Есть такое утверждение: писатель это профессиональный лжец. Реакция на это у самих писателей полярная. Одни авторы гордо кивают, мол, так и есть. Другие закатывают рукава, чтобы втащить. Сегодня я решил разобрать, в каких случаях данное утверждение верно, а в каких нет. Сразу оговорюсь, статья не призвана оправдывать писателей или обвинять. Единого варианта тут быть не может, и вот, почему:
Есть писатели правдолюбы, а есть эдакие иллюзионисты. У первых идеализированное отношение к книгам, они считают что книга должна нести пользу, знания и быть правдивой. А у вторых литературное ремесло это как бы элемент игры, перформанса, где правдивость далеко не обязательна и даже вредит. Причем, мы сейчас вообще не про жанры, не про темы, а про подход. Оба типа авторов пишут во всех жанрах и на все темы.
Авторы-правдолюбы
Чтобы понять правдолюбов, достаточно разобраться в понятии писательской этики. Сейчас все такие: чооо?
Да, тема этики писательства – вещь настолько обделенная вниманием даже в литературных школах, что как будто бы и не существует. Но она есть. Мне кажется, она негласно существовала всегда на стыке личных принципов авторов и общих требований к литературе, но четкую формулировку и название ей не давали.
Однако, листая десятый (тире) сотый бестселлер Нью-Йорк Таймс, начинаешь замечать, что западные литературные агенты и редакторы отдают предпочтения тем авторам, которые в творчестве придерживаются определенных принципов, и их книги становятся успешны. Но есть и талантливые авторы-хулиганы, кто понимает, как правильно нарушать любую этику, чтобы «выстрелить». О них в следующей статье.
А пока про этику писательства. Если кратко, то это свод методов для писателей, которые любят заморачиваться и трудиться над содержанием не меньше, чем над стилем текста.
Основные правила писательской этики:
1. Уважаем читателя. В чем заключается уважение к читателю: в понимании, что книгу читают не глупые люди, а порой и специалисты в той теме, которую книга затрагивает (в каждой сцене и в каждой главе). Чтобы о чем-то писать в книге, нужно основательно разобраться в вопросе и мочь предложить читателю действительно знание, что-то новое, какой-то инсайт или хотя бы достоверную фактологию, а не блеяние самовлюбленного профана.
2. Стремимся к экзистенциальной правде. Это очень непонятная и субъективная вещь, но попробую объяснить. Если для автора художественное это предлог чтобы найти осмысление реального, чтобы словить инсайт о жизни через творческий образ и поделиться открытием с читателем, то это оно!
Как этого добиваться? Сюжет, судьбы персонажей, их характеры и поведение нужно находить с точки зрения достоверности, жизненного опыта и здравого смысла. Это не про «о! а пусть будет вот так!!!» это скорее про «блин, а как на самом деле было бы, окажись Иван перед гигантским пришельцем, отрывающим кусок дома?»… То есть, независимо от реальности или фантастичности содержания, автор стремится найти эмпиричность происходящего. Правду. Согласится читатель с этой правдой или нет – нам не важно, ведь читатель может никогда всерьез и не задумывался об этом раньше. Нам важен метод!
Важно чтобы автор задумывался об этом. Старался проанализировать и хорошенько взвесить всё, исходя из жизненного опыта, собранных данных, логических размышлений и метода проживания ситуаций, чтобы найти то, что он считает правдой. И написать эту правду.
3. Эстетика текста. О стиле сказано много, поэтому тут я буду краток и немного оригинален. Работаем над текстом так, чтобы было красиво в рамках того культурного кода, к которому принадлежит произведение. Это важно. Потому что понимание своего культурного кода помогает еще и находить свою аудиторию. Обязательно разбираемся, к какому культурному коду книга принадлежит, что в этом культурном коде органично, а что будет лишним. И это подводит нас к 4 пункту!
4. Осознанность. Пониманием, для чего пишем. Вариант «хочется быть писателем» не подходит, он про эго, он про досуг, да и в здравом уме никто не хочет стать писателем, это не какая-то феерическая профессия. Этика писательства про самоотверженный труд, про отношение к литературе как к работе и готовность затрачивать зрение, месяцы и годы, чтобы сделать качественно, не сморозить банальщин и заработать мигрень.
Что нужно для осознанности: усиленно пробуем понять всё про свое произведение. Какие произведения уже написаны на эту тему и в чем ваша уникальность? Докапываемся, почему вот здесь пишем так, а вот там иначе? Разбираемся, почему везде пишем одинаково – если везде одинаково, то смотрим пункт 2, он скорее всего нарушен!
5. В топку первую попавшуюся идею! Гори оно огнем. Если автор хватается за первый пришедший на ум сюжет, сюжетный ход или решение повествовательной проблемы, как за спасательный круг, то это тоже не про этику писательства. Это вообще про сырость!
Как надо: до реализации терпеливо собираем несколько идей для одной и той же творческой задачи и выбираем, какая из них лучше. Подсказка: обычно лучше та версия, которая как вдохновение пришла через 3 бессонных ночи после той над которой вы бились 2 месяца и после 5 других средненьких. Также можно комбинировать и миксовать версии. Тоже неплохой вариант.
Но писать можно не только по-снобски этично! А еще играючи! И в следующей статье мы перейдем к другому очень популярному варианту, к авторам-иллюзионистам.