Как-то мотаясь по своим делам, я заскочил к сестре. Алёнка тогда уже подросла и училась во втором классе. Математика для неё была тяжёлым предметом. И вот как раз, она и решала очередную задачку. Хорошую причину оторваться от учебника, Алёнка пропустить не могла. С криком – Деда, наконец-то ты пришёл. – Алёнка выскочила в прихожую.
Деда, а чай будем пить? Деда, а бабушка говорила, что ты раньше на овощной базе работал, и яблоки вагонами разгружал...
- Да, было дело...
- Ну, думаю, что с двумя мешками ты разберёшься, это же не вагоны...
Вера, зажав рот рукой, ушла на кухню ставить чайник. Я зашёл следом, а Алёнка убежала в комнату.
- Математика в яблоках? – Спросил я.
- И в мешках...
На кухню с задачником пришла Алёнка. Положив задачник на стул, она навела себе чаю. Намазала булочку маслом, и разрезав её пополам, протянула мне. – Деда, вот булочку раз, и разделила, а как мешки делить? Там же не отрежешь, а третьего то же нету мешка, и вообще я считаю, что такие задачки не правильные.
Алёнка положила задачник на колени, и немного полистав его, начала читать условия задачи: - Есть два мешка яблок, в одном мешке пятьдесят килограмм яблок, а в другом – восемьдесят. Возникает вопрос – кто в мешках яблоки хранит? Они же в ящиках бывают, я сама в магазине видела, а в мешках – никогда. Только в мультике про зайца. А который написал, спрашивает – сколько яблок нужно переложить в другой мешок, что бы мешки стали одинаковые... Вот я и говорю, как мешки могут стать одинаковыми, если они раньше были разные, один больше, а один меньше. И как можно из большого мешка переложить в маленький?
- Алёнка, а может мешки-то были одинаковы, а в них яблок насыпано по-разному? Вопрос-то у тебя – сколько килограмм яблок необходимо пересыпать, что бы вес уровнять... Вот представь, что бабушка приносит два мешка яблок...
- Деда, ты издеваешься? Как она их упрёт?
- Ладно, Толик приносит...
- Ага, дождёшься...
- Алёнка, мы задачку решаем, или про Толика разговариваем?
- Ладно, деда, я придумаю, что Толик принёс, так, по хранить, дома места не было...
- Вот и хорошо. Теперь смотри, в одном мешке пятьдесят кг яблок, в другом восемьдесят. Давай сначала придумаем, как начнём делить, и что для этого надо знать.
- Деда, зачем делить? Забирай всё, Варенья наваришь...
- Ну тогда давай посчитаем, сколько килограммов сахара нужно купить, что бы из этих яблок сварить варенье. Если на один колограмм варенья требуется...
- Деда, давай лучше яблоки поделим, за варенье я уже двойку получила... Деда, а если высыпать в одну кучу, а потом по килограмму в каждый мешок?
- Правильно, а если это семечки, то стаканами. Или как?
- Не, деда, стаканами не надо. Яблоки-то стаканами не поделишь...
- Согласен. А в двух мешках сколько, если посчитать?
Алёнка взяла ручку с тетрадкой и столбиком сложила.
- Деда, сто тридцать получилось.
- Теперь дели пополам...
- Ну, вот. То складывай, то дели. Как делить, поровну или опять по мешкам?
- Поровну, Алёнка.
- Деда, получилось шестьдесят пять.
Значит, если эти яблоки, поровну сложить обратно в мешки, то в каждом мешке получится по шестьдесят пять килограмм, а сколько нужно убрать из большого мешка, что б в нём осталось шестьдесят пять килограмм и сколько нужно добавить в маленький?
- Вот деда, спасибо. Теперь я поняла. Ты точно на овощной базе работал, а то в жизни не сосчитали бы...