Принимаю заочно и в опережение событий все упрёки за некорректное использование традиционного для многих в западном мире, но необычного для русскоговорящего сообщества вязальщиц названия. СОНТАГ, ЗОНТАГ...
Не сочтите за конъюнктурное действие, но, как по-иному обозначить необычность представленной здесь модели, если в мире был период, когда подобное изделие с этим названием считалось популярным и стало исторически знаковым.
С моей нелюбовью к речевым заимствованиям с запада я, конечно, пыталась придумать, или найти что-либо русское. Но, "уйдя в тему", осознала, что не зазорно будет назвать мой треугольно-плоский жилет-косынку-полушалок-обёртку-душегрею-обнимашку звучащим загадочно словом "СОНТАГ", в узких заморских кругах, имеющим второе имя - "закадычный", в смысле "задушевный друг", в смысле "близкий друг").
Позвольте немного истории, как встретились моё изделие и это название.
В этом учебном году я решила попробовать начать обучение в группе "вязание спицами" с тренировки вязания только "лицевым способом" (по-простому - лицевых петель). Как известно, манипуляции для вязания "лицевых" петель, вязание лицевым способом, дают нам видеть на плоскости вязаного полотна, которая перед глазами, лицевую сторону только что связанной петли, а изнаночная сторона петли - с другой стороны плоскости вязаного полотна.
Два базовых переплетения можно получить, если вязать петли только лицевым способом.
1.При вязании по спирали рядов лицевых петель получится чулочное переплетение, "лицевая гладь" снаружи замкнутого в виде трубы бесшовного вязаного полотна и "изнаночная гладь" - изнутри. Хотя этот способ непосредственно в процессе вязания проще, его, как правило, откладывают "на потом". И речь сейчас не о нём.
2. При плоском поворотном вязании лицевых петель получится платочное переплетение. Оно считается простейшим и незаслуженно обделено вниманием. С него начинают изучение техники вязания, а после часто забывают о нём.
Именно ПЛАТОЧНОЕ переплетение демонстрирует две стороны одной петли и позволяет увидеть и понять суть трикотажной петли. Только связанная ПЕТЛЯ, находясь внутри полотна, не на спицах, имеет лицевую и изнаночную стороны. Петли, находясь на спицах, вообще имеют стороны без статуса (ни лицевые, ни изнаночные), пока не связаны, и пока не перешли со спиц внутрь структуры полотна. Называть сами петли лицевыми и изнаночными удобно в общении между вязальщицами, но, чтобы не было недосказанности и не возникало вопроса - как же так, вязала лицевую петлю, повернула полотно, а петля уже изнаночная,- думаю, разъяснения ⬆️ о том, что деление петель на лицевую и изнаночную условно, не будут лишними. Смысл в том, какую сторону каждой петли мы видим. Причём, не следует путать понятия. Лицевая и изнаночная стороны петли - не то же самое, что лицевая и изнаночная стороны вязаного полотна.
Но это я отвлеклась.
Для восстановления справедливости я решила, что неплохо предложить для обучающего вязания не плоский квадратно-прямоугольный образец, а более интересную историю вязания треугольника платочным переплетением с простейшими прибавками в виде накидов. Подобная тренировка может быть сразу заложена в вязание изделия - теплой косынки, или треугольной шали.
Пытаясь найти варианты в рамках задуманного, я решила трансформировать треугольник, чтобы удобнее было обматывать "шаль" вокруг тела, как бабушки кутали внуков когда-то. И, как, говорится,
иногда мы идём уже проторённой тропой, думая, что мы тут первые...
Я нашла а Pinterest старинную картинку.
За первой картинкой вышли другие фотографии с разнообразными изделиями, для которых характерен одинаковый способ использования.
Ближе всего к моему замыслу стал СОНТАГ, тот самый закадычный (задушевный) друг, вплоть до переплетения (платочного) и способа получения конфигурации изделия.
Ну, что ж, ещё одна попытка найти что-либо русское привела лишь к французскому) "канзУ"...
Но, извините, "газовая", тонкая, косынка, повязанная крест накрест на груди ради кокетства, или основательный, тепло обнимающий, "Сонтаг"? Тем более после найденной картинки-кадра ⬆️из неизвестного мне фантастического сериала "Чужестранка", от которого, оказывается, "фанатеют" многие, по многим причинам, СОНТАГ победил.
Это и интересная история с невероятным сюжетом, и харизма актёрского состава, и, конечно, талантливая интерпретация исторических костюмов 18 века. Якобы исторических, якобы 18-го.
"Сериал рассказывает историю Клэр Рэндалл, военной медсестры из 40-х годов XX века, которая во время прогулки у легендарных шотландских каменных кругов загадочно перемещается во времени в 1743-й год. Попадая в XVIII век, Клэр оказывается в неизвестном мире, где ее жизни угрожает опасность. Девушка должна найти возможность выжить и вернуться обратно в будущее, где остался ее муж Фрэнк Рэндалл. Чтобы спастись в неизвестном и незнакомом героине прошлом, она вынуждена выйти замуж за Джейми Фрейзера, галантного шотландского воина со сложной судьбой и обезоруживающим чувством юмора."
Я не ручаюсь за достоверность изложенных фактов, так как скопировала описание сюжета из сервиса Кинопоиск, а пересказ содержания сериала из других источников несколько иной. Возможно речь о разных сезонах.
Но не согласиться с мнением , относительно привлекательности исторических костюмов, вообще, и гардероба Клэр, в частности, сложно.
Это в том числе и об образах в завязанных крестообразно шалях, их там "не одна". Хотя и содержание сериала в любом случае интересно. Надо посмотреть.
Там несколько иных конструкций, отличных от моей, что, впрочем, не обесценивает для меня ни одну из этих вещей.
Название Сонтаг не имеет перевода на русский, как я предполагала. Оно произошло от фамилии Генриетты Зонтаг (1806 года рождения), знаменитой в 19-м веке на всю Европу немецкой оперной певицы, которая, как считается, и познакомила модную публику с "задушевным другом".
В настоящее время сведения о шали Сонтаг освещены в интернет- сообщениях заинтересованных людей, вязальщиц и невязальщиц, занимающихся историческими реконструкциями, среди которых чаще всего упоминается "гражданская война в Штатах 1864 года".
Именно в период с 30-х по 70-е годы XIX века были выпущены женские журналы, в которых описан Сонтаг. «Книга леди Годи» или «Журнал и книга Годи» издавалась в Филадельфии с 1830 по 1878 год.
В них содержались рассказы, иллюстрации и размеры одежды, которую можно было сшить дома, схемы вязания и ноты для фортепиано.
Я нашла ещё множество разнообразных картинок по теме, много реплик, изготовленных современными мастерами. Но, преимущественно все эти вещи имеют конструкцию двух видов.
Одна из них характерна скорее для так называемой "ДАТСКОЙ ШАЛИ".
Вязание начинается от центральной верхней точки шали у шеи сзади с удвоенными прибавками в каждом 2-м ряду по верхним кромкам и одинарными прибавками в каждом 2-м ряду с обеих сторон от центральной линии середины шали сверху вниз.
Другая конструкция также имеет центральную линию, вдоль которой с обеих сторон выполнены прибавки - по одной в каждом 2-м ряду, но только прибавки выполняются от нижнего центрального угла шали - вверх до верхней точки у шеи сзади.
А затем длинные концы вяжутся по очереди с менее частыми, чем прибавления, убавлениями по внутренним кромкам. От ритма убавлений зависит длина завязок.
Было много изображений, на которых СОНТАГ снабжён шнурками-завязками в местах около шеи и на концах длинных углов.
И, наконец, нашлись примеры изделий, конструкции которых напрямую перекликались с моей работой схожим внешним видом длинных концов.
А теперь я расскажу о своём изделии, связанном спицами.
1. Пряжа из Троицка "классическая серия", Подмосковная, 250м/100г, 50%шерсть, 50%акрил высокообъёмный. Пряжа была приобретена для вязания образцов на занятиях и при небольшой цене повела себя достойно. На всё изделие израсходовано неполных 3 мотка, ~ 250-270 граммов.
2. Спицы на леске 100см с наконечниками 3,5мм.
3.Переплетение платочное.
4.Схема формы изделия.
5. Порядок вязания.
1) Начало вязания от 3-х петель у центрального нижнего угла. Набрать три петли можно любым способом .
2) Все петли вязаного полотна выполняются лицевым способом.
3) Кромочные - узелковые. В конце каждого ряда кромочная связана лицевым способом. В начале ряда узелковая кромочная переносится с левой спицы на правую, как заведено, без провязывания.
4) Расширение полотна происходит за счёт выполнения прибавок у кромок. Прибавки в виде накида (правая стенка спереди): в начале каждого ряда сначала снимается узелковая кромочная, затем производится +1 накид. Такой порядок выполнения прибавлений (в начале каждого ряда) принят для упрощения реализации ритма +1/2 - "по одной(1) прибавке в каждом втором(2) ряде с обеих сторон полотна". Вязание накидов выполняется за правую стенку спереди, что в данном случае не даёт заметных отверстий, и не требует скрещения стенок, чтобы скрыть отверстия.
5) Высота первого участка состоит из высоты перевёрнутого треугольника и ширины узкого прямоугольника (оба участка на схеме обозначены цифрой 1 цвета сирени) и равна индивидуальной мерке - расстоянию от уровня талии до 7-го шейного позвонка. Для моего изделия этот отрезок составил 39 см.
6) Переход на вязание второго участка, правой передней половинки с цельновязаным воротником. Установка разделительного маркера (зелёный на схеме⬇️) в середине ряда.
7) Прибавки в начале ряда закончились на первом участке. На втором участке все ряды, которые начинаются от боковой кромки, вяжутся без прибавок. Граница второго участка у маркера в середине ряда.
8) После того, как первый ряд второго участка связан (до маркера), вспомогательной нитью нужно набрать петли для воротника на правый наконечник (розовый на схеме), которым только что вязали, повернуть вязание и связать ряд левым наконечником (голубой на схеме), оказавшимся справа после поворота. Из петель этого вспомогательного ряда (оранжевый участок на схеме ⬆️) будет связан первый ряд цельновязаного воротника основной пряжей, как продолжение основного первого ряда 2- го участка. Начало воротника, первый ряд, находится на средней линии спинки. От неё будет вязаться правая половинка цельновязаного воротника.
9) Теперь будет продолжаться вязание всей правой половинки изделия, участок 2 на схеме⬆️, с убавлением по одной петле в каждом втором ряду (ритм -1/2) на границе воротника с передней половинкой изделия.
Длину линии убавлений
горловины можно рассчитать, исходя из общей длины линии горловины, которая должна быть не меньше обхвата шеи.
Фото ⬇️.
Я приняла значение горловины 40÷50 см (максимальный и минимальный запАх воротника).
Для минимального запАха, нужно:
1) разделить значение длины горловины пополам:
50:2=25 см - сюда входят значение ширины воротника (~9см) и длина линии убавлений,
2) вычесть из значения половины длины горловины ширину воротника:
25-9=16 см - приблизительная длина линии убавлений.
Проверяю это значение для максимального запАха воротника:
16X2+9=41 см.
10. Дальше вяжется прямой участок 3.
11. На следующем, 4-м участке, продолжаются убавления вдоль внутренней кромки с ритмом -1/2. Рядом с узелковой кромочной вяжутся две петли вместе в каждом 2-м ряду.
12. Участок 5 - прямой.
13. Участок 6 имеет скос вдоль внешней кромки, выполненный убавками с ритмом -1/2. Рядом с узелковой кромочной вяжутся две петли вместе в каждом 2-м ряду.
14. Участок 7 - завязка, длина которой определяется индивидуально. Петли последнего ряда завязки закрываются любым выбранным способом.
15. Теперь на леске остались петли второй передней половинки. К петлям ряда следует добавить петли воротника. Для этого нужно аккуратно освободить петли воротника от вспомогательной пряжи, одновременно нанизывая их на наконечник, окрашенный на общей схеме⬆️ голубым цветом.
16. Основная пряжа для вязания присоединяется в верхней части воротника.
В нижней части воротника нужно связать за скрещённую левую стенку среднюю петлю общего ряда с участка 1 (рядом с маркером), которая уже была связана на первой половине.
17. Все дальнейшие действия выполняются так же, как на первой половине переда.
18. Осталось связать и пришить шлёвки на центральный угол для продевания в них завязок, фиксирующих этот угол. Место их крепления на линии талии следует определить примеркой. Стоит несколько натянуть полотно вниз для более плотного облегания спинки. При этом изменится положение линии талии (место шлёвок), когда изделие будет не на фигуре. Расстояние от 7-го шейного позвонка до "новой" талии станет короче на 7÷10 см (зависит от места крепления шлёвок). С самого начала это было заложено в конструкцию, так как учитывалось свойство полотна хорошо растягиваться.
Шлёвки можно связать на 3÷4 петлях платочным переплетением длиной, равной ширине завязок, и пришить в намеченные места.
Поскольку вязание предложено новичкам, я игнорировала такие нюансы, как " убавления с наклоном вправо -влево", да и на платочном переплетении это не заметно. Если не приглядываться.
Стирка, сушка, ВТО выполняются по мере необходимости. Я, прежде чем произвести эти действия, носила изделие в течение месяца.
Надеюсь, вам понравился мой рассказ и информация, которая окрашена моими соображениями, не введёт никого в заблуждение, так как может быть оспорена практиками, изучившими тему вязания шалей подробнее .
А для меня это - первая "шалеподобная" вещь на момент начала работы над этой статьёй.
Да. Появился второй "СОНТАГ ", пока составлялся данный текст. Сложно усмирить желание скорее показать публике новое изделие, но лучше сделать это, когда все, кто прочитал эту статью до конца, отдохнут.
Я благодарю всех за внимание и желаю приятных минут за вязанием.