В 1947 году в США была опубликована газетная статья с заголовком «Строительный проект в Лонг-Айленд – 2000 домов за 60 долларов в месяц». Название интригующее, согласитесь. Однако, что же за ним стоит? А за ним стоит, по сути, первый в истории реализованный проект массовой частной застройки.
Солдаты, участвовавшие в боевых действиях Второй мировой войны, возвращались в США. Вернувшись, они создавали семьи, которые вынуждены были ютиться в домах родителей. За годы войны промышленность работала, в основном, на военный сектор, и новых домов строилось очень мало. При этом стоимость вторичного жилья, разумеется, в несколько раз увеличилась. Одним словом, доступное новое жилье в США было как никогда востребовано. Большинство строительных фирм понимали этот запрос, но не все сумели успешно на него ответить. Нужен был принципиально новый подход. И правительство США стало активно финансировать пригородную малоэтажную застройку, так называемые Левиттауны (от названия строительной компании «Левитт и сыновья»). Был принят государственный закон о правах военнослужащих. К началу 50-х гг. XXв. была запущена, по сути, «стройка века» в США.
Качественно новое решение строительного вопроса фирмой «Левитт и сыновья» состояло в том, что городская застройка осуществлялась по принципу автомобильного конвейера. Процесс строительства был разделен на 27 стадий с соответствующей специализацией исполнителей работ. К каждому месту строительства поочередно приезжали группы работников различных специализаций – плотники, столяры, каменщики, маляры, выполняли свою работу и переходили к другому дому. Разделение труда было буквально на уровне цветом покраски дома – если одна бригада красила в синий цвет, то в белый цвет красила другая группа рабочих.
С целью снижения цен на дома компания-застройщик покупала материалы и комплектующие непосредственно у компаний-производителей напрямую. Эффективность проекта превзошла все ожидания – каждый день «Левитт и сыновья» строили 35 новых домов. В 1951 году программа была завершена, 17 400 частных домов оказалось сданными под ключ к концу проекта.
Спустя год компания начала строить новый Левиттаун. Дизайнер фирмы, Альфред Левитт, разработал несколько проектов на выбор (в предыдущей программе все дома были однотипными). Технология была усовершенствована, и уже 40 объектов сдавались под ключ за день. В 1958 году второй Левиттаун был закончен, 17 311 новых домов приняли в свои стены молодые семьи. Был начат новый Левиттаун. Стадия за стадией и программа за программой успешно реализовывались фирмой. «Левитт и сыновья» стали ведущей строительной компанией в стране.
Однако заметим, что типовой дом в Левиттауне стоил 8 тыс. долларов. Цена для того времени не такая уж низкая (хотя и несравненно меньше всего, что предлагали другие застройщики при том же или более низком качестве домов). Еще до Второй мировой войны, в 1930-е гг. правительство США приняло закон, по которому банки должны были содействовать гражданам в покупке частных домов. И если раньше кредитная ставка под недвижимость составляла примерно 20%, то теперь она снизилась до невиданных в то время 10%. Также была уменьшена сумма первоначального взноса на приобретение собственного дома.
С большой натяжкой можно сказать, что дома в Левиттаунах – американский вариант "хрущевок". Разница, конечно, большая. С одной стороны, малогабаритная квартира в пятиэтажке и собственный дом не идентичны, с другой стороны, в СССР квартиры предоставляло в бессрочную аренду гражданам государство. По сути, именно государство оплачивало строительство дома, а граждане оплачивали только коммунальные услуги, связанные с эксплуатацией многоквартирного дома. Но это уже предмет другого разговора, а сейчас вернемся к современности.
Жилищный фонд в России составляет приблизительно 3,6 миллиарда кв. м. Из них примерно 120 млн. кв. м. составляет ветхий и аварийный жилищный фонд, естественно, что этот показатель с каждым годом растет.
Опыт послевоенных США в какой-то мере мог бы пригодиться в решении проблемы обеспечения граждан России новым жильем. Каркасные дома типовых проектов могут производиться промышленным способом, а их массовое строительство в достаточно короткое время способно решить вопрос доступной недвижимости. В принципе, на сегодняшний день в России есть все основания, чтобы успешно реализовать подобную программу.
Имеются актуальные технологические наработки в каркасном строительстве, распространение личного автотранспорта и качественных дорог, законодательная основа в виде программы правительства «Доступное и комфортное жилье гражданам РФ». Можно сказать, таким образом, что требуемые предпосылки для реализации проекта есть, существует правовая, финансовая и технологическая база. Остается тщательно и ответственно разработать программу и реализовать ее, по крайней мере, в какой-то мере решив вопрос доступных и качественных домов.