Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Le ROPIT est mort, vive le Compagnie Russe de Navigation et de Commerce!" или невероятные приключения РОПиТ за границей.

Итак, в 1919 году Российское общество пароходства и торговли вывело все свои активы за рубеж (и стало... не очень российским). И при этом, достаточно успешно собирал обратно весь свой флот (и не нужно грешить тут на "Большевиков"). Из 58 судов РОПиТ "большевикам" досталась лишь малая толика. РОПиТ сохранил все корабли ближневосточной, французской и итальянских линий (ибо, как началась война, Босфор закрыли, и все эти корабли остались в операции марсельской конторы). Барон П.Врангель вернул из "принудительного тайм-чартера" 18 кораблей (еще 7 были проданы по дороге).

Мы вернемся к этому вопросу более подробно. Пока пробежимся (очень быстро) по истории этой компании за рубежом. Руководство компании достаточно активно продавало корабли (не без выгоды для себя)

21 июля 1924 года в три с четвертью после полудня в Марселе собрались 52 человека, под председательством капитана парохода "Ефрат" М.И.Лакинского (секретарь Оводовский) Докладчиком от акционеров выступил Г.Курносов. Собрание приняло решение более пароходы не продавать, и что продажа парохода "Чихачев" была последней продажей. (но это решение осталось благим пожеланием, ибо руководство компании было сосредоточено в руках трех директоров, под председательством Л.В.Челова.

Из воспоминаний:

"Мой отец, капитан дальнего плавания, Марьян Иванович Лакинский, плавал на судах РОПИТ'а с юношеских лет и до тех пор, пока РОПИТ существовал.   Во время первой мировой войны руководство РОПИТ'а перебазировалось в Севастополь. Поэтому после рейсов суда возвращались не в Одессу, а в Севастополь. Некоторое время (приблизительно до 1920 года) положение не менялось, несмотря на то, что в России уже прочно установилась советская власть.   Мы с мамой жили в Одессе, а отец после рейса возвращался в Севастополь и далеко не всегда имел возможность навестить семью, но письма и деньги посылал аккуратно. Связь была налажена хорошо. По мере того, как на юг хлынули массы людей, надеющихся найти способ покинуть Россию, наша связь с папой несколько ухудшилась, но, всё-таки корреспонденция, хотя и с опозданием, доставлялась.   Затем наступило время, когда появились все основания для серьёзной тревоги. От отца длительное время не было писем. ... Когда мама почти потеряла надежду, пришло письмо от судового врача. Он сообщал, что отец был болен сыпным тифом и долго был без сознания. Судовой врач постоянно его навещал в госпитале. Состояние отца было тяжёлым, но отнюдь не безнадёжным.   Врач писал, что когда их судно готовилось к отправке в Марсель и он пришёл в госпиталь узнать, сможет ли папа отправиться с судном, он не нашёл отца на месте. Ему сказали, что отец в мертвецкой. Врач возмутился - в последнее посещение госпиталя он видел отца, и у отца не было такого состояния, чтобы он мог умереть. Врач потребовал, чтобы его пустили в мертвецкую, и обнаружил, что сердце отца работает. Добиваться наказания виновных времени не было. Судовой врач забрал отца на судно, принял все необходимые меры, поместил больного в отдельную каюту и сейчас, когда пишется это письмо, судно ждёт отправления в Марсель. А письмо отошлёт человек, который знает Марьяна Ивановича, и сделает это обязательно... Он выздоровел и продолжал плавать на том же судне "Тигр", на котором его привезли в Марсель.   Руководство РОПИТ'а передислоцировавшись в Марсель, до определённого времени продолжало функционировать. Отец прилично зарабатывал, и главной его задачей было переправить семью в Марсель. Было преодолено много трудностей, но цель была достигнута - мы с мамой оказались в Марселе".

Пока все было хорошо, и компания работала по старым документам. Потом грянул гром. 28 октября 1924 года Франция признала де-юре советское правительство. Но еще до указанной даты, уже в мае 1924 года, когда шли предварительные консультации, было ясно, что Франция признает СССР.

Компания была перерегистрирована во Франции, но, при переоформлении, она была оформлена на "нужных" лиц.

Из тех же воспоминаний: "... одесские моряки мечтали вернуться в Одессу.   В первые годы эмиграции, когда в Марселе функционировало управление РОПИТ'а, пароходы совершали рейсы в Индокитай. Моряки плавали, получали зарплату и могли безбедно существовать.   Но постепенно товарооборот принимал односторонний характер: экспортировать из Франции товары в достаточной мере не удавалось. Весь экспорт находился в руках французских компаний. Собственники РОПИТ'а в Марселе начали продавать пароходы. И русские моряки оставались без работы. Постепенно продали почти все суда, и моряки остались без работы.

Перейти на работу под французский флаг они не могли из-за незнания французского языка - требовалось пересдать все экзамены на французском и вести документацию тоже на французском языке. Некоторые моряки, как и мой отец, владели английским, но во Франции нужен был французский язык.   По мере продажи пароходов моряки устраивались на неквалифицированную работу в порту. Но во Франции разразился кризис (1924-1925 г.г.), началась безработица, поэтому работа предоставлялась в первую очередь французам. Русские моряки на это не обижались. Они понимали, что Франция и так сделала для их много, приняв их у себя и по, мере возможности, поддерживая моряков. Но положение становилось критическим. Трудности были у всех, и решать их нужно было совместно. Моряки начали собираться вместе (в кафе, как это принято во Франции) и обсуждать обстановку, пытаясь найти выход.   Они узнали, что Советское правительство предъявило иск к руководству РОПИТ'а, требуя, чтобы оставшиеся суда были возвращены в Советский Союз. Моряки решили подкрепить этот иск, предъявив РОПИТ'у такие же требования от своего имени. Было выбрано организационное правление. В него вошли три человека - Лакинский, Горбатов и Гребенюк. Все действия производили в согласовании с Советским правительством.   Состоялось два суда. Первый - в Париже. Советскому правительству было отказано, хотя его поддерживал серьёзный адвокат - секретарь французской коммунистической партии Торез.   Второй суд состоялся в Марселе. Морякам тоже было отказано. Это можно было предвидеть - во Франции частная собственность священна и неприкосновенна.   Понимая положение своих соотечественников, Советское правительство предложило морякам вернуться на Родину, предоставив им бесплатный проезд и документы. Большая часть моряков, особенно тех, кто имел семьи, согласилась на это.   В 1926 году около 80 семей вернулись в Одессу."

Ну, что... корабельный состав компании смотреть будем?

".