474 подписчика

Аксаков, С.Т. Семейная хроника // В кн. Аксаков, С.Т. Собрание сочинений. Т.1. – М.: Художественная литература, 1986

187 прочитали
Фотография автора
Фотография автора

Сергей Тимофеевич Аксаков за свою писательскую жизнь написал не так много, но его автобиографическую трилогию можно считать своего рода энциклопедией помещичьей жизни и энциклопедией русских характеров 18-го века.

В трилогию входят романы "Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука" и "Воспоминания". Особенностью трилогии является то, что первые два романа рассказывают о семье Багровых (Аксаков по определённым причинам завуалировал своё семейство), а третий роман - "Воспоминания" уже написан им от собственного лица Сергея Аксакова.

Начну с первого романа.

Фотография автора
Фотография автора

«Семейная хроника» Аксакова стала событием в русской литературе. Успех этой книги был необычайным. Автор работал над произведением с большими перерывами в течение пятнадцати лет. Писатель столкнулся не только с цензурными барьерами, но и с препятствиями, которые чинила его собственная семья: родственники возражали против публикации наиболее острых, обличительных мест, которые, по их мнению, могли бросить тень на весь род.

«Семейная хроника» состоит из пяти самостоятельных отрывков, первый из которых рассказывает о жизни семьи Багровых (под фамилией которых выведены сами Аксаковы) после переезда из Симбирской губернии в Уфимское наместничество, здесь главный герой - дед Багров; второй повествует об истории замужества Прасковьи Ивановны Багровой – двоюродной сестры деда, а в дальнейшем излагается непростая история женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора, до рождения у них сына Сергея.  Все отрывки создают удивительно целостную картину русского помещичьего быта конца 18-го века и составляют предысторию жизни самого Аксакова.

Начинается повествование с описания образа жизни Степана Михайловича Багрова.
Поначалу повествование показалось мне скучноватым. Переезд Багрова-старшего из одной местности в другую, подробнейшие описания природы и сельхозугодий, помещичья жизнь во всех её мелочах, с утра и до ночи, с весны до зимы предстаёт перед нами как на ладони.
Интереснее стало, когда автор начал описывать самих персонажей, то есть, своего деда и бабушку, их детей и домочадцев.

Был дед Багров, что называется, самым настоящим самодуром со взрывным, неуправляемым характером. Все его домочадцы – начиная с жены и детей и кончая домашними слугами и дворней – с самого утра только и пытались понять, в каком настроении проснулся их барин. Если в хорошем, то можно было вздохнуть посвободнее, немного расслабиться, можно было даже обратиться к нему с какой-либо просьбой, например, попросить разрешения женить сына, не дожидаясь зимы, как было назначено барином, и даже не на той невесте, которую подобрал ему хозяин, а на той, которую он выбрал сам.
Ну а если настроение было у Багрова плохим, то лучше вообще на глаза ему не попадаться, если такое было возможным.

Вторая часть рассказывает об удивительной женщине - двоюродной сестрёнке Степана Михайловича, сироте Прасковье, которая жила в доме Багровых как воспитанница.
Девочка унаследовала от умерших родителей неплохое состояние, поэтому окрестные женихи внимательно к ней присматривались. И 28-летний сосед, майор по фамилии Куролесов решил на ней жениться, не дожидаясь, пока девочка подрастёт. Начал ухаживать за 14-летней девчонкой, но не смог понравиться Степану Михайловичу, опекуну Прасковьи. Прасковья же влюбилась во взрослого красавца, и, когда Багров по делам уехал из поместья, заручившись поддержкой родственниц, с радостью согласилась на то, чтобы их обвенчали, подделав её метрику и увеличив её возраст на два года. Степан Михайлович же, когда вернулся домой и узнал, что его обманули, учинил такую грозную расправу над всеми, кто попался ему под руку, в первую очередь над женой Ариной Васильевной, что та в один момент лишилась косы и потом целый год ходила с пластырем на голове.
Майор Куролесов, однако же, оказался ещё большим самодуром, чем Багров - настоящим садистом, развратником и выпивохой. Он был очень жесток по отношению и к своим крестьянам, и к окрестным помещикам. Когда читаешь описания его «деяний», то становится просто страшно.
Для молодой супруги всё чуть было не закончилось фатально: требуя у неё разрешения на владение её деревнями, Куролесов чуть было не убил её, но слухи о его преступных действиях дошли до Степана Михайловича, и он ринулся в деревню, где жил Куролесов, и силой отбил у него сестру. Тем временем Куролесов скоропостижно скончался, отравленный собственными слугами, и, что самое интересное, Прасковья так сильно переживала о своём умершем супруге, что долго не могла прийти в себя. Когда же маменька Аксакова спросила её, отчего же она так убивается о жестоком и неверном супруге, то получила такой ответ:

«Ты дура, – отвечала Прасковья Ивановна, – я любила его четырнадцать лет и не могла разлюбить в один месяц, хотя узнала, какого страшного человека я любила; а главное, я сокрушалась об его душе: он так умер, что не успел покаяться».

Вот такой женский характер описал нам Сергей Тимофеевич Аксаков.

Далее описана история жизни матери Аксакова - в произведении она названа Софьей Николаевной Зубиной (на самом деле Зубова Мария Николаевна), - как нелегко было ей жить с молодой мачехой, как она вынуждена была заботиться об отце, двух единокровных сёстрах и трёх братьях после смерти мачехи.

Родители Алексея Багрова (Тимофея Аксакова), да и его сёстры, были против женитьбы единственного и любимого сына и брата на небогатой и незнатной, но образованной Софье. Отец говорил Алексею:

«Во-первых, она дворянка вчерашняя, а ты потомок самого древнего дворянского дома. Во-вторых, она горожанка, ученая, бойкая, привыкла после мачехи повелевать в доме и привыкла жить богато, даром что сама бедна; а мы люди деревенские, простые, и наше житье ты сам знаешь; да и себя ты должен понимать: ты парень смирный; но хуже всего то, что она больно умна. Взять жену умнее себя – беда: будет командирша над мужем; а притом, ты так ее любишь, что на первых порах непременно избалуешь. Ну, так вот тебе мое отцовское приказание: выкинь эту любовь из головы. Я же, признаться тебе, думаю, что Софья Николавна за тебя и не пойдет. Надо рубить дерево по себе. Мы поищем тебе какую-нибудь смирненькую, тихонькую, деревенскую родовую дворяночку, да и с состоянием. Выйдешь в отставку, да и заживешь припеваючи. Ведь мы, брат, не широки в перьях; только что сыты, а доходов больно мало».

Но Алексей так сильно влюбился в Софью, что даже заболел, и родителям пришлось дать сыну своё родительское благословение на свадьбу.

Софья Николаевна – типичный образ бесприданницы: больной отец доживает последние месяцы, приданого у неё практически нет, она - красавица и умница. Разница с Ларисой Огудаловой лишь в том, что её руки добивается довольно обеспеченный молодой человек, хоть и деревенский, мягкотелый, с властными родителями и старшими сёстрами. Софья Николаевна хорошо понимала, что в семье Багровых ей рады не будут, и ей придётся немало претерпеть от золовок. Но выбора у неё, как у Ларисы Огудаловой, не было, она настояла лишь на том, чтобы не жить у родителей жениха в деревне. И это был абсолютно правильный выбор!

Эта часть «Семейной хроники» читается как увлекательный роман, столько в нём переживаний, сомнений героев.

Начало семейной жизни Алексея и Софьи Багровых описано замечательно живо. Патриархальная семья мужа с деспотичным, жёстким главой семьи. Как Софья боялась знакомиться со свёкром! Но что значит, умная женщина! Она смогла так подстроиться к пожилому человеку, что даже свои «промахи» сумела обратить в достоинства, а главным достоинством в семье было послушание всех главе семьи. Софья хорошо поняла, что

«От него зависит ее спокойствие в семье мужа и, может быть, даже благополучие в супружеской жизни!».

Удивительная мудрость для 19-летней девушки!

Но, завоевав расположение свёкра, Софья окончательно восстановила против себя и золовок, и свекровь!

Очень колоритно описан обед, устроенный в деревне в честь молодожёнов. Чего только на столе не было, и как это всё помещалось в желудках гостей! А понравилось мне описание одного столового прибора, который подарил свату отец невесты; правда толком я не поняла, как он выглядел, но суть его ясна:

«На одном столе стоял круглый, китайского фарфора, конфетный прибор, на круглом же железном подносе, раззолоченном и раскрашенном яркими цветами; прибор состоял из каких-то продолговатых ящичков с крышками, плотно вставляющихся в фарфоровые же перегородки; в каждом ящичке было варенье: малиновое, клубничное, вишневое, смородинное трех сортов и костяничное, а в середине прибора, в круглом, как бы небольшом соуснике, помещался сухой розовый цвет. Этот конфетный сервиз который теперь считался бы драгоценной редкостью, прислал в подарок свояку Николай Федорыч Зубин».


Что интересно: сейчас принято гордиться, если молодые сразу покупают отдельное жильё и съезжают от родителей, а в те времена, о которых идёт речь, это считалось чем-то из ряда вон выходящим, и уж совсем не принято было гордиться отдельным проживанием.

Молодая семья Багровых съехала из дома тестя в собственный дом из-за того, что отец Софьи не захотел расстаться со своим слугой, который всячески пытался выжить из дома дочь хозяина, и предпочёл дать молодым денег на собственный дом. Странная история, давшая повод для пересудов всему городу.

Заканчивается же «Семейная хроника» рождением у Алексея и Софьи Багровых сына Сергея, долгожданного наследника Багровых, то есть, самого Сергея Тимофеевича Аксакова. А дальнейшее развитие событий – уже во второй и третьей книгах трилогии - «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания».

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!