Рождение (Basudei) – четвёртая книга от японского писателя по имени Кодзи Судзуки (Коджи Сузуки). Первые 2 книги вышли в 1991 и 1995 году и умели определённый успех, третья книжка 1998 года была встречена достаточно негативно. Однако, в том же 1998 году вышел японский фильм Ringu (экранизация первой книги) который навсегда увековечил данную франшизу как культовую классику жанра хоррор и стартовал целый поджанр японских фильмов ужасов. Оригинальное произведение впервые увидело свет 5 февраля 1999 года, русский перевод Рождения впервые был издан в 2006 году петербургским книжным издательством «Амфора», под двойным названием "Звонок 0 (Рождение)", но, на этот раз перевод с японского выполнила Н. Саватюгина.
Спираль (Звонок 2)
Петля (Звонок 3)
С Рождением стоит сходу сказать, что это не новое продолжение истории в традиционном смысле, Петля как была конечной точкой в истории, так ей и осталась: вместо дальнейшего развития событий Сузуки предлагает нам сторонние истории, которые развивались параллельно уже известным читателю событиям. Рождение планировалась (и очень долгое время оставалась) последней книгой цикла, и в этом контексте подобный подход не лишен смысла – быть может Сузуки просто хотел формально попрощаться с франшизой, на более удачной ноте чем Петля. В прочем, это вовсе не значит будто оно исключительно для тех кто знаком с предыдущими книгами, а не для новых читателей – в самих рассказах достаточно много описаний контекста к которому они относятся. В описании Рождения можно увидеть фразу "3 коротких рассказа": не стоит это воспринимать слишком буквально – может это и рассказы, но они не из самых коротких. В 2000 году выходит фильм "Звонок 0: Рождение", который основан на одном из здешних рассказов и который в итоге становится наиболее успешной японской экранизацией после культовой ленты 1998 года, что, вне всяких сомнений, добавило книге респектабельности.
Гроб в небе
События первого рассказа "Гроб в небе" развиваются во время сюжета второй книги Спираль. Похоже, что печальный конец персонажа Маи Такано показался Сузуки недостаточно криповым, поэтому теперь мы получаем целый отдельный рассказ посвященный её последним мгновениям. Для тех, кто не помнит – её похоронили заживо в вентиляционной шахте заброшенного высотного здания. Очевидно, что изначальный способ убить персонажа был выбран как прямая аналогия на то как умерла Садако (в колодце), но немного неожиданно, что Сузуки выбрал сконцентрироваться на описании подобного опыта именно в лице Маи, а не Садако. В прочем, оно всё ещё куда мрачнее – будучи девственницей, Маи неожиданно обнаруживает, что беременна и, как читатель наверняка помнит, беременна она не кем-то, а Садако – тем самым позволяя ей воскреснуть. В этом рассказе так же в кратце пересказываются многие события из Спирали, видимо это должно было подогреть интерес новых читателей к тому произведению. В целом, не считая новой детали из личной жизни Маи и сцены (пере-)рождения Садако, ничего особо нового данный рассказ не предоставляет.
Лимонное сердце
Совершенно неожиданно, события второго рассказа "Лимонное сердце" тоже развиваются во время сюжета Спирали, и, вне всяких сомнений, является центральным произведением книги. Более того, фильм "Звонок 0: Рождение" является экранизацией именно этого рассказа. Если вы смотрели фильм, то вы наверняка знаете, что протагонистом там является не кто-то, а та самая Садако Ямамура – легендарный антагонист франшизы... только на этот раз мы её узнаём с совсем другой стороны, как относительно нормальную земную девушку. Однако, различий между этим рассказом и фильмом – весьма много, побольше чем между экранизацией первой книги и первоисточником. Если фильм является приквелом и главным героем там была сама Садако, то события рассказа разворачиваются параллельно событиям описанным во второй книге и протагонистом является Тояма – теперь уже состоявшийся в жизни мужчина среднего возраста, который 24 года тому назад был молодым юношей который был вместе с Садако в одной театральной труппе и оба они были друг в друга влюблены. Тояма встречается с ранее знакомым второстепенным персонажем Ёсино – один из репортёров, благодаря ему мы получаем временную точку отсчета – несколько дней назад была найдена мёртвой Маи (предыдущий рассказ). Честно говоря, я был шокирован тем насколько радикально отличается нулевой Звонок от Лимонного сердца, как и тем, что Лимонное сердце развивается во время событий Спирали, это было максимально неожиданно. В прочем, по ходу дела события всё таки переносятся на десятилетия назад и, подобно фильму, появляется возможность понаблюдать за некоторыми событиями тогда ещё живой Садако. К слову, Садако здесь радикально отличается от киношного образа: существенно менее обычная и намного более криповая, а на ту забитую скромность неуверенной в себе девушки нет даже и отдалённого намёка. Вне всяких сомнений, здешняя живая и молодая Садако более чем соответствует своему будущему антагонизму, в отличии от киношной версии – это не невинная девочка, это – истинная дьяволица. Можно подумать будто бы всего этого мало, однако рассказ продолжает удивлять и дальше: за счет появления воскресшей и уже взрослой Садако, какой она была во второй половине Спирали. И появление, естественно, крайне эффектное. Вне всяких сомнений, рассказ Лимонное сердце можно считать оглушительным успехом.
День рождения
В отличии от предыдущих двух, третий и последний рассказ "День рождения" связан с сюжетом третьей книги Петля. В первой половине Петли, до того как события успели полноценно закрутиться, была такой второстепенный персонаж Рэйко, которая в конечном итоге стала любовницей протагониста. Теперь, в Дне рождения, события разворачиваются после концовки Петли и главным действующим лицом является Рэйко. Она узнала о проекте виртуальной реальности (именно там разворачиваются все события до Петли – главная причина непопулярности данного произведения) и просмотрела сюжет предыдущих двух рассказов. Учитывая, что этот рассказ по Петле, то конкретная депра на тему раковых болезней тоже возвращается. Подобно гробу в небе, День рождения очень много времени уделяет пересказу уже ранее знакомых событий, но что-то новое всё же тоже есть. Однако, данный рассказ это скорее как добавление положительного хэппи энда франшизе, где счастливые концовки как правило отсутствуют. Фрагмент текста книги:
Такаяма в реальном мире, где он раньше был Каору, добился успеха в снятии программы с людей, которые были обречены на смерть через неделю после контакта с зараженными средствами массовой информации и RING-вирусом. Для Такаямы, хорошо разбиравшегося в устройстве мира, это не представляло трудности. У вакцины имелся двойной эффект — снятие программы посредством укола и приобретение иммунитета от контакта с зараженными средствами массовой информации.
С наращиванием производства вакцины стремительно увеличилось количество обеззараженных людей, и средства массовой информации уже перестали быть опасными. Они превратились в простую забаву, стали развлечением, и каждый мог посмотреть их из любопытства.
...Когда-то давно эту видеокассету называли кассетой-убийцей. Ты отважишься посмотреть ее?
Она обернулась пережитком прошлого.
Однако существовала еще одна проблема: как справиться с увеличивающимися в геометрической прогрессии Садако Ямамурами. Садако Ямамура имела возможность возрождать саму себя, и число клонов росло с космической скоростью. Процент Садако Ямамур по отношению ко всему населению продолжал увеличиваться, и этническая система мира «Петля» могла странным образом преобразоваться. Однако общественность еще не решила уничтожить существо Садако Ямамура, которое, впрочем, не приносило никакого вреда, кроме этого. Объясняли всё высокоморальными причинами, но на самом деле скорее отступили перед проблемой, кто и каким способом будет охотиться на Садако Ямамур и расправляться с ними.
Для полного разрешения этой проблемы запустили новый вирус. Непонятно, старый это был вирус, давно существующий в мире «Петля», или он был создан заново. Нанося ущерб только существам Садако Ямамур, он истребил их естественным образом. Затем стали поговаривать об опасности сведения жизни общества к потере многообразия.
Оба мира спасены. Такаяма/Каору умирает в виртуальном мире, однако сразу же после этого у него рождается сын в реальном мире. Конец франшизы... или по крайней мере так предполагалось.
Конечный вердикт: относительно мало чего нового, но в целом удачно. Гроб в небе и День рождения слишком много времени уделяют пересказу ранее известных событий, с этой точки зрения быть может оно даже больше для новых читателей. Лимонное сердце же наоборот, не смотря на существующую экранизацию, является наиболее богатым на новые детали произведением. Учитывая, что это не роман, а сборник рассказов, немного неожиданным стало то, что все 3 рассказа почти что напрямую между собой сюжетно связаны, но это была приятная неожиданность. Если бы не последний рассказ, то можно было бы подумать, что Сузуки решил среагировать на критику: мол, Спираль и, особенно, Петля слишком далеко отошли от жанра хоррора – Гроб в небе и Лимонное сердце определённо оказались в большей степени ужастиками чем я бы ожидал. С другой стороны, День рождения ясно дал понять, что Сузуки не считает Петлю ошибкой и что Петля является каноничным финалом цикла Звонка. В итоге, Рождение является достойным внимания новым эпизодом Звонка, но вот считать Рождение чем-то новым – достаточно затруднительно.