников павлиньим хвостом загородилась.
- Как же так? - подумал Александр. - Откуда павлиньим перьям на куриной ж…
И тут как грохнет что-то, как посыплются с неба шишки ему на голову. Выглянула из окошка Баба Яга в бандане зелёной, руки краской испачканы, на носу поталь золотая прилипла.
- Не нравится, не смотри! А коли в эстетике и дизайне ничего не смылишь – так и ступай мимо!
- Что вы, Ягусенька, это у него так, случайно вырвалось. Бессознательное сработало, - выпалила Алёна. – Не ругайтесь на него. А он вам ступеньку у крыльца подобьёт, и ручку к метле новую приладит.
Не стала Яга ворчать, впустила в дом гостей, пирогами с земляникой накормила, чаем кипрейным напоила, и стала вопросы задавать. А узнав всё, что ей гости поведали, рассмеялась звонко.
- Есть средство от вашей беды, да поможет ли – не знаю. Уж больно тугие на подъём ваши... ну да ладно. Вот вам порошок волшебный, надо его в коридорах Самого Главного Городского Здания рассыпать. Как вдохнут начальники городские этот порошок – сразу всё и поправится в городе.
- Ох, Ягусенька, да как же мы попадём в то здание? У нас ведь и пропусков-то нет!
-Не беда, вы знай, своё дело делайте, а я своё спроворю. Да помните: на всё про всё у вас тринадцать секунд.
Свистнула Яга, взвизгнула, вокруг себя три раза обернулась, зажала в ладони щепоть разрыв-травы, бросила её в котел. Вспыхнула трава ярким пламенем, и очутились Алёна с Александром в коридорах Самого Главного Городского Здания.
Быстрее вихря промчалась Алёна по этажам, рассыпая порошок волшебный, скорее молнии взбегал Александр по лестницам, помогая жене. Не успели до тринадцати досчитать – как сделали всё то, что Яга велела, и очутились на улице города, имя потерявшего.
А тем временем из кабинетов на обед вышли начальники большие. Пошли по коридорам, наступили в порошок, подняли пыль ногами – да как зачихали! Прояснились у них после этого головы, стали светлыми да разумными. Сразу захотелось им для города своего добрых дел сделать много.
Поспешили они на свои места рабочие, издали указы важные. Кто дороги ремонтировать людей отправляет, кто цветы сажать, кто водопроводы чинить, свет проводить, улицы подметать да скверы новые разбивать. А потом вышли все вместе на улицы и стали народу в пояс кланяться.
- Простите нас, - говорят, люди добрые! Совсем мы на своих местах загордились, о городе позабыли. А город наш красивый, светлый, молодой. Не Грязеградом он прозывается, и не Пылеградом. И не Ямосград, и не Лужеград, а кто его Смогоградом и Пожароградом называл – тот тоже не прав! Пусть вернётся к нему имя доброе, на века даденое!
И тут же вспомнили люди имя города своего, стали повторять его с любовью и радостью. Ещё краше стал город Речеград, на реке Реченьке стоящий, ещё лучше в нём люди зажили!
Вот и сказке конец, а кто слушал – того Алёна и Александр в гости приглашают, новые сказки слушать и делать мир добрее!
Ну как, прочитали сказочку? А ведь неспроста в ней все эти события произошли! И ведь, скажу по правде, не только Алёне с Александром выдала Яга мешочек с порошочком.
Только тссс, подвиньтесь ближе, я на ушко вам скажу! Говорят, что есть ещё много разных травок, которые Яга умелой рукой смешивает да в лунную ночь силы отвару прибавляет.
Самое страшное средство Великим Пшиком называется. Ежели сунет в него нос чиновник любой руки - хоть правой, хоть левой, мелкой, али средней - всё. Пиши пропало. С той поры у него на нечестно заработанные деньги чох будет открываться нещадный, да такой сильный, что даже прикоснуться не сможет чиновник к тем купюрам. Плакать будет слезами горючими, разменивать рубли на мелочь - а ничем не поможет. А вылечиться сможет он лишь делами добрыми да жизнью честной.
Но ведь вы же сами понимаете - сказки всё это. Чихать они хотели на все добрые дела, да и на вас с нами. Но это уже совсем другая история.