Технологии не стоят на месте, но вот методики за частую за ними не поспевают. И на стройке легко встретить геодезистов, которые проверяют вертикальность колон тахемоетром использую методику вертикального проецирования или бокового нивелирования.
В этой статье хотим поделится с вами координатным методом определения вертикальности колон.
1) Условная система координат.
Основным моментом координатного метода, является использование условной системы координат на строительной площадке.
Необходимо разбивочный чертёж (рис.1) развернуть таким образом, чтобы строительные оси стали параллельны координатным осям, при этом для удобства расчётов и избежания отрицательных значений, поместим пересечение осей А и 1 в координату 100, 100 (рис.2).
После установки условной системы координат, выпишем координаты пунктов ГРО в новой системе.
2) Разметка колон
До того как колоны смонтировали, пока они лежат на земле, и есть доступ к их верхней части, необходимо маркером проставить на них осевые риски (рис. 3).
3) Координаты осевых рисок
Вычислим координаты осевых рисок на колоннах. В нашем случае колоны выполнены из двутавра 30К2, высота в сечении 300 мм, толщина стенки 10 мм.
Риски расположенные по центру полок (рис 4.), по оси Y будут совпадать с разбивочной осью, а по оси Х будут смещены от разбивочной оси на 150 мм, в большую или меньшую сторону.
Риски расположенные по центру стенки (рис. 5), по оси Х будут совпадать с разбивочной осью, а по оси Y будут смещены от разбивочной оси на 5 мм, в большую или меньшую сторону.
Т.к. в большинстве случаев шаг строительных осей кратен 1 метру, то опустив метровые значения, полученные координаты рисок, будут верны для всех остальных колон. Таким образом, мы получаем один универсальный шаблон для нашего случая (рис. 6).
4) Сопровождение монтажных работ
Т.к. направление севера в условной системе координат может значительно отличаться от его фактического направления, для удобства коммуникации с монтажниками, выберите более понятные и простые ориентиры на площадке (рис. 7).
Например, произвели измерение, (рис. 8) и получили координаты риски X=***.178 Y=***.992 это означет, что колонна расположена на 28 мм (178 — 150) ближе к лесу, и на 8 мм (1000 — 992) ближе к дороге. Сообщаем монтажникам, что нужно подвинуть(наклонить, если мы измеряем верх) колонну на 3 см от леса и на 1 см от дороги.
Никогда не говорите монтажникам о миллиметрах, только сантиметры. Во-первых, миллиметр для них это ничтожно маленькая величина, во-вторых, те значения что выдаёт вам прибор, тоже не абсолютны, из-за не идеальной геометрии самой колонны и точности вашего прибора.
После выставления колонны по одной риске, по возможности делайте проверку по другой риске, чтобы избежать развёрнутого положения колонны (рис. 9).
5) Координаты плоскостей полок и стенки
Как быть, если колонны уже смонтированы и ни каких рисок на них нет?
В этом случае контроль будем производить по плоскостям (рис. 10)
Положение в направлении от\к лесу, контролируем по полкам, в любом месте её наружной грани, координата X будет одинаковой. Тоже самое по стенке, производя измерение на неё, не обязательно точно по центру, мы смотрим только координату Y и контролируем положение от\к дороги.