Найти в Дзене

Городские истории: Тушинские шлюзы №7 и 8

Пожалуй, ни один округ столицы не может похвастаться таким количеством водоемов, расположенных на его территории, как наш Северо-Запад. Ведь только у нас, не считая многочисленные наши реки и речушки, разливается настоящим морем Химкинское водохранилище, есть шлюзы, ГЭС и настоящие набережные. Все эти сооружения – составная часть Канала имени Москвы, который до 1947 года носил имя канал «Москва-Волга».

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Первый раз меня сюда привёл отец. Мы, как всегда, по воскресеньям сбегали из дома, потому что мама делала уборку и попасть ей под горячую руку мы не хотели никогда. Не знаю, почему, но мне тринадцатилетней показать шлюзы отец посчитал нужным. С тех пор во мне присутствуют два знания:

1. Я не боюсь высоты, и вода там, внизу, особенно когда она прибывает, меня просто завораживает.

2. Я люблю Иваньковскую часть парка Покровское-Стрешнево.

Шлюзы № 7 и № 8 Канала имени Москвы со служебными зданиями 1930-х годов постройки.
Шлюзы № 7 и № 8 Канала имени Москвы со служебными зданиями 1930-х годов постройки.

Дорога к шлюзу мне казалась очень далёкой: ещё бы - мы ехали от нашего дома на "Сходненской". Но пешеходная та прогулка оказалась по времени длиннее этого пути в несколько раз. Но сейчас не об этом. Сейчас о Тушинских шлюзах.

Хочу сразу оговориться, что в моём рассказе не будет подробностей строительства канала и шлюзов - это не моя тема. А вот про решённые технические задачи и создание единого архитектурного пространства от Северного речного вокзала до Москва-реки - это мой рассказ.

Перед архитекторами, разрабатывавшими облик канала "Москва-Волга" тогда, перед началом строительства вставала очень сложная технически, но очень интересная, с точки зрения архитектуры, задача - создать единое пространство из архитектурных сооружений вдоль канала и Химкинского водохранилища, так, чтобы прибывающие в Москву или уезжающие из неё пассажиры видели красивое обрамление берегов канала, водохранилища и шлюзов. Работало несколько архитекторов. На нашем ( Химкинско-Тушинском) отрезке я бы хотела выделить работы трёх архитекторов: Алексея Михайловича Рухлядева, Владимира Фёдоровича Кринского и Александра Семёновича Бачёлиса.

А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский и другие работали над проектом Северного речного вокзала, В.Ф. Кринский - проектировал строения 7 и 8 шлюзов и жилые дома вдоль Химкинского узла (так тогда называли территорию вдоль шлюзовых камер. Сегодня это, например улица Большая Набережная и часть течения реки Химки внизу к Волоколамскому шоссе), А.С. Бачёлис проектировал тоннель под каналом и железнодорожный мост над телом 8 шлюза.

А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский и А. С. Бачёлис.
А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский и А. С. Бачёлис.

Шлюзы №7 и №8 в Тушино, построенные по проекту Ф. В. Кринского, опускают на 36 метров канал, который после 8 шлюза впадает в Москву-реку. Часть канала проходит по искусственной дамбе, под которой вырыт автомобильный, трамвайный и пешеходный туннели

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Над шлюзом №8 прошёл ещё и железнодорожный мост, по которому, правда отреставрированному и усиленному, и сегодня идут железнодорожные составы.

Оба шлюза - 7 и 8 - строились одновременно с Каналом имени Москвы в 1933-1938 гг. Они самые большие, так как имеют по 2 камеры. Тушинские шлюзы - сложное инженерное сооружение. Их глубина - пять с половиною метров, длина - двести, ширина - тридцать метров. Днище шлюза, толщиною пять метров, составляло единое целое с железобетонными стенами.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Сегодня место, сфотографированное на фотографии выше узнать очень сложно: выросли деревья и жилые микрорайоны. Пейзажи совершенно другие. Но шлюзы работают всё также исправно, как и много лет назад.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Все башни шлюзов декорированы: где -декоративные элементы в виде чугунных якорей с цепями, где - скульптуры и рельефы, изображающими строителей канала, где - изображения и скульптуры по теме авиации, которая была определена близким расположением к аэродрому Тушино.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

В облицовке башен использовались ценные породы камня — розового и серого гранита, черного полированного лабрадора, зеленого диорита и белого мрамора.

Между шлюзами находится трехкилометровый соединительный канал, на берегу которого построены были жилые дома для сотрудников канала Москва-Волга. Один из них, сохранённый в своём прежнем виде, выделяется, словно дворец: дом Наркомвода или дом на Набережной.

По каналу - точнее по шлюзам и сегодня снова ходят корабли, есть даже экскурсионные маршруты. Согласитесь, всё-таки вот такой вид смотрится несколько сюрреалистично...

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Ну, наверное, не менее фантастически, чем провоз по шлюзам канала космического корабля "Буран" когда-то

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Очень хорошо помню, как мы смотрели на прибывающую в шлюз воду из водохранилища... Ещё немного времени и камера шлюза набирает воду для пропуска судов дальше. Ну а дальше - по водной глади в сторону Москва-реки.

Шлюз работает автоматически и только в дневное время, поэтому спуск или набор воды вы застанете обязательно, максимум минут 20 ожидания, а вот корабли ходят реже, но их тоже можно застать часто. Этап прохождения корабля займет около 40 мин.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Вот оно - место, где волжская вода приходит в Москву-реку. Возле жилого комплекса "Алые паруса" установлен декоративный маяк, но на самом деле настоящий маяк располагался на стрелке, на противоположной стороне канала, и ещё один был у устья реки Химки, чтобы идущие в шлюз корабли и катера не промахнулись.

Канал имени Москвы наконец вливается в основную водную магистраль столицы. Но это уже совсем не моя история. Хотя.... Я поняла, что минимум пару-тройку историй про людей канала и его технические сооружения мне ещё придётся написать, уж больно тема оказалась глубокая. Как ложе Тушинских шлюзов...