Найти в Дзене
На пути в Новый мир

Смысл Недеяния

У Лецзы есть одно высказывание, которое с точки зрения современного человека звучит совершенно необычно. Древний человек не согласился бы утратить волосок, чтобы принести пользу Поднебесной; если же всю Поднебесную подносили ему одному, [он] не брал. [Если бы] никто не жертвовал волоском, [если бы] никто не приносил пользу Поднебесной, в Поднебесной воцарился бы мир. – Лецзы И здесь возникает вопрос: как благое действие может нанести кому-то вред? Но тут же вспоминается избитое, но все же совершенно верное изречение, что «благими намерениями дорога выстлана в ад». Да, в древние времена человек намного тоньше воспринимал в себе и во всем Волю Неба, и не позволял вмешиваться своим личным мыслям, желаниям и чувствам в Его Благое Действия. И в Гите говорится почти то же самое, но уже с позиции человека, освободившегося от личных проявлений, а потому знающего, что, как в нем самом, так и во всем, это не он «действует», но всегда Божественный: Преданный, знающий истину, помышляет: "Я не сове

У Лецзы есть одно высказывание, которое с точки зрения современного человека звучит совершенно необычно.

Древний человек не согласился бы утратить волосок, чтобы принести пользу Поднебесной; если же всю Поднебесную подносили ему одному, [он] не брал. [Если бы] никто не жертвовал волоском, [если бы] никто не приносил пользу Поднебесной, в Поднебесной воцарился бы мир.
– Лецзы

И здесь возникает вопрос: как благое действие может нанести кому-то вред? Но тут же вспоминается избитое, но все же совершенно верное изречение, что «благими намерениями дорога выстлана в ад».

Да, в древние времена человек намного тоньше воспринимал в себе и во всем Волю Неба, и не позволял вмешиваться своим личным мыслям, желаниям и чувствам в Его Благое Действия.

И в Гите говорится почти то же самое, но уже с позиции человека, освободившегося от личных проявлений, а потому знающего, что, как в нем самом, так и во всем, это не он «действует», но всегда Божественный:

Преданный, знающий истину, помышляет: "Я не совершаю ничего", взирая, слушая, касаясь, обоняя, вкушая, двигаясь, засыпая, дыша.
– Гита

И в буддизме также утверждается, что не внешнее (личное) действие, но предоставление себя всецело Потоку Божественного и может только привести каждого к верному Действию, и в итоге – к его Освобождению.

Двигающийся по Пути, подобен дереву на воде, двигается в потоке ... Храню (оберегаю) это дерево, решившееся достичь океана ... В совершенстве войти в Недеяние.
– Сутра 42 глав

И здесь внешний ум полностью отстраняется от личного участия во всяком действии, чтобы положиться полностью на Дух, и быть лишь Его послушным инструментом. Это и есть Недеяние, в Котором человек не то, что «ничего не делает», но не делает он это от самого себя, а лишь только от Бога.

Те, кто трудится в соответствии с Божественными велениями, зная, что разумение так трудиться есть дар Божий, а не свойство самосознающей природы человека, достигают освобождения от необходимости действия.
– Блаватская

Это есть нераздельное вливание себя в Божественного, и не только в мысли и чувстве, но и во всех внешних действиях и проявлениях, что приводит к тому, что более не остается личного «я», отдельного от Я Бога, и нет более этой формы, находящегося отделено от Этого Великого Божественного в Проявленном, но Все ЕСТЬ лишь Одно.

Когда и видящий, и виденное устранены, – взгляд понят правильно ... устранены и действующий, и действие ... субъект и объект едины ... Все поступки становятся правильными. Конечные мысли растворяются в Дхармадхату ... Исчезают предписание и придерживающийся предписания, дисциплина соблюдается наилучшим образом ... В искреннем альтруистическом рвении исчезают дело и делающий ... Торжествует славная Дхарма ... Все делается без усилий ... Наблюдаешь свой собственный ум – и все вещи видны. Сидишь в невысоком месте – и оказываешься на королевском троне.
– Миларепа

Утверждение:

Превыше всего Воспринимаю всякое действие (мое или других), как Действие Самого Бога. И потому все дела Позволяю Ему Исполнить, и все результаты действий Ему Отдаю. И все, что я имею и делаю (или кто-то другой), это только Бог всем этим Владееи, и все это Он Сам Осуществляет (хотя и через эти формы-инструменты). Потому Желаю, Вижу (Созерцаю) и Принимаю Волю Бога во всем. И всецело отдаваясь Воле Бога (во всех Его Действиях и Проявлениях, во мне и во всех, через меня и каждом), полностью забываю о себе (о моем я).