Режиссер фильма «Тем больнее падать» возвращается с еще одним ревизионистским поворотом в киножанре, в котором доминируют белые, поддерживаемом сильным, преимущественно черным ансамблем.
Масштабные библейские эпопеи, которые Голливуд с середины века выпускал с огромными кассовыми сборами, имели множество преимуществ в качестве (так сказать) массового развлечения – мощное действие, захватывающее зрелище, затем потрясающие эффекты – но в целом чувство юмора , не был одним из них. Это то, что британский музыкант, ставший режиссером, Джеймс Сэмюэл пытается исправить в своей необычной истории о мессии «Книга Кларенса», недавно придуманной истории, которая идет параллельно с жизнью и смертью Иисуса одновременно беспечно кощунственно и искренне по-христиански. Вслед за дебютом Сэмюэля, шумным хип-хоп-вестерном «The Harder They Fall», с его откровенно анахроничным ремиксом жанровых традиций и преимущественно черным актерским составом, «Книга Кларенса» явно стремится стать первым фильмом такого типа, в котором поп-культурное влияние со времен «Страстей Христовых» Мела Гибсона почти 20 лет назад.
Это, безусловно, будет трудно продать американской аудитории, которая традиционно приходит за религиозными блюдами - людям, которые склонны предпочитать библейские истории без слов из четырех букв, диско-танцевальных интермедий и атеистических героев, курящих травку. Сможет ли «Книга Кларенса» привлечь более молодую, модную и светскую аудиторию, будет зависеть от восприимчивости зрителей к ее своеобразным тональным колебаниям: по мере того, как одноименный главный герой постепенно обретает веру, фильм Сэмюэля все чаще балансирует между озорным и набожным, хотя грубая уверенность в кинопроизводстве остается неизменной. Sony узнает, насколько окупится эта игра, когда выпустит фильм 12 января следующего года, через три месяца после его мировой премьеры на Лондонском кинофестивале .
Начиная с кинетической первой сцены — беспорядочной гонки на колесницах по грязным дорогам Иерусалима, которая явно копирует несколько кадров из версии «Бен-Гура» Уильяма Уайлера — «Книга Кларенса» не скрывает кинематографическую компанию, на которую нацелена. сохранить, даже несмотря на то, что он тыкает носом в бледную степенность своих предков. В гонках участвуют Мария Магдалина (Тейана Тейлор), которой здесь был сделан потрясающий макияж, и Кларенс ( ЛаКейт Стэнфилд ), невезучий бездельник, который так и не достиг социального положения своего вкрадчивого близнеца. брат Томас (тоже Стэнфилд) — знаете, Апостол. (Если вам интересно, год — 33 г. н.э.)
Проигрыш в гонке Марии Магдалине также означает проигрыш крупного пари безжалостному лидеру местной банды Джедедайе (Эрик Кофи Абрефа), чья сестра Вариния (Анна Диоп) оказывается влюбленной в Кларенса. Нашему человеку нужны шекели, и срочно. Заядлый неверующий, он, тем не менее, хорошо понимает влияние, которое предполагаемые человеческие каналы Бога имеют в обществе — особенно Иисус, о котором в тот момент говорили в городе. Насколько сложно, рассуждает Кларенс, превратить себя в нового Мессию? Хотя в этом отношении он не пользуется доверием со стороны хмурого Иоанна Крестителя (Дэвид Ойелоуо, в забавной эпизодической роли), его друзья Элайджа (Р. Дж. Сайлер), Зик (Калеб Маклафлин) и Варавва (Омар Си) являются его добровольными последователями, и ни в коем случае Время, когда фальшивка Кларенса вызывает волну — и деньги — в обществе. Его план, однако, оказывается несвоевременным в тот момент, когда Понтий Пилат (Джеймс МакЭвой) и римская армия занимают жесткую позицию против чудотворцев, подлинных или нет.
«Книга Кларенса» наиболее жива и приятна, когда Кларенс, которого Стэнфилд играет с легким и бесстыдным обаянием, которое облегчает более надуманные подрывные действия фильма, блефует на пути к божественному статусу, а жители Иерусалима напоминают негодяев Нью-Йорк Деймона Раньона, несмотря на прозвище. Сэмюэл, очевидно, очарован этим антиисторическим миром, который он построил, и уделяет достаточно времени для неторопливых, случайных комических исследований в нем: кальянное кафе, где посетители, под кайфом от экзотической, но очень знакомой на вид «брусники», буквально парят в воздухе, или крытой ночной клуб. где бедра коллективно дрожат под песню The Jones Girls «Nights Over Egypt». Художник-постановщик Питер Уолпол и локации Матеры в Италии придают всей этой непочтительности медовое, каменное величие; Оператор-постановщик Роб Харди также стремится к мускулистому классицизму цвета охры – хотя и нарушается случайным кувырком в движении камеры – чтобы усилить контраст между старой и новой школами повествования.
Сэмюэл находится в менее уверенном положении в третьем акте фильма (или «книге», как гласят названия на экране), поскольку Кларенс, став жертвой преследований, приходит увидеть свет — и служит своего рода доверенным лицом Христа в знакомой изнурительной арке. страдания и искупления. Ни персонаж, ни фильм на данный момент не набрали достаточно авторитета, чтобы создать внезапно прямолинейное повествование о обращении, и есть что-то странно неподвижное в самых настойчивых стилистических попытках Сэмюэля к благодати, дополненных слишком большим количеством искренне духовных баллад. написанный и исполненный самим режиссером, ломающий форму саундтрека, который в остальном упивается столкновением обтекаемых фанк-битов и голливудской оркестровки в винтажном стиле.
Коварный персонаж, раскрывающийся на поздних стадиях (играющий на общепринятом представлении об Иисусе как о белом человеке с распущенными каштановыми локонами), является умным, добавляя дополнительный слой иронии к тяжелому положению Кларенса - хотя и немного поспешно, за счет сатиры фильма. Кто-то может сказать, что съемки фильма, основанного на вере, для комедии без священных коров «Жизнь Брайана Монти Пайтона» сводятся к тому, чтобы съесть пять хлебов и две рыбы и съесть их все. Но библейское кино могло бы использовать больше посланников с эксцентричностью и смелостью Самуила, чуткими к ограничениям и предубеждениям, которые до сих пор создавали такой стилистически однородный жанр. В период упадка Кларенса его мать (Марианна Жан-Батист, малоиспользуемая, но всегда желанная) дает ему совет. «Будьте телом, а не тенью», — говорит она. «Удерживать пространство». Сэмюэль принимает во внимание.
__________________________________________________________________________________________
Просмотрено онлайн 18 октября 2023 г. Продолжительность: 129 МИН.
- Производство: A Legendary Entertainment, презентация Legendary Pictures TriStar Pictures, производство Kilburn Lane. Продюсеры: Джеймс Сэмюэл, Джей-Зи, Джеймс Ласситер, Тендо Нагенда. Исполнительный продюсер: Гаррет Грант.
- Съемочная группа: Режиссер, сценарий, музыка: Джеймс Сэмюэл. Оператор: Роб Харди. Монтажер: Том Иглз.
- В ролях: ЛаКит Стэнфилд, Омар Сай, Анна Диоп, Эр Джей Сайлер, Калеб Маклафлин, Тейана Тейлор, Эрик Кофи Абрефа, Бэбс Олусанмокун, Николас Пиннок, Марианна Жан-Батист, Дэвид Ойелоуо, Майкл Уорд, Том Глинн-Карни, Джеймс МакЭвой, Бенедикт Камбербэтч, Элфри Вудард.