Найти тему

СОНТАГ. Вязаное изделие-реплика. Для начинающих и для мастеров со стажем.

Принимаю заочно и в опережение событий все упрёки за некорректное использование традиционного для многих в западном мире, но необычного для русскоговорящего сообщества вязальщиц названия. СОНТАГ, ЗОНТАГ...

Полушаль- полужилетка с воротником-стойкой, который можно превратить в шалевый воротник, отвернув его наружу вниз.
Полушаль- полужилетка с воротником-стойкой, который можно превратить в шалевый воротник, отвернув его наружу вниз.

Не сочтите за конъюнктурное действие, но, как по-иному обозначить необычность представленной здесь модели, если в мире был период, когда подобное изделие с этим названием считалось популярным и стало исторически знаковым.

С моей нелюбовью к речевым заимствованиям с запада я, конечно, пыталась придумать, или найти что-либо русское. Но, "уйдя в тему", осознала, что не зазорно будет назвать мой треугольно-плоский жилет-косынку-полушалок-обёртку-душегрею-обнимашку звучащим загадочно словом "СОНТАГ", в узких заморских кругах, имеющим второе имя - "закадычный", в смысле "задушевный друг", в смысле "близкий друг").

Так выглядит "Сонтаг" в развёрнутом виде.
Так выглядит "Сонтаг" в развёрнутом виде.

Позвольте немного истории, как встретились моё изделие и это название.

В этом учебном году я решила попробовать начать обучение в группе "вязание спицами" с тренировки вязания только "лицевым способом" (по-простому - лицевых петель). Как известно, манипуляции для вязания "лицевых" петель, вязание лицевым способом, дают нам видеть на плоскости вязаного полотна, которая перед глазами, лицевую сторону только что связанной петли, а изнаночная сторона петли - с другой стороны плоскости вязаного полотна.

Платочное переплетение, которым связан "Сонтаг", относится к двусторонним, имеющим одинаковый внешний вид полотна с обеих сторон. Здесь преимущественно видны ряды петельных дуг и протяжек, признак изнаночной стороны петель. Но стоит раздвинуть ряды петельных дуг-протяжек, растянув полотно вдоль направления вязания (снизу вверх), между ними станут видны и стенки петель, признак лицевой стороны петли.
Платочное переплетение, которым связан "Сонтаг", относится к двусторонним, имеющим одинаковый внешний вид полотна с обеих сторон. Здесь преимущественно видны ряды петельных дуг и протяжек, признак изнаночной стороны петель. Но стоит раздвинуть ряды петельных дуг-протяжек, растянув полотно вдоль направления вязания (снизу вверх), между ними станут видны и стенки петель, признак лицевой стороны петли.

Два базовых переплетения можно получить, если вязать петли только лицевым способом.

1.При вязании по спирали рядов лицевых петель получится чулочное переплетение, "лицевая гладь" снаружи замкнутого в виде трубы бесшовного вязаного полотна и "изнаночная гладь" - изнутри. Хотя этот способ непосредственно в процессе вязания проще, его, как правило, откладывают "на потом". И речь сейчас не о нём.

2. При плоском поворотном вязании лицевых петель получится платочное переплетение. Оно считается простейшим и незаслуженно обделено вниманием. С него начинают изучение техники вязания, а после часто забывают о нём.

Платочное переплетение формирует ровное, мягкое, эластично-пластичное полотно с аккуратными стабильными (без загибов) кромками.
Платочное переплетение формирует ровное, мягкое, эластично-пластичное полотно с аккуратными стабильными (без загибов) кромками.

Именно ПЛАТОЧНОЕ переплетение демонстрирует две стороны одной петли и позволяет увидеть и понять суть трикотажной петли. Только связанная ПЕТЛЯ, находясь внутри полотна, не на спицах, имеет лицевую и изнаночную стороны. Петли, находясь на спицах, вообще имеют стороны без статуса (ни лицевые, ни изнаночные), пока не связаны, и пока не перешли со спиц внутрь структуры полотна. Называть сами петли лицевыми и изнаночными удобно в общении между вязальщицами, но, чтобы не было недосказанности и не возникало вопроса - как же так, вязала лицевую петлю, повернула полотно, а петля уже изнаночная,- думаю, разъяснения ⬆️ о том, что деление петель на лицевую и изнаночную условно, не будут лишними. Смысл в том, какую сторону каждой петли мы видим. Причём, не следует путать понятия. Лицевая и изнаночная стороны петли - не то же самое, что лицевая и изнаночная стороны вязаного полотна.

Но это я отвлеклась.

Форма "сонтага" обеспечивает возможность запахнуть его передние длинные концы на груди и обернуть их вокруг тела без складок.
Форма "сонтага" обеспечивает возможность запахнуть его передние длинные концы на груди и обернуть их вокруг тела без складок.

Для восстановления справедливости я решила, что неплохо предложить для обучающего вязания не плоский квадратно-прямоугольный образец, а более интересную историю вязания треугольника платочным переплетением с простейшими прибавками в виде накидов. Подобная тренировка может быть сразу заложена в вязание изделия - теплой косынки, или треугольной шали.

Вид моего "сонтага" сзади. В нижней части центрального угла я связала диагональные отверстия для продевания длинных концов-завязок. Эти отверстия связаны в той же технике, которой исполняется вязание вертикальных отверстий для пуговиц. Новичкам я предлагаю вязать гладкое полотно, а после примерки готового изделия наметить места для пришивания отдельно связанных шлёвок.
Вид моего "сонтага" сзади. В нижней части центрального угла я связала диагональные отверстия для продевания длинных концов-завязок. Эти отверстия связаны в той же технике, которой исполняется вязание вертикальных отверстий для пуговиц. Новичкам я предлагаю вязать гладкое полотно, а после примерки готового изделия наметить места для пришивания отдельно связанных шлёвок.

Пытаясь найти варианты в рамках задуманного, я решила трансформировать треугольник, чтобы удобнее было обматывать "шаль" вокруг тела, как бабушки кутали внуков когда-то. И, как, говорится,

иногда мы идём уже проторённой тропой, думая, что мы тут первые...

Я нашла а Pinterest старинную картинку.

"Закадычный" друг, или СОНТАГ. Рисунок из женской книги Годи, опубликованной в январе 1860 года. Картинка в Pinterest. Здесь представлен в большей степени жилет без боковых, и иных))), швов, у которого линия низа спинки заканчивается на талии. Деталь спинки через плечевые участки переходит на детали правой и левой полочек. А полочки,  в виде длинных концов шали, наложенные накрест одна на другую, в свою очередь, огибают боковые участки под грудью и заканчиваются, встретившись на линии талии спинки.
"Закадычный" друг, или СОНТАГ. Рисунок из женской книги Годи, опубликованной в январе 1860 года. Картинка в Pinterest. Здесь представлен в большей степени жилет без боковых, и иных))), швов, у которого линия низа спинки заканчивается на талии. Деталь спинки через плечевые участки переходит на детали правой и левой полочек. А полочки, в виде длинных концов шали, наложенные накрест одна на другую, в свою очередь, огибают боковые участки под грудью и заканчиваются, встретившись на линии талии спинки.

За первой картинкой вышли другие фотографии с разнообразными изделиями, для которых характерен одинаковый способ использования.

Страницы из книги о вязании 1912 года издания. Через Pinterest можно найти изображения всех страниц этой книги с моделями вязаной одежды того времени. Очень интересно.
Страницы из книги о вязании 1912 года издания. Через Pinterest можно найти изображения всех страниц этой книги с моделями вязаной одежды того времени. Очень интересно.

СОНТАГ с "горностаевым" бордюром. "Горностай" связан вероятнее всего крючком, хотя в тексте упоминания о крючке нет. Основное полотно связано спицами узором, который описан в оригинальном тексте. В узоре  на внешней стороне полотна чередуются 3 лицевые петли и 7 изнаночных на нескольких рядах ( в тексте это 4 ряда, но на рисунке кажется, что рядов больше), формируя вертикальные дорожки. Затем на следующих "нескольких" рядах эти дорожки смещаются вдоль ряда на полраппорта. Смещённые группы в 4 ряда разделены рядом лицевых петель с внешней стороны рисунка.
СОНТАГ с "горностаевым" бордюром. "Горностай" связан вероятнее всего крючком, хотя в тексте упоминания о крючке нет. Основное полотно связано спицами узором, который описан в оригинальном тексте. В узоре на внешней стороне полотна чередуются 3 лицевые петли и 7 изнаночных на нескольких рядах ( в тексте это 4 ряда, но на рисунке кажется, что рядов больше), формируя вертикальные дорожки. Затем на следующих "нескольких" рядах эти дорожки смещаются вдоль ряда на полраппорта. Смещённые группы в 4 ряда разделены рядом лицевых петель с внешней стороны рисунка.

Образец переплетения по описанию ⬆️ из 1912 года.
Образец переплетения по описанию ⬆️ из 1912 года.

Ближе всего к моему замыслу стал СОНТАГ, тот самый закадычный (задушевный) друг, вплоть до переплетения (платочного) и способа получения конфигурации изделия.

Героиня сериала "Чужестранка" Клэр Рэндалл в вязаной шали, обёрнутой вокруг тела крест накрест.
Героиня сериала "Чужестранка" Клэр Рэндалл в вязаной шали, обёрнутой вокруг тела крест накрест.

Ну, что ж, ещё одна попытка найти что-либо русское привела лишь к французскому) "канзУ"...

Из книги Р.М.Кирсановой" Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века". Москва "Книга"1989.
Из книги Р.М.Кирсановой" Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века". Москва "Книга"1989.

Но, извините, "газовая", тонкая, косынка, повязанная крест накрест на груди ради кокетства, или основательный, тепло обнимающий, "Сонтаг"? Тем более после найденной картинки-кадра ⬆️из неизвестного мне фантастического сериала "Чужестранка", от которого, оказывается, "фанатеют" многие, по многим причинам, СОНТАГ победил.

"Чужестранка". Персонажи сериала в исторических костюмах-реконструкциях. Сериал "Чужестранка" снят по одноименной серии романов Дианы Гэблдон.
"Чужестранка". Персонажи сериала в исторических костюмах-реконструкциях. Сериал "Чужестранка" снят по одноименной серии романов Дианы Гэблдон.

Это и интересная история с невероятным сюжетом, и харизма актёрского состава, и, конечно, талантливая интерпретация исторических костюмов 18 века. Якобы исторических, якобы 18-го.

"Чужестранка". Съёмочная площадка. Конечно, так "опасно"надетая шаль вряд ли может быть названа "защитницей". Готовая вот-вот соскользнуть с плеч, она здесь "провокатор". Если по сюжету в этой сцене репетируют некий ВЫЗОВ, демонстрирующий позицию главной героини, или такой образ - ЛОВУШКА для *оппонентов*, тогда использование этого предмета гардероба, помимо своей визуальной уместности,  несёт весомую смысловую нагрузку.
"Чужестранка". Съёмочная площадка. Конечно, так "опасно"надетая шаль вряд ли может быть названа "защитницей". Готовая вот-вот соскользнуть с плеч, она здесь "провокатор". Если по сюжету в этой сцене репетируют некий ВЫЗОВ, демонстрирующий позицию главной героини, или такой образ - ЛОВУШКА для *оппонентов*, тогда использование этого предмета гардероба, помимо своей визуальной уместности, несёт весомую смысловую нагрузку.

"Сериал рассказывает историю Клэр Рэндалл, военной медсестры из 40-х годов XX века, которая во время прогулки у легендарных шотландских каменных кругов загадочно перемещается во времени в 1743-й год. Попадая в XVIII век, Клэр оказывается в неизвестном мире, где ее жизни угрожает опасность. Девушка должна найти возможность выжить и вернуться обратно в будущее, где остался ее муж Фрэнк Рэндалл. Чтобы спастись в неизвестном и незнакомом героине прошлом, она вынуждена выйти замуж за Джейми Фрейзера, галантного шотландского воина со сложной судьбой и обезоруживающим чувством юмора."

"Чужестранка". Шали СОНТАГ появились более чем через сто лет после времени, заявленного в сериале, как время действия. Но, как объясняют в обсуждениях сериала, главная героиня могла привнести в те эпохи, куда попадала (за 7, или 8?, сезонов, видимо, случалось разное), свои знания и умения, что могло вызвать несовпадение со временем действия некоторых деталей и отразиться на её нехарактерном внешнем виде.
"Чужестранка". Шали СОНТАГ появились более чем через сто лет после времени, заявленного в сериале, как время действия. Но, как объясняют в обсуждениях сериала, главная героиня могла привнести в те эпохи, куда попадала (за 7, или 8?, сезонов, видимо, случалось разное), свои знания и умения, что могло вызвать несовпадение со временем действия некоторых деталей и отразиться на её нехарактерном внешнем виде.

Я не ручаюсь за достоверность изложенных фактов, так как скопировала описание сюжета из сервиса Кинопоиск, а пересказ содержания сериала из других источников несколько иной. Возможно речь о разных сезонах.

"Чужестранка". На Клэр СОНТАГ с узкой плечевой частью.
"Чужестранка". На Клэр СОНТАГ с узкой плечевой частью.

Но не согласиться с мнением , относительно привлекательности исторических костюмов, вообще, и гардероба Клэр, в частности, сложно.

"Чужестранка". Одну и ту же шаль Клэр носит разными способами. Здесь длинные концы шали оставлены спереди и удерживаются ремнём. Интересно, какой способ присоединения каймы здесь использован? Принцип "интарсии",  метод "подвязывания", или "другое"?
"Чужестранка". Одну и ту же шаль Клэр носит разными способами. Здесь длинные концы шали оставлены спереди и удерживаются ремнём. Интересно, какой способ присоединения каймы здесь использован? Принцип "интарсии", метод "подвязывания", или "другое"?

Это в том числе и об образах в завязанных крестообразно шалях, их там "не одна". Хотя и содержание сериала в любом случае интересно. Надо посмотреть.

"Чужестранка". Здесь СОНТАГ, связанный платочным переплетением , украшен каймой, выполненной крючком.
"Чужестранка". Здесь СОНТАГ, связанный платочным переплетением , украшен каймой, выполненной крючком.

Там несколько иных конструкций, отличных от моей, что, впрочем, не обесценивает для меня ни одну из этих вещей.

Название Сонтаг не имеет перевода на русский, как я предполагала. Оно произошло от фамилии Генриетты Зонтаг (1806 года рождения), знаменитой в 19-м веке на всю Европу немецкой оперной певицы, которая, как считается, и познакомила модную публику с "задушевным другом".

В настоящее время сведения о шали Сонтаг освещены в интернет- сообщениях заинтересованных людей, вязальщиц и невязальщиц, занимающихся историческими реконструкциями, среди которых чаще всего упоминается "гражданская война в Штатах 1864 года".

Именно в период с 30-х по 70-е годы XIX века были выпущены женские журналы, в которых описан Сонтаг. «Книга леди Годи» или «Журнал и книга Годи» издавалась в Филадельфии с 1830 по 1878 год.

Страница из женской книги Годи за 1861 год, найденная в Pinterest.
Страница из женской книги Годи за 1861 год, найденная в Pinterest.

В них содержались рассказы, иллюстрации и размеры одежды, которую можно было сшить дома, схемы вязания и ноты для фортепиано.

Я нашла ещё множество разнообразных картинок по теме, много реплик, изготовленных современными мастерами. Но, преимущественно все эти вещи имеют конструкцию двух видов.

"Чужестранка". Здесь со спины видна средняя линия прибавлений сверху вниз. По такому принципу выполняется вязание изделия конструкции "Датская шаль".
"Чужестранка". Здесь со спины видна средняя линия прибавлений сверху вниз. По такому принципу выполняется вязание изделия конструкции "Датская шаль".

Одна из них характерна скорее для так называемой "ДАТСКОЙ ШАЛИ".

Моя схема "Датской шали". Не инструкция, принцип формирования.  На практике не опробовано. Не исключаю, что непосредственное вязание внесёт в схему некоторые изменения.
Моя схема "Датской шали". Не инструкция, принцип формирования. На практике не опробовано. Не исключаю, что непосредственное вязание внесёт в схему некоторые изменения.

Вязание начинается от центральной верхней точки шали у шеи сзади с удвоенными прибавками в каждом 2-м ряду по верхним кромкам и одинарными прибавками в каждом 2-м ряду с обеих сторон от центральной линии середины шали сверху вниз.

"Чужестранка". Здесь со спины видна иная техника формообразования шали. Шаль "прирастала" во время вязания от нижнего центрального угла за счёт прибавок, выполненных снизу вверх по обеим сторонам от центральной линии. После достижения необходимой высоты центральной линии длинные концы шали связаны по очереди с убавлениями, начиная  от конечной точки центральной линии вдоль внутренней кромки шали. Длина двух концов зависит от ритма убавлений.
"Чужестранка". Здесь со спины видна иная техника формообразования шали. Шаль "прирастала" во время вязания от нижнего центрального угла за счёт прибавок, выполненных снизу вверх по обеим сторонам от центральной линии. После достижения необходимой высоты центральной линии длинные концы шали связаны по очереди с убавлениями, начиная от конечной точки центральной линии вдоль внутренней кромки шали. Длина двух концов зависит от ритма убавлений.

Другая конструкция также имеет центральную линию, вдоль которой с обеих сторон выполнены прибавки - по одной в каждом 2-м ряду, но только прибавки выполняются от нижнего центрального угла шали - вверх до верхней точки у шеи сзади.

Схема двух других планов вязания с одинаковым началом и разным продолжением. Здесь также ритм убавлений и прибавлений на длинных углах не проверен на практике.
Схема двух других планов вязания с одинаковым началом и разным продолжением. Здесь также ритм убавлений и прибавлений на длинных углах не проверен на практике.

А затем длинные концы вяжутся по очереди с менее частыми, чем прибавления, убавлениями по внутренним кромкам. От ритма убавлений зависит длина завязок.

Было много изображений, на которых СОНТАГ снабжён шнурками-завязками в местах около шеи и на концах длинных углов.

СОНТАГ мог иметь разные размеры. Мог быть и таким маленьким, имеющим шнурки-завязки у шеи, с длинными концами, свисающими свободно вниз, или заправленными под пояс, или ремешок на талии.
СОНТАГ мог иметь разные размеры. Мог быть и таким маленьким, имеющим шнурки-завязки у шеи, с длинными концами, свисающими свободно вниз, или заправленными под пояс, или ремешок на талии.

И, наконец, нашлись примеры изделий, конструкции которых напрямую перекликались с моей работой схожим внешним видом длинных концов.

Страница из книги о вязании "Солнечный свет", изданной в 1915 году. Здесь представлен вязаный жилет "Обними меня крепко" с крестообразным запАхом и застёжками на спинке.
Страница из книги о вязании "Солнечный свет", изданной в 1915 году. Здесь представлен вязаный жилет "Обними меня крепко" с крестообразным запАхом и застёжками на спинке.

Вырезка с описанием вязаного изделия, найденная в Pinterest. Информация об источнике публикации отсутствует. Здесь представлена инструкция вязания с чертежом - выкройкой жилета с запАхом. И по сути, даже не зная перевода, можно определить, что это ещё один "ОБНИМИ-МЕНЯ-КРЕПКО".
Вырезка с описанием вязаного изделия, найденная в Pinterest. Информация об источнике публикации отсутствует. Здесь представлена инструкция вязания с чертежом - выкройкой жилета с запАхом. И по сути, даже не зная перевода, можно определить, что это ещё один "ОБНИМИ-МЕНЯ-КРЕПКО".

И ещё один вариант названия "Грелка для сердца", "Согрей сердце", "Подогреватель для сердца" вдохновляет рассмотреть для декоративного оформления подобного изделия "сердечную" тему. Причём, в сопроводительных словах, описывающих такие изделия, с сердцем сравнивали форму изделий (видимо в какой-то момент вязания возникали такие ассоциации), а я-то думала, что это некое сентиментальное название вещи, "обнимающей область сердца".
И ещё один вариант названия "Грелка для сердца", "Согрей сердце", "Подогреватель для сердца" вдохновляет рассмотреть для декоративного оформления подобного изделия "сердечную" тему. Причём, в сопроводительных словах, описывающих такие изделия, с сердцем сравнивали форму изделий (видимо в какой-то момент вязания возникали такие ассоциации), а я-то думала, что это некое сентиментальное название вещи, "обнимающей область сердца".

А теперь я расскажу о своём изделии, связанном спицами.

Это Сонтаг после стирки и отпаривания с помощью утюга. До этого момента я носила изделие, не подвергая его ни стирке, ни отпариванию в течение месяца, так как платочное переплетение имеет товарный внешний вид и без этих действий. Все фото Сонтага на мне,  представленные в этой статье, сделаны сразу после вязания. А после стирки параметры изделия остались близки к начальным.
Это Сонтаг после стирки и отпаривания с помощью утюга. До этого момента я носила изделие, не подвергая его ни стирке, ни отпариванию в течение месяца, так как платочное переплетение имеет товарный внешний вид и без этих действий. Все фото Сонтага на мне, представленные в этой статье, сделаны сразу после вязания. А после стирки параметры изделия остались близки к начальным.

1. Пряжа из Троицка "классическая серия", Подмосковная, 250м/100г, 50%шерсть, 50%акрил высокообъёмный. Пряжа была приобретена для вязания образцов на занятиях и при небольшой цене повела себя достойно. На всё изделие израсходовано неполных 3 мотка, ~ 250-270 граммов.

2. Спицы на леске 100см с наконечниками 3,5мм.

3.Переплетение платочное.

4.Схема формы изделия.

Здесь указаны все основные значения, которые можно использовать для вязания. На схеме наблюдается определённая "симметричность". Поищите число 39 см, обозначающее размеры трёх разноимённых отрезков. Вместо него может быть число, соответствующее мерке "Длина спинки от 7-го шейного позвонка до линии талии" для другой конкретной фигуры. Собственно, демонстрацией этой схемы можно было бы закончить описание. Дальнейшие пояснения для новичков.
Здесь указаны все основные значения, которые можно использовать для вязания. На схеме наблюдается определённая "симметричность". Поищите число 39 см, обозначающее размеры трёх разноимённых отрезков. Вместо него может быть число, соответствующее мерке "Длина спинки от 7-го шейного позвонка до линии талии" для другой конкретной фигуры. Собственно, демонстрацией этой схемы можно было бы закончить описание. Дальнейшие пояснения для новичков.

5. Порядок вязания.

1) Начало вязания от 3-х петель у центрального нижнего угла. Набрать три петли можно любым способом .

Начало вязания от центрального угла вверх.
Начало вязания от центрального угла вверх.

2) Все петли вязаного полотна выполняются лицевым способом.

3) Кромочные - узелковые. В конце каждого ряда кромочная связана лицевым способом. В начале ряда узелковая кромочная переносится с левой спицы на правую, как заведено, без провязывания.

4) Расширение полотна происходит за счёт выполнения прибавок у кромок. Прибавки в виде накида (правая стенка спереди): в начале каждого ряда сначала снимается узелковая кромочная, затем производится +1 накид. Такой порядок выполнения прибавлений (в начале каждого ряда) принят для упрощения реализации ритма +1/2 - "по одной(1) прибавке в каждом втором(2) ряде с обеих сторон полотна". Вязание накидов выполняется за правую стенку спереди, что в данном случае не даёт заметных отверстий, и не требует скрещения стенок, чтобы скрыть отверстия.

5) Высота первого участка состоит из высоты перевёрнутого треугольника и ширины узкого прямоугольника (оба участка на схеме обозначены цифрой 1 цвета сирени) и равна индивидуальной мерке - расстоянию от уровня талии до 7-го шейного позвонка. Для моего изделия этот отрезок составил 39 см.

6) Переход на вязание второго участка, правой передней половинки с цельновязаным воротником. Установка разделительного маркера (зелёный на схеме⬇️) в середине ряда.

На схеме момент, когда связана нижняя часть изделия, обозначенная чёрным цветом. И уже произведены следующие действия. 1.Поставлен зелёный маркер в центре ряда. 2.Связана половина ряда до зелёного маркера розовым наконечником. 3.На розовый наконечник набраны петли воротника вспомогательной пряжей. 4.Связан один ряд вспомогательной пряжей голубым наконечником. 5.Из основной пряжи розовым наконечником продолжено вязание ряда от маркера из петель вспомогательной пряжи с голубого наконечника. На схеме  виден результат всех описанных действий: половина основного ряда стала больше на число петель воротника. Это пункты 6,7,8 из текста.
На схеме момент, когда связана нижняя часть изделия, обозначенная чёрным цветом. И уже произведены следующие действия. 1.Поставлен зелёный маркер в центре ряда. 2.Связана половина ряда до зелёного маркера розовым наконечником. 3.На розовый наконечник набраны петли воротника вспомогательной пряжей. 4.Связан один ряд вспомогательной пряжей голубым наконечником. 5.Из основной пряжи розовым наконечником продолжено вязание ряда от маркера из петель вспомогательной пряжи с голубого наконечника. На схеме виден результат всех описанных действий: половина основного ряда стала больше на число петель воротника. Это пункты 6,7,8 из текста.

7) Прибавки в начале ряда закончились на первом участке. На втором участке все ряды, которые начинаются от боковой кромки, вяжутся без прибавок. Граница второго участка у маркера в середине ряда.

8) После того, как первый ряд второго участка связан (до маркера), вспомогательной нитью нужно набрать петли для воротника на правый наконечник (розовый на схеме), которым только что вязали, повернуть вязание и связать ряд левым наконечником (голубой на схеме), оказавшимся справа после поворота. Из петель этого вспомогательного ряда (оранжевый участок на схеме ⬆️) будет связан первый ряд цельновязаного воротника основной пряжей, как продолжение основного первого ряда 2- го участка. Начало воротника, первый ряд, находится на средней линии спинки. От неё будет вязаться правая половинка цельновязаного воротника.

9) Теперь будет продолжаться вязание всей правой половинки изделия, участок 2 на схеме⬆️, с убавлением по одной петле в каждом втором ряду (ритм -1/2) на границе воротника с передней половинкой изделия.

Длину линии убавлений

горловины можно рассчитать, исходя из общей длины линии горловины, которая должна быть не меньше обхвата шеи.

Фото ⬇️.

Я приняла значение горловины 40÷50 см (максимальный и минимальный запАх воротника).

Для минимального запАха, нужно:

1) разделить значение длины горловины пополам:

50:2=25 см - сюда входят значение ширины воротника (~9см) и длина линии убавлений,

2) вычесть из значения половины длины горловины ширину воротника:

25-9=16 см - приблизительная длина линии убавлений.

Проверяю это значение для максимального запАха воротника:

16X2+9=41 см.

Порядок прикидочных расчётов длины скоса убавлений на линии горловины.
Порядок прикидочных расчётов длины скоса убавлений на линии горловины.

10. Дальше вяжется прямой участок 3.

11. На следующем, 4-м участке, продолжаются убавления вдоль внутренней кромки с ритмом -1/2. Рядом с узелковой кромочной вяжутся две петли вместе в каждом 2-м ряду.

12. Участок 5 - прямой.

13. Участок 6 имеет скос вдоль внешней кромки, выполненный убавками с ритмом -1/2. Рядом с узелковой кромочной вяжутся две петли вместе в каждом 2-м ряду.

14. Участок 7 - завязка, длина которой определяется индивидуально. Петли последнего ряда завязки закрываются любым выбранным способом.

15. Теперь на леске остались петли второй передней половинки. К петлям ряда следует добавить петли воротника. Для этого нужно аккуратно освободить петли воротника от вспомогательной пряжи, одновременно нанизывая их на наконечник, окрашенный на общей схеме⬆️ голубым цветом.

16. Основная пряжа для вязания присоединяется в верхней части воротника.

Задняя часть воротника, место, от которого воротник вяжется в разных направлениях.
Задняя часть воротника, место, от которого воротник вяжется в разных направлениях.

В нижней части воротника нужно связать за скрещённую левую стенку среднюю петлю общего ряда с участка 1 (рядом с маркером), которая уже была связана на первой половине.

17. Все дальнейшие действия выполняются так же, как на первой половине переда.

18. Осталось связать и пришить шлёвки на центральный угол для продевания в них завязок, фиксирующих этот угол. Место их крепления на линии талии следует определить примеркой. Стоит несколько натянуть полотно вниз для более плотного облегания спинки. При этом изменится положение линии талии (место шлёвок), когда изделие будет не на фигуре. Расстояние от 7-го шейного позвонка до "новой" талии станет короче на 7÷10 см (зависит от места крепления шлёвок). С самого начала это было заложено в конструкцию, так как учитывалось свойство полотна хорошо растягиваться.

Шлёвки можно связать на 3÷4 петлях платочным переплетением длиной, равной ширине завязок, и пришить в намеченные места.

Поскольку вязание предложено новичкам, я игнорировала такие нюансы, как " убавления с наклоном вправо -влево", да и на платочном переплетении это не заметно. Если не приглядываться.

Стирка, сушка, ВТО выполняются по мере необходимости. Я, прежде чем произвести эти действия, носила изделие в течение месяца.

Фото после стирки, сушки, отпаривания после месяца носки.
Фото после стирки, сушки, отпаривания после месяца носки.

Надеюсь, вам понравился мой рассказ и информация, которая окрашена моими соображениями, не введёт никого в заблуждение, так как может быть оспорена практиками, изучившими тему вязания шалей подробнее .

А для меня это - первая "шалеподобная" вещь на момент начала работы над этой статьёй.

Да. Появился второй "СОНТАГ ", пока составлялся данный текст. Сложно усмирить желание скорее показать публике новое изделие, но лучше сделать это, когда все, кто прочитал эту статью до конца, отдохнут.

Я благодарю всех за внимание и желаю приятных минут за вязанием.