Найти в Дзене
Кошелек или жизнь

Танцовщик из Петрозаводска смог совместить желание творить и необходимость зарабатывать

Проект «Карельская артель» посвящён креативным индустриям и людям, которые не боятся сказать «нет» скучным будням и – «да» – свои мечтам. Александр Козин – танцовщик, хореограф, участник престижных танцевальных проектов.

Саша Козин оставил стабильную работу в сфере финансов и посвятил все свое время современному танцу и творчеству.

   Танцовщик из Петрозаводска смог совместить желание творить и необходимость зарабатывать
Танцовщик из Петрозаводска смог совместить желание творить и необходимость зарабатывать

«Занимаюсь танцами уже 26 лет. Считаю себя профессиональным танцором, потому что это не просто увлечение, но источник моего дохода», — рассказал независимый танцовщик.

Танцовщик рассказал, что его мир перевернула учёба в Летней школе современного танца American Dance Festival в США — одной из самых старых и уважаемых среди танцоров (существует с 1933 года).

«Во время учебы в Америке одним из предметов, которые я выбрал, была импровизация. Это дало толчок развиваться в этом направлении. Когда я вернулась домой, то много работал над теми инструментами, что освоил во время учебы, и особенно над импровизацией», — сообщил Александр Козин.

Упор на импровизацию Саша делает и при работе с актёрами: «Импровизация позволяет проявить индивидуальность. Невозможно подогнать артиста под себя, можно лишь «раскачать», чтобы движения были естественными, чтобы артист говорил с залом на языке тела».

   Танцовщик из Петрозаводска смог совместить желание творить и необходимость зарабатывать
Танцовщик из Петрозаводска смог совместить желание творить и необходимость зарабатывать

Язык импровизации понимают даже дети.

В 2019 году Сашу Козина привлекли в проект по внедрению арт-технологий в детские садах и школах. И в 2021 году Александр вместе с Ириной Смирновой и Людмилой Фрадковой запустили проект «Импродетство». Как пояснил танцовщик, старший методист Центра развития образования Людмила Фрадкова давно занимается внедрениями арт-технологий в детских садах и начальных классах школ.

Включение арт-технологий в образовательный процесс положительно влияет на психоэмоциональную сферу детей школьного и дошкольного возраста, снимает стресс, тревожность, раскрепощает детей, способствует снятию усталости и уменьшает риск гиподинамии.

Систематическое использование музыки и импровизационных танцевальных упражнений способствует творческому развитию детей. Этот проект по большей части был рассчитан не на самих малышей, а на их педагогов. Одной из важных составляющих проекта стало проведение в 8 детских садах Петрозаводска, в том числе и в коррекционных дошкольных учреждениях, семинаров для воспитателей по искусству танцевальной и музыкальной импровизации и применении этих навыков в работе с детьми.

   Танцовщик из Петрозаводска смог совместить желание творить и необходимость зарабатывать
Танцовщик из Петрозаводска смог совместить желание творить и необходимость зарабатывать

Для детей были организованы показы перформансов, соединивших в себе импровизационный танец и музыку.

«Работа продолжается, хотя проект и завершился летом 2022 года. В этом году обучил импровизации две группы педагогов. Запрос есть. Мы продолжаем набирать группы педагогов детских садов и организовывать для них семинары по импровизации в рамках курсов повышения квалификации», — пояснил хореограф.

Но импровизация — это та форма, которая доступна и совсем маленьким детям. Во всяком случае, в это верят режиссёры, педагоги и хореографы.

В Карелии 3 года назад появился спектакль для самых маленьких — бэйби-спектакль «Кубики» (0+). Спектакль ориентирован на малышей от 10 месяцев до 2,5 лет и их родителей. Его постановка стала возможна благодаря российско-финляндскому проекту «Театральный перекрёсток».

«Мы работаем с Анной Брашинской над созданием бэйби-спектаклей. Это больше перформативные спектакли. Тренинг является основной составляющей подготовки актёра к представлению. Я не пытаюсь поставить мизансцены, я обучаю актёров языку импровизации. И дальше возникает художественная часть и какая-то условная среда, в которой актёры будут сосуществовать и создавать и проживать спектакль вместе с детьми. Наш первый совместный с Анной Брашинской бэби-спектакль, к сожалению, очень редко играется артистами театра кукол Карелии. Хотя во многих городах спектакли для самых маленьких собирают аншлаги. Полный зал набирается, даже когда проходит по 3 спектакля в неделю. И это не города-миллионники, а Барнаул, Курган. Конечно, спектакли пользуются популярностью и в Санкт-Петербурге. Очень бы хотелось, чтобы у нас такая театральная форма тоже прижилась», — поделился мнением Саша Козин.

   Танцовщик из Петрозаводска смог совместить желание творить и необходимость зарабатывать
Танцовщик из Петрозаводска смог совместить желание творить и необходимость зарабатывать

Лаборатории по контактной импровизации проходят и в творческом пространстве «Края» в Петрозаводске.

«Наше пространство развивается спонтанно. Пока что нет какой-то продуманной стратегии. Всё-таки хотелось бы более методичного подхода к развитию пространства, но не всегда хватает времени и сил, приходится переключаться на другие проекты и творческие задачи.

В этом году удалось провести две лаборатории: одна посвящена танцу буто, её проводил приглашенный педагог из Санкт-Петербурга Григорий Глазунов, вторая — лаборатория синтетического театра. Руководил лабораторией мой коллега из Северной столицы Анатолий Гущин.

Естественно, все лаборатории и мастер-классы, которые мы проводим, платные. Но цена умеренная и не нужно ехать за сотни километров, чтобы развиваться. В творческое пространство и его развитие тоже приходится вкладываться самостоятельно.

«В какой-то момент я начал ценить свой труд, знания, успехи, полученный опыт, даже ошибки. Научился искать людей, с которыми можно взаимодействовать и создавать интересные проекты. Не нужно разделять финансы и творчество. Они между собой не конфликтуют. Инвестиции творческого труда требуют компенсации, даже для отдыха и перезагрузки нужны ресурсы. Как мне кажется, я нашёл баланс между творчеством и его материальной составляющей», — поделился Саша Козин.

Для тех, кто всё ещё ищет себя, независимый танцовщик и хореограф посоветовал постоянно развиваться, танцевать, смотреть спектакли, искать источники вдохновения вне поля своей основной деятельности.

Проект «Карельская артель» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.