История швейцарского шале - история переработанной формы. В этой статье рассматривается природа шале как формы народного строительства, его присвоение, начавшееся в восемнадцатом веке в рамках живописной теории и архитектуры высокого стиля в Англии и Америке, и ее возможное возвращение к народному языку в форме бунгало начала двадцатого века.
Цель статьи - изучить процесс, посредством которого конкретные народные формы могут интегрироваться в более обобщенные стили архитектуры. Особое внимание уделяется определению элементов архетипического шале в работе архитекторов высокого стиля Чарльза и Генри Грин, которые историки архитектуры обычно отождествляли с азиатскими, а не европейскими влияниями. Наконец, делается призыв к лучшему пониманию концепции стиля, поскольку он относится к архитектуре в современный период.
НАРОДНЫЙ ШАЛЕ
Чтобы понять взаимоотношения между домом Бентца и шале, важно сначала указать, что было по крайней мере три отдельных, но связанных типа шале, свойственных различным частям Швейцарии: высокие горы, низкие равнины и верхние долины. Первый тип, горное шале или mazot, был построен из грубо обработанного бруса и обычно был сезонно занят пастухами, забирающими своих животных на летнее пастбище. Обычно такое шале было покрыто простой двускатной крышей, чьи нависающие карнизы защищали внешнюю лестницу и галерею.
Два других типа были предназначены для обеспечения более постоянного убежища. Они были либо построены из бревен, как mazot, либо представляли собой деревянный каркас с наполнением из дерева или штукатурки. Стены обоих элементов были так же защищены элементами выступающих карнизов, поддерживаемых на торцевых торцах большими и сложными скобками. Балконы и галереи, эркерные выступы и оконные вытяжки обеспечивали дополнительную защиту от погодных условий для нижних этажей. Вся эта сборка часто основывалась на каменном фундаменте.
Второй и третий типы шале были в основном известны по форме их крыш. Поскольку на швейцарских равнинах дождь более типичен, чем снег, шале в низинах имеет крутую крышу, с которой быстро сливается вода. Наклон крыши шале в низинах также настраивался по верхним галереям, что позволило увеличить высоту потолка и создать отличительную, ломаную линию крыши. Напротив, поскольку верхние долины холодные, но относительно сухие, у высокогорного шале была более плоская крыша, которая удерживала слой снега для изоляции.
ЖИВОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ
Историк Кристофер Хасси рассказывает нам, что, по крайней мере, до 1700 года англичане рассматривали пересечение Альп как нечто большее, чем необходимые трудности на наземном маршруте в Италию. Но в течение восемнадцатого века, под влиянием живописных представлений о ландшафте, и после практических улучшений в технологии путешествий, англичане постепенно стали ценить достоинства сложных пейзажей. Вскоре опыт пересечения Альп пришелся на вершину европейского Гранд-тура, своего рода визуальный шербет, который очистил сознание для основного курса Италии. Английский художник Джозеф Тернер выразил оба взгляда. В яростной картине 1812 года, озаглавленной «Метель», он изобразил борьбу Ганнибала при переходе через Альпы. Но тридцать лет спустя он также выразил живописное отношение к безмятежной акварели озера Люцерн. Тернер был только одним из многих образованных английских путешественников, которые запечатлели свой возвышенный швейцарский опыт в живописи или литературе.
Для романтического сознания, Альпы были ландшафтом, который сопротивлялся приручению, пустыней прямо посреди цивилизованной Европы. В таком контексте швейцарский крестьянин мог рассматривать как тип благородного дикаря, а шале - как первозданная хижина. Этот взгляд на шале был выражен в путевых дневниках Томаса Роско, который в начале 1820-х годов отправился в эскизный тур по Швейцарии. По словам Роско: "Жилища имеют такой совершенно первозданный вид, что можно было бы предположить, что их архитектура не знала никаких изменений со времен, когда дома строились только в качестве укрытия".
Джон Рескин был самым известным английским туристом девятнадцатого века, а также одним из самых влиятельных искусствоведов. Он помог продвинуть живописные идеи о Швейцарии с серией эссе под названием «Поэзия архитектуры», впервые опубликованной в 1837 году. В этих эссе, которые он проиллюстрировал своими эскизами, Рескин обсуждает народные здания нескольких европейских стран, размышляя о взаимосвязи национального характера и национального ландшафта. Он описывает свою первую встречу с шале следующим образом: «Я помню захватывающий и восхитительный момент, когда впервые в моей жизни я встретился, в тихой и тенистой лощине, закрытой от света стволами и кронами высоких сосен, и оглашаемой пением горной реки, я впервые встретил в этом тихом ущелье Юры, ненавязчивый, но красивый фасад швейцарского коттеджа. Я подумал, что это самая прекрасная часть архитектуры, которую я когда-либо был счастлив созерцать, но сам по себе он не представляла ничего, кроме нескольких мшистых еловых стволов, свободно соединенных вместе, с одним или двумя серыми камнями на крыше, но его сила была сила соединения; его красоты, уместности и смирения".
Последняя часть этого описания особенно важна для понимания силы шале как архетипа. Рескин утверждает, что сила шале основана на качествах ассоциации, то есть на способности помнить о возвышенном характере швейцарского пейзажа. Рескин также связывает шале с крепкими сельскими ценностями: «Где бы шале ни находилось, оно всегда внушает идеи нежной, чистой и пасторальной жизни ...» И Рескин продолжает описывать красоту шале с точки зрения соответствия, согласованности между формой и материалом, или формой или функцией. В его глазах смирение шале «укладывается» в подчиненное положение человеческих артефактов в этой могущественной природной обстановке, не говоря уже о низшем месте крестьянина в социальном пейзаже.
Но Рескин не защищал шале как архитектурный прототип: "про швейцарский коттедж нельзя сказать, что он построен в хорошем вкусе. Но это иногда живописно, часто радует, и, при удачном совпадении обстоятельств, красиво. Однако это не подражание. За пределами своей страны это всегда нелепо". Однако это предупреждение от самых авторитарных критиков не мешало авторам книг рекомендаций рекомендовать швейцарский коттедж. Среди авторов книг рекомендаций Робинсон, Гудвин, Вайтвилл и Папуорт - все это способствовало тому, что шале стало одним из множества живописных стилей виллы, а П.Ф. Робинсон, как полагают, построил самые ранние швейцарские коттеджи в Англии, в том числе один в 1829 году к северу от лондонского Риджентс Парка.