Одна из важнейших функций мозга — формировать потребности, мотивации, эмоции. Мы способны стремиться к знаниям и лениться, тревожиться по пустякам и преодолевать препятствия, а также заботиться о других. Какие из них особенно важны для обучения? Как связаны мотивация, эмоции и обучение? Вот только часть вопросов, которые осветил доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биофака МГУ им. М. В. Ломоносова Вячеслав Дубынин в своём рассказе для Российского общества «Знание».
Человеческий мозг — живой компьютер?
Для того чтобы понять, как работает наш мозг, нужно сначала разобраться с тем, как он устроен. Главный орган состоит из нескольких отделов: мозжечок, большие полушария, продолговатый, средний и промежуточный мозг. В нём содержится около 90 миллиардов нейронов, которые принимают, обрабатывают, хранят и помогают выводить вовне информацию. Каждый отдел (и даже его части) выполняет свои функции, например:
- Субталамус и гиппокамп — поисковое поведение.
- Средний мозг — исследовательское поведение.
- Моторная кора и поясная извилина — манипуляции с предметами.
Как мы учимся?
Обучение — длительный и сложный процесс, требующий вовлечённости всего организма и прежде всего мозга. Однако этот процесс не происходит хаотично, а подчиняется определённым закономерностям.
Основные правила обучения сформулировал известный учёный и физиолог Иван Павлов:
- Чем больше дофамина, тем быстрее будет проходить обучение.
- Использовать повторные сочетания исходно незначимых стимулов и положительных эмоций.
- Следует исключить воздействие всевозможных раздражителей и отвлекающих факторов.
- Мозг должен хорошо функционировать — быть здоровым, получать достаточное количество сна.
Больше интересного про то, как работает наш мозг и как сделать его лучше, можно посмотреть в фильме Российского общества «Знание» по ссылке.
#РОЗ #РоссийскоеОбществоЗнание