Часть третья. В поисках древней столицы славян.
Во второй части публикации я упоминал, что наиболее подходящим под описание «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» местом расположения древней столицы словенов, обновлённой после чумы и разорения гуннами является противоположный от Великого Новгорода берег реки Волхов - место, носящее в настоящее время наименование Рюрикова Городища. Новгородский кремль (Детинец) располагается от него примерно в 3 километрах, что условно можно принять за расстояние в «поприще и боле», указанное в Сказании в качестве расстояния между Старым и Новым городом.
Согласно указанию Иоакимовской летописи, оба берега Волхова издревле соединялись деревянным Великим мостом. В подтверждение достоверности сведений источника в 2018 г. при исследовании археологами Института археологии РАН акватории реки Волхов многолучевым эхолотом были обнаружены опоры древнего моста, четыре из которых до сих пор возвышались над уровнем дна в глубокой части русла, а опоры со стороны Детинца покрылись полутораметровым слоем ила и грунта, образовав мелководное плато. Установлено, что в середине X века Славенский и Людин концы города соединял мост на пятиугольных срубных опорах, заполненных камнем. При этом мост имел 17 метровые деревянные пролёты, что при ограниченности полезной длины древесных стволов являлось сложной для реализации инженерной задачей и не могло быть повторено позднее архитекторами мостостроителями на протяжении продолжительного времени. Считается, что мост выполнял не только инфраструктурную связь между разными частями города, но и использовался в оборонительных целях для осуществления контроля за проходом судов по реке Волхов – торговому пути «из варяг в греки», а также использовался для защиты города от непрошеных гостей.
До XIX века правобережное урочище и прилегающее к нему село называлось просто - Городище. Слово Рюриково в наименовании появилось в краеведческой литературе относительно недавно, в начале XIX века, когда под влиянием легенд это место стало отождествляться со столицей Рюрика после призвания варягов.
Отойдя от темы повествования следует отметить, что варягами называлась не какая-либо отдельная народность. Это собирательное обозначение, использующееся для представителей разных народов, проживавших на побережье Балтийского моря и занимавшихся варкой или выпариванием ценившейся в древние времена соли, торговлей и наёмничеством. Так, к примеру, В. Н. Татищев сближал термин «варяг» с именем славянского племени вагры. После второй мировой войны в Германии началось изучение остатков культуры полабских славян - группы западнославянских племён, населявших приблизительно с конца V века нашей эры до середины XIII века обширную территорию от устья реки Лабы (Эльбы) на Западе, до реки Одры (Водры, Одера) на востоке и от Рудных гор на юге до Балтийского моря на севере. В группу входили три племенных союза: лужичане (сербы, лужичане) на юге, лютичи (вильцы, велеты) в центральных областях и ободриты (бодричи) на северо-западе. Родственными им также являлись племена поморян, проживавшие по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы, до реки Нотечи на юге. Немцы вплоть до XIX века называли славян вендами.
Городище имеет несколько культурно исторических слоёв, включающих в себя остатки неолитической стоянки (II—III тыс. до н. э.) и поселение раннего железного века (I тыс. до н. э.). По мнению историков, в VII—VIII веках Городище было городком холмового типа, укреплённым ступенчатыми эскарпами с деревянными стенами на валу. Ширина Городищенского вала на Благовещенском раскопе в северо-западной части Рюрикова Городища достигала восьми метров, а высота могла достигать пяти метров. Центральная часть Городища была укреплена подковообразным рвом и валом с деревянными конструкциями. Внутренний ряд состоял из трёхстенных дубовых срубов, незамкнутых со стороны холма. Наружная, обращённая ко рву сторона деревянных конструкций, была в древности полностью разрушена. Срубы, простенки и пространство между ними, были заполнены грунтом. Городище имело выгодное в оборонных целях расположение, так как его территорию со всех сторон защищали водные рубежи. С городищенского холма было легко контролировать проход судов из Волхова в озеро Ильмень. Поселение занимало мысовую часть возвышенности, расположенную на низменном острове среди заливаемой поймы. На Благовещенском раскопе под древнейшим укреплением (под Городищенским валом, укреплённым бревенчатыми срубами) археологами был найден культурный слой небольшого по размерам городка ильменских словен со славянской лепной керамикой и со следами пожара. Слой датируется VIII — первой половиной IX века, что вполне может соответствовать сведениям «Сказания о Словене и Русе» о втором запустении Словенска, связанным с разрушением города гуннами. К концу IX века ров достаточно заплыл культурным слоем, а оборонительное сооружение, построенное на песке, прекратило своё существование. В конце X века Городище, сохранив роль княжеской резиденции, уступило роль социально-экономического центра Приильменья новому поселению, разросшемуся в стороне от него вокруг возникшего на левом берегу Волхова христианского комплекса и епископского двора - Новгородского кремля или Детинца. Укрепления Городища продолжали разрушаться в X—XI веках, а к началу XII века уже полностью затерялись в рельефе окружающей местности. В Новгородских летописях под 1103 годом есть упоминание о Городище в связи с постройкой по указанию новгородского князя Мстислава Благовещенского храма — второго крупного княжеского храма после Софии Новгородской. Для строительства был засыпан ров и частично сравнён вал бывшей крепости. После строительства Волховско-Мстинского канала, названого в 1804 году Сиверсовым, Рюриково городище оказалось разделено на две части: мыс и холм. В 2006 году на раскопках, произведённых в Городище, были найдены амфоры, изготовленные в I—II тысячелетиях до н. э., фрагменты расписных византийских кубков, арабские и византийские монеты средины IX века, что подчёркивает статус Городища как крупного центра древней международной торговли.
По выдержкам из книги «Бытовые остатки насельников Ильменско-Волховского побережья и земель Велико-Новгородского державства каменного века», приведённым в книге «Новгородские древности. Записки для местных изысканий» В. С. Передольского (опубликована в Губернской Типографии Новгорода в 1898 г.) наименование города Новгородом приписано существованию до его возникновения где-то поблизости старого города, который в повести о путешествии Апостола Андрея Первозванного, изложенной в летописи Великого Новгорода по Софийскому списку и в других более древних списках, назван Славенском. В той же книге указана вероятность и важность одновременного существования в глубокой древности до Новгорода значительных поселений на нынешних холмах Городищенском, Нередицком, откуда по тесноте места для новых посёлков вниз по Волхову шло расселение его обитателей по обоим берегам реки Волхов. Местоположение Славенска автор связывает с нынешним Городищем, так как правая половина города с древнейших времён носила название Славенской стороны, а левая - Неревской. Когда население Славенской стороны разрослось настолько, что застроились не только возвышенности, но и берега, подтопляемые вешними разливами, с тех пор жителям пришлось засыпать и уплотнять берега, чтобы удержать напор воды весной, что послужило основанием для образования Плотенского конца, названного от ранее созданной здесь сплошной плотины. Вероятно, что позднее его наименование было преобразовано в Плотницкий конец, что наглядно продемонстрировано на иллюстрации ниже.
Со временем, с ростом населения, жителям волей-неволей пришлось выселяться и на Неревскую сторону. Славенская сторона в первое время летописных веков была многолюднее, а по сосредоточению на ней Торга (исторической торговой стороны Великого Новгорода) – богаче Неревской стороны. Славенский конец назывался «господином» и «великим» даже в XV веке, чего остальные районы, в том числе Неревский – не имели. Автор указывает на большое число пожаров, регулярно уничтожавших деревянную застройку города. Так, 18 апреля 1299 года в ночь под Светлое Воскресенье на Варяжской улице Славенской стороны Новгорода начался лютый пожар, истребивший по показаниям третьей летописи 12 церквей, а прочих строений - без числа. Не удивительно, что со временем правая Славенская сторона, потерявшая свой престижный статус, пришла в упадок и в запустение, а её жители переселились на левый берег Волхова.
Интересны также следующие упоминания автора о Славянах и Руси.
Согласно рукописи 847 г. (мусульманского географа иранского происхождения) Ибн Хордадбеха (820-912 гг. н.э.), изданной арабистом Де-Гуе, в Багдаде проживали Славяне пленники-евнухи, служившие в случае нужды переводчиками для Руссов, приезжавших в столицу Халифов со своими товарами с полуночи по Дону, Волге и Каспию. В другом месте он свидетельствует, что русские купцы, принадлежавшие к Славянам, привозят из отдалённых славянских стран бобровые меха, меха чёрных лисиц, мечи к берегу Римского моря, т.е. Чёрного, где оно касается Византии и к Босфору. Примечательно то, что источник относится к времени, предшествующему образованию древнерусского государства, и свидетельствует об обширных внешнеэкономических связях русских купцов того времени.
В отношении границ нашего государства В. С. Передольский приводит пример пергаментной грамоты, написанной рунами и напечатанной в норвежском городке Шеене в 1677 году (местный учёный Снарфенфельд получил её от пастора Николая Голфварда). Предметом этой грамоты является распределение границ между страною Руссов и датским королём Свеном I, жившим в X веке. По ней государю русскому было предоставлено право брать дань с жителей приморских, горных и лесных Норвегии, до которых доходили восточно-полуночные пределы Норвегии при Свене. Существование округа с названием «Богуелан», образовавшегося по мнению автора из Богуслава, в котором на горе «Кшпельсберг» открыты высеченные на утёсе древние изображения гребных судов и нашего города Колы, означает, что пространства Ильменской земли в данном месте распространялись до Норвегии. В мирном договоре 1326 года, заключённом между норвежцами и новгородцами сказано, что договаривающиеся стороны утверждают мир на тех же условиях, какие и прежде были между предшественниками их, и что они устанавливают границы обоих государств и права на земли, каждому принадлежавшие, по древнему разграничению или разделению оных.
Северогерманский хронист и географ Адам Бременский (ок. 1066 г.) в своём сочинении «Деяния священников Гамбургской церкви» пишет:
«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком…. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград)… Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари — к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой… из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город — всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) — седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружён со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути.».
В упомянутой ранее «Большой книге славянских мифов» А. Иликаева в главе «Песнь четвёртая. Гости из-за моря» можно найти следующую информацию, дополняющую сведения летописей. С приходом Рюрика, Синеуса и Трувора, с семьёй и дружиною к словенам в Старую Ладогу, только на четвёртый год княжения дружина Рюрика достигла Ильменя. Князь не стал селиться в Новгороде, а расположился в стороне от него у самого истока Волхова из озера Ильмень. Окружив лагерь высоким земляным валом и частоколом Рюрик расположил его на противоположном берегу от святилища Перуна, которого варяги чтили одинаково со своими богами. Это означает, что становище Рюрика, ставшее на правом берегу реки напротив Перыни (ныне – Перынский скит), не имеет отношения ни к Новгороду, находившемуся на левом берегу, ни к Городищу, чьим именем оно теперь поименовано, т.к. находилось от него ближе к озеру примерно на 2,5 километра.
Там же в книге описывается, как князь Олег, бывший норвежским принцем и братом Енфанды (супруги Рюрика), подстрекаемый дружиной и воеводами, принял решение идти за богатой добычей в легендарный поход на Царьград. Перед тем, как последовать за своими боярами - Аскольдом и Диром, отправившимися к Царьграду ранее, Олег три дня и три ночи волхвовал в одиночестве, испрашивая волю богов на удачу в военном походе в старом городе - Великом граде или Велиграде. «Покинутый людьми Велиград или Старый город находился на южном берегу озера Ильмень невдалеке от вросшего в землю каменного Перуна. Когда-то в этом городе правили сыновья Словена - князья Рус и Бастарн, а позже во времена Владимира Старого со своей дворней, челядью и сокольничими там жил Чурило Плёнкович, сын былинного великана Плёна. После смерти Чурилы Велиград пришёл в упадок. Со временем жители покинули его, переселившись в Новгород. Хотя стены старого поселения обветшали, но во времена Олега были ещё крепки. Жильё обомшело, но не поддалось непогоде - ни дождю, ни снегу. Говорили, что в покинутом городе поселились упыри, русалки и лешие, поэтому люди обходили покинутый город стороной. Вот туда, в Велиград, и удалился Олег на три дня и три ночи держать совет с богами.». Получив наставление от богини Мораны о способе узаконивания своей власти над людьми и пред богами, посредством женитьбы своих воспитанников Игоря, сына Рюрика, и Ольги, от рода Гостомыслова, Олег сыскал дозволение богов на успех в походе. Таким образом, источник конкретно указывает, что Велиград или Старый город находился не на восточном или западном берегу реки Волхов, а на южном берегу озера Ильмень. Город сыновей Словена, Руса и Бастарна, сохранившись до времён Олега, был к тому времени покинут людьми, обходившими его стороной, что в случае с плотно заселённым новгородским Городищем не соответствует данному описанию. К сожалению, я не смог найти подтверждение указанных автором сведений в других источниках, но мне показалось интересным другое.
В последнее время при проведении любительских изысканий в области истории и археологии широкое применение получило использование данных, размещённых в глобальной сети Интернет в бесплатных картографических сервисах - картах земной поверхности, собранных из отдельных спутниковых фотоснимков. Инструмент, представляющий из себя развитие обычной, но дорогой для конечного пользователя аэрофотосъёмки, позволяет с малыми затратами обнаруживать достаточно крупные объекты, скрытые от обычного наблюдателя при взгляде с уровня земной поверхности, при условии, что пользователю не требуется особая актуальность предлагаемых фотоснимков. Несмотря на то, что обнаружение необычного рельефа местности двумя школьниками из археологического отряда в 1987 году привело к обнаружению в Челябинской области СССР комплекса из городища, могильника и селищ праиндоевропейцев XX—XVI веков до н. э., получившего впоследствии название Аркаим (от тюркского «хребет», «спина», «основа»), будущее археологии следует признать за использованием инструментов дистанционного зондирования Земли. С появлением свободного доступа к спутниковым снимкам (картам) энтузиасты-исследователи разыскивают новые геоглифы пустынного плато Наска, ищут следы затерянных в джунглях южноамериканской Гватемалы майянских городов, подземные акведуки пустынь в Наска и в Иране. Конечно, обходится не без курьёзов, и кто-то отмечает сходство Структуры Ришат («Глаз Сахары») с легендарной Атлантидой, другие же - в горах Урала и Антарктиды ищут пирамиды древних высокоразвитых цивилизаций, но трудно не отметить пользу от использования картографического инструмента. Наибольшее распространение такие изыскания приобрели за рубежом при наблюдениях за пустынной поверхностью земли, где благодаря особенностям климата, оказывающим слабое воздействие на следы человеческой деятельности, значительно легче определить искусственный характер того или иного образования. В нашей стране, в значительной степени покрытой многочисленными лесами, реками и болотами, использование картографических сервисов в исследовательских целях значительно осложнено большим оказываемым влиянием климата и биосферы на изменение или сокрытие рельефа земной поверхности.
Так, проанализировав дополнительные сведения о возможном месте нахождения Словенска, при условии, что он и Старый город, Велиград или Великоград представляют одно и то же место, я попробовал применить метод исследования спутниковых карт в целях установления возможного места нахождения столицы древних словенов.
Принимая во внимание тот факт, что наиболее крупные и древние города возникали в непосредственной близости от древних судоходных маршрутов (в частности - на пути "из варяг в греки") и на протяжении обозримой истории Словенск оставался вне поля зрения археологов, исследователей или историков, он должен находиться в мало населённой и трудно доступной для людей местности, которых в силу заболоченности Приильменья предостаточно. Если город не оказался затоплен водами озера Ильмень, не был поглощён болотами или не оказался уничтожен более поздней хозяйственной деятельностью человека, на мой взгляд вторым наиболее вероятным после Городища местом нахождения древней столицы словенов могла оказаться заболоченная часть Взвадского сельского поселения.
Ниже привожу обзорную карту Приильменья.
Следует отметить, что уровень озера Ильмень не является постоянным. При наивысших уровнях вод при глубине озера в 10 м., площадь водоёма составляет более 2000 кв. км. В среднем глубина озера близка к 5 м. На текущий момент разность годовых амплитуд колебаний уровней вод смежных лет колеблется в пределах от 1 до 276 см. В результате водного подпора сооружённой на реке Волхов Волховской ГЭС, введённой в эксплуатацию в 1926 г., первоначальный уровень Волховского водохранилища увеличился приблизительно на 1,5 м. Сложно оценить, оказала ли постройка ГЭС какое-либо влияние на уровень вод в озере Ильмень, но исключать такой возможности тоже нельзя.
Осматривая карту южного побережья озера Ильмень, меня заинтересовала точка, имеющая координаты: широта: 58,2078° долгота: 31,4439°. Располагается это место в устье реки Старая Ловать по течению реки Ловать - Старая Ловать в 7 километрах от ближайшего населённого пункта - деревни Взвад Взвадского сельского поселения Старорусского района Новгородской области. На 2010 год в этой деревне проживало всего 319 жителей. До районного центра - Старой Руссы, сплавом по рекам Полисть - Ловать - Старая Ловать – расстояние от деревни составляет 36 км. От указанной мною точки до Великого Новгорода (а именно, до Новгородского кремля, прозванного Детинцем) водным маршрутом через озеро Ильмень по реке Волхов путь равен 36,5 км. Случайно или нет, но указанное место располагается практически посередине между двумя древнерусскими городами – Руссой и Новгородом.
По мнению автора Этимологического словаря русского языка М. Фасмера происхождение гидронима (названия) реки Ловати может происходить от слова «ло́йва» «большая лодка», древнерусского «лоива» (судно). Логично предположить, что название Старая Ловать может указывать на ранее судоходный характер рукава реки, устье которого в месте впадения в Ильмень на сегодняшний день сильно заилено и занесено песком, что видно на фотоснимке ниже.
Выше Взвада местность представляет из себя сильно изрезанную реками, протоками, озёрами и болотами местность, которая в настоящее время мало проходима для пешего передвижения. На Приильменской низменности берега Ловати в основном пологие, а ширина реки достигает 340 метров. Весной пойменные луга, расположенные в дельте Ловати, затопляются на глубину до 2—3 метров. Единственным возможным способом добраться до указанного места является использование водного маршрута и транспорта. Причём, на текущий момент исследуемая точка располагается в стороне от действующего судоходного маршрута, пролегающего по реке Ловать.
Вот как выглядит окружающая местность со спутника в период высокой воды:
Моё внимание привлёк мыс или выступ в форме волны, расположенный на левом берегу реки Старая Ловать, в устье реки, в месте её впадения в озеро Ильмень (см. фото ниже). Сравнивая фотоснимки одного и того же места по картам из различных источников можно заметить, что летом выступ покрывается растительностью, в то время как обнажаясь после весеннего половодья местность приобретает черты острова. Под гребнем "волны" имеется бухта, имеющая видимую длину в 380 метров и ширину в 100 метров, сохраняющуюся по всей её протяжённости. Не исключено, что бухта является частью некогда занесённой песком и грунтом протоки, превращавшей мыс в полноценный остров. Могла ли бухта иметь искусственное происхождение или использоваться в качестве стоянки для кораблей - вопрос, требующий дополнительного изучения.
На представленном ниже снимке изображён «остров» в период высокой воды:
Отсутствие деревьев и многолетней растительности говорит о том, что данный мыс, он же остров, периодически полностью скрывается в водах Ильменя. При увеличении фотоснимка «острова» в период спада воды можно увидеть поверхность, имеющую чёткую планировку, вероятно, имеющую рукотворное происхождение. Пресекая возможные вопросы по данному объекту внесу ясность, что я не смог найти каких-либо сведений о текущей или в недавнем прошлом деятельности человека в этой местности. Тем более, что в связи с её периодическим затоплением какая-либо долгосрочная деятельность и строительство там - невозможны. Видимые же признаки свидетельствуют о значительном объёме выполненных на объекте ландшафтных работ.
Периметр объекта составляет около 784 м, площадь - 3,51 Га или 35100 кв. м. Периметр объекта, который условно назову "городом", очерчивает структура толщиной 3 метра, похожая на вал или насыпь, имеющую довольно чёткие очертания по всей её протяжённости, опоясывающей «остров» как минимум с трёх сторон. Северо-западная сторона вала имеет длину 145 м, северо-восточная (прослеживается примерно наполовину) - 265 м, юго-восточная сторона - 140 м., юго-западная - 243 м. Причём, в нескольких местах вал прерывается, что особенно хорошо заметно в юго-западной части вала, где в нём имеется 15 метровый проём, имеющий следы размыва грунта из более высокой внутренней части «города». Логично предположить, что данный промежуток может означать место нахождения некогда бывших в нём ворот или проезда.
При взгляде на структуру объекта возникают вопросы: кому могло понадобиться в столь трудно доступном месте обустраивать почти километровой длины вал, чьи черты имеют правильные очертания, напоминающие четырёхугольник, и почему он так хорошо сохранился при активном размыве поверхности водами и воздействии на неё льдов? Если в основании вала удастся обнаружить следы подпирающей его древесины, это сможет помочь ответить не только на вопрос об идеальной сохранности вала, но и кем и когда он мог быть сооружён.
Для сравнения размеров объекта ниже привожу размеры Новгородского Кремля, Детинца, являющегося преемником Словенска.
В самых широких местах Детинец имеет размеры 562 на 252 м. Периметр Кремля примерно в два раза больше, чем рассматриваемый объект, а площадь Детинца почти в три раза больше. Однако, следует принимать во внимание, что неоднократно горевший и перестраивавшийся Детинец, первоначально сложенный из дубовых брёвен, по мнению В. Л. Янина находился в северо-западной части современного каменного Кремля. Г. М. Штендер полагал, что самая первая крепость занимала срединную часть современного Детинца в секторе между Владимирской и Пречистенской башнями, т.е. площадь первичного Кремля составляла треть от современной. Таким образом, оба сравниваемых объекта имели приблизительно равные размеры.
Характер затопления местности весьма ограничивает полезную для использования и застройки площадь, прилегающую к "острову"-мысу. Сложно оценить, насколько могло меняться обеспечение сельскохозяйственными землями, охотничьими угодьями и иными полезными площадями вероятно находившееся здесь поселение с понижением уровня озера Ильмень с текущих значений до ранее существовавшего уровня. Однако, трудно оспоримым является тот факт, что расположение объекта в окружении рек, озера и непроходимых болот могло обеспечивать надёжную защиту его жителей от возможного неожиданного нападения врагов. Одновременно с этим большое количество водных преград могло ограничивать не только охоту, ведение сельского хозяйства и животноводства его жителями, но и могло способствовать распространению заболеваний вместе с кровососущими насекомыми или с употреблением загрязнённой воды. Указанные факторы могли успешно сдерживать рост популяции жителей поселения и привести к его дальнейшему запустению, а затем и к забвению.
В северо-западной части объекта прослеживается поверхность, напоминающая дорогу, длиной 85 метров с стабильно сохраняющейся шириной в 5 метров, которая в верхней своей части под углом 90' меняет направление на юго-восточное и исчезает приблизительно через 20 метров после поворота. Там же (на северо-западе) видны два выступа примерной шириной в 16 метров и длиной 7 метров, направленные в сторону озера, которые могли бы быть использованы под основание для двух корабельных причалов. Объект состоит из трёх рельефных платформ, отличающихся друг от друга высотой, где на первой платформе располагаются "причалы" и "дорога", а также в северной части, возможно, некая незащищённая валом квадратная площадь с приблизительными размерами 40 на 40 метров. В средней части дороги заметен семиметровый участок дороги, ведущий перпендикулярно к основной дороге ко второй платформе, имеющей длину по северо-западной стороне около 70 метров. Приблизительно в 5 метрах от края второй платформы параллельно ей прослеживается третья платформа, имеющая меньшие размеры - 56 метров по северо-западному краю. Кроме устройства многоуровневой обороны поселения трудно представить иное возможное предназначение у подобной планировки объекта.
Другие объекты комплекса практически не прослеживаются по доступным фотоснимкам. Однако, очевидно, что несмотря на размыв поверхности остатки сооружения имеют значительные размеры, чью целесообразность в текущей деятельности человека трудно представить. В сооружение вложено большое количество труда и материалов (прежде всего грунта для осуществления насыпи и формирования разно уровневого рельефа). Обозримая история и доступные материалы не содержат упоминаний об их выполнении или о предназначении. Могут ли видимые сооружения иметь более чем тысячелетнюю историю – вопрос остаётся открытым.
В доказательство периодически происходящего полного затопления объекта можно привести следующие изображения с карт Майкрософт Бинг.
Современные картографические инструменты при помощи обозначения точками границ земельных участков и сооружений позволяют наглядно показать границы рассматриваемого объекта на снимках карт, сделанных в разные года и в разное время года. Таким образом мы можем проследить за объектом в динамике изменения времён года.
Снимок от Гугл сделан весной в период спада большой воды, пока место расположения объекта не покрылось растительностью и имеет следы размыва грунта. Точками и линиями обозначены границы сооружения.
Далее приводятся снимки в одном и том же положении карты и в масштабе.
На карте от Яндекс (см. выше), сделанной судя по всему летом или в начале осени в период низкой воды очертания сооружения не прослеживаются вовсе. Однако, хорошо заметны очертания окружающей местности и местоположение объекта на мысе. Также хорошо видны наносы песка с формированием островка у «носа» «волны» и изгиб русла Старой Ловати, огибающей мыс.
На снимке от Бинг (см. выше), сделанном, вероятно, в конце зимы или в начале весны - половодье полностью скрывает объект в водах озера, делая его похожим на отечественный аналог Атлантиды.
Возможно кто-то из местных жителей, краеведов или историков поправит меня и укажет на истинное происхождение описанного выше объекта, но на мой взгляд, существует вероятность, что это - утерянная столица древних славян словенов - Словенск, Великий град или Великоград. Допускаю также, что обнаруженные остатки сооружений могут принадлежать к иному поселению, в том числе словенов или русов, чьё наименование не сохранилось в истории или легендах, либо ошибочно приписывается историей другому времени и месту. Могут они относится и к более позднему периоду, в том числе к наследию великой и могучей Советской цивилизации. В таком случае трудно предположить то назначение, для которого мог быть создан объект площадью в 3,51 Га в столь глухом и отдалённом от цивилизации месте. Так или иначе, но проверить достоверность предложенной мною версии можно только произведя раскопки и исследования на месте расположения объекта.
***
В заключении статьи остаётся признать, что в современном знании об истории древних славян и об их первых государствах предостаточно белых пятен. При наличии многочисленных летописей с жизнеописаниями православных царей, дохристианская история славян и их государств практически скрыта от нас мраком забвенья. Ярким опровержением Булгаковской фразы о том, что «рукописи не горят» является отсутствие или пропажа исторических источников по древнейшей истории нашего государства. Иоакимовская летопись, Велесова книга, Сказание о Словене и Русе – большинством историков считаются подделками и фальсификацией. Прочие источники были либо утеряны и забыты, либо похищены и уничтожены в смутные времена существования государства Российского. Так было во времена крещения «огнём и мечом» Руси, когда церковью и властью отрицались важность изучения и сохранения языческой культуры и истории нашего государства. Так было и позднее, когда многочисленные захватчики, стремились вымарать из всемирной истории культуру чуждых и опасных для них славян. Отсутствие письменных источников и заинтересованности в изучении археологических древностей позволило иностранцам Миллеру, Байеру и Шлёцеру, а также их последователям, переписать Российскую историю, предав наш народ дикости перед превосходством просвещённого Запада, из-за которой тот был неспособен без помощи пришлых западных норманнов обустроить свой дом и образовать собственное государство. Всем источникам и археологическим находкам, не вписывающимся в придуманную ими теорию, возведённую в разряд догм, в том числе Иоакимовской летописи, имеющей археологическое подтверждение в виде опор Великого моста, с лёгкой руки норманистов навешивается ярлык подделки. С тех пор историческая наука, изучающая появление и развитие Древнерусского государства, получившего своё наименование от названия пришлого племени Рюрика - Руси, оставляет без должного внимания исследование предшествующих этапов зарождения, становления и развития многочисленных славянских народов.
История Руси и славян умышленно или нет, но оказалась оторвана от истории скифов и сарматов, на родство с которыми прямо указывают тексты летописей и труды античных историков. Официальная история не даёт объяснений причинам, по которым славянские народы придя с востока получили столь широкое распространение по всей Европе, заняв в ней значительные территории от Черного до Балтийского морей и от территории современной Германии до Западно-Сибирской равнины. Прозвание отдельных народов по местам их обитания с частой путаницей в их поименовании различными авторами позволяет размыть их славянское происхождение, скрывая от нас значительную часть истории славян. В подтверждение данного вывода следует вспомнить слова Прокопия Кесарийского, утверждавшего что в старину склавинов и антов называли "спорами", что происходило от греческого слова σπείρω «рассеянные».
Силой оружия, убеждения или другими способами славянам удалось подчинить себе множество прочих народов, сделав их своими подданными, а затем и соотечественниками. Причём на протяжении всей своей истории славяне, ценившие личную свободу, не угнетали и не обращали подданных в рабство, а успешно сосуществовали с представителями других народов в сложных мультикультурных сообществах.
Славяне налаживали и контролировали торговые пути, активно участвовали в международном обмене и в торговле. Их купцы добирались до многих отдалённых стран - были известны в Византии и в Риме, в Германии и в Скандинавии, добирались до многих стран Ближнего Востока. Ярким примером налаживания международных отношений и торговых связей является «хождение за три моря» тверского купца и путешественника Афанасия Никитина, совершённого им в Персию и в Индию в промежутке между 1466 и 1474 годами, что произошло до путешествия португальского мореплавателя Васко де Гама, открывшего морской путь в Индию в 1497 – 1499 гг.
Храбрость, мужество, смекалка и незаурядные способности славян в военном искусстве признавались их соседями, но неоднократно оспаривались ими на протяжении всей истории. Притесняемые народами-конкурентами славяне из добродушных хозяев превращались в жестокого и грозного противника, сумевшего не проиграть в конкурентной борьбе другим народам и сохранить собственную независимость и идентичность. Жертвуя личной свободой и объединяясь в родовые союзы, славяне образовали полноценные государства, в которых в последствии долгое время наиболее важные вопросы решались на общенародном вечевом сходе. У части из их государств в качестве столицы был Великий град одновременно имеющий и иное наименование, как-то, Велеград-Магнополис у ободритов или Великий град Словенск у приильменских словенов. Древнерусское государство 882 гг. н.э. возникло не на пустом месте, а на основании бывшего у славян социально-общественного устройства, общности их языка, культуры, веры и истории. Имея по большей части оседлый образ жизни, славяне сумели создать Гардарику – страну городов, числу и устройству городов в которой завидовали скандинавы, признанные норманистами «цивилизаторами» Руси. Ошибочность идеи норманизма подтверждает и тот факт, что не славяне стремились на заработки к норманнам, а варяги поступали на службу в дружины «вещих» славянских князей. Держа совет и создавая союзы, наподобие более поздних конфедераций, славяне часто враждовали друг с другом. Но умея договариваться, выступали единым фронтом против общего противника, что делало их могучей и непобедимой силой, сокрушающей ведущие мировые империи и державы. Играя на разности частных интересов и на противоречиях между славянами, враги на протяжении всей обозримой истории разобщали, сталкивали славян друг с другом и порознь подчиняли их своим интересам и воле.
Проводя параллели между административным устройством славянских городов в них легко разглядеть черты, присущие древнегреческим городам-государствам – полисам или древнеегипетским номам, когда город и прилегающие к нему поселения представляли из себя самостоятельную административную единицу, что было характерно для многих ранних культур.
Роль Рюрика в развитии государства и в централизации власти в руках единого правителя с насильственным подчинением славянских народов престолу великого Князя несомненна. Велик и вклад в историю нашего государства норманского принца - князя Олега, ставшего русским князем-регентом малолетнего Игоря, сына Рюрика. Объединив Новгород, Киев, Смоленск и ряд других городов в Древнерусское государство, а затем собрав мощь славянских народов воедино, князь Олег в 907 г. н.э. прибил свой щит к вратам Царьграда, заставив врагов и соседей уважать и опасаться мощи Руси.
Очевидно, что Новгород имел предшественника – Старый город, Словенск, Великий град или Велиград. Причём, по всей видимости Велиградов было несколько, один из которых – Словенск, стал предметом данной работы. В настоящей статье я сделал предположение о двух наиболее вероятных местах для возможного нахождения исторически существовавшей, но не признанной современной исторической наукой древней столицы словенов. Возможно, что Словенск находился в районе (Рюрикова) Городища. Возможно - в окрестностях села Взвадское Старорусского района Новгородской области. Какая из версий окажется точнее – покажет время и новые изыскания. Старый город оказался покинут и забыт после основания Новгорода. И для этого у его жителей были веские основания, часть предположений о которых я привёл ранее.
Сила славян, неоднократно побеждавших своих противников и поэтому снискавших страх и уважение у прочих народов и империй, заставляет Запад поощрять и культивировать историческую безграмотность и немощность у их потомков. Лишая Россию истории, Запад стремится возвыситься над ней, убрав с политической арены сильного конкурента. Этому же способствует и элита нашего государства, выращенная для реализации западных идей и ценностей, зацикленная на личном достатке и на неограниченном потреблении. Человек, не знающий собственной истории, как и государство, не уделяющее внимания на изучение и сохранение истории, обречён на её повторение и на совершение тех же ошибок, которые были допущены ими ранее. Это делает их слабее, чем не преминут воспользоваться наши противники или конкуренты.
Современной российской истории, как и всей нашей науке, хронически не хватает финансирования на проведение фундаментальных исследований и изысканий. Отсюда остаётся только надеяться, что работа по теме словенов и по поиску их незаслуженно забытой столицы – Словенска, будет продолжена и успех будет способствовать как работе специалистов-историков, так и исследователей-энтузиастов, не безразличных к истории своего народа и государства.
Список использованной литературы:
1. Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссии, в 10 томах, г. Санкт-Петербург, 1846-1885 гг.
2. В. Н. Татищев. История Российская (с самых древнейших времен), кн. 1, ч. 1, 1768 г.
3. Хронограф, 1679 г. (по Полному собранию русских летописей), т. 31, Л., 1977 г.
4. В. С. Передольский. Новгородские древности. Записки для местных изысканий, опубликованы в Губернской Типографии Новгорода, 1898 г.
5. А. Иликаев. Большая книга славянских мифов, М., 2022 г.
6. С.Н. Азбелев. Гостомысл. Журнал «Исторический формат» № 3-4, 2017.
7. А.Н. Сахаров. Варяго-русский вопрос в историографии, М., 2010 г.
8. Материалы и статьи Википедии.
Инструменты:
1. Яндекс.Карты
2. Гугл Карты
3. Майкрософт Бинг
КОНЕЦ? Надеюсь, что только начало…