«зло», «кукушка», «покой», «боль», «холодно» – музыканту хватило всего 15 минут, чтобы заставить тебя приобщиться к его миру. Иные не смогли бы и за месяцы.
Целостность – ощущение, неизбежно возникающее при прослушивании нового альбома лампабикт «всем одинаково холодно». Когда один трек отвечает другому. Безоговорочный must listen этого октября. И многих других октябрей. В «самый щемящий сезон года» [3].
«зло»
Ложно убаюкивающий трек, в нем автор рисует практически аморфный образ зла, о котором мы только и узнаем, что оно находится под кроватью и обладает «морщинистым разинутым ртом».
Здесь однозначно происходит обращение к детским страхам и к фольклорным бабайкам. Вызывает ностальгию и игра с бытовыми воспоминаниями:
И там пыль, паутина и сети, пыль
Только мама заметит пыль
Только мама заметила
В тексте же речь идет о вездесущности зла:
В доме каждом он есть
Страх здесь берет не от того, насколько зло само по себе ужасающе, а от чередования состояний покоя и динамики его и лирического героя, от того, что оно активно и тогда, когда мы обездвижены.
Знаю, оно уж не спит давно
А я сплю
Даже если мы не видим зла, то наверняка слышим его шаги и наверняка до нас дойдет эхо. Неизбежно.
«кукушка»
Здесь лирический герой уже осознает распространение зла «внутри и снаружи» и осуществляет попытки быть активным деятелем. Но не может. Ему нужна опора. И найти ее он хочет в вопросах к кукушке, образ которой в народных славянских представлениях, как мы знаем, часто связан «разлукой, смертью и миром мертвых» [2, с. 36]:
Так кем быть?
Как избавиться от слепоты?
Как тогда мне жить?
Он хочет «жить не из тревоги, а из любви» и буквально кричит об этом. Не о том, сколько отпущено, а о том, как справиться с тем, что отпущено. Но не находит ответа.
«покой»
Давайте не будем оригинальными. Судя по комментам в соцсетях и молниям в яндексе, это наш любимый трек. Чувственен, красив, глубок, гармоничен. Таков «покой».
Особенно интересны строки:
и покой пришел,
а за ним тоска
говорит Москва:
ты об этом не пой
Метонимия или метафора? Рука власти или сочувствие столицы, передаваемое лирическому герою. Так или иначе, это настоящая поэзия – там, где роятся множество смыслов, которые слушатель вылавливает, как бабочек сачком. Здесь прекрасны и неточные рифмы «покой» / «не пой», «тоска» / «Москва», органично звучащие, слаженно.
И эти фоновые шумы. Чисто ASMR. Когда наслаждаешься каждым звуком.
Чашки, чай, сахар, турка, каша, тарелки, столик. С одной стороны, атрибуты домашнего уюта. С другой – все покрыто пылью и засохшее. Покой и тоска. Именно так.
«боль»
Переход из «покоя» в «боль» перестает быть метафорой. Вы реально слышите сейчас шаги, без шуток. Это прекрасно. Лампабикт не совсем ушел от постиронии.
Вещь, нашедшая наименьший отклик у слушателя и, надо сказать, выбивающаяся из творчества музыканта в целом, экспериментальная. Просто крик души. Тоже не метафора. Крик, без шуток.
«холодно»
Предельно точная характеристика состояния человека в настоящее время. Здесь герой задает главный вопрос:
так обо что нынче греться
в мире, состоящем из бедствий?
Сам музыкант считает «холодно» главной песней альбома. Строка из нее входит в его название и становится итогом всего повествования. То, от чего поневоле щиплет глаза:
никто ни в чем не уверен
всем одинаково холодно, холодно
Здесь герой выходит за рамки рассказа о личном опыте и переживаниях, объединяя себя со всеми в эту минуту.
В «холодно» собраны все чувства, все мысли и все ощущения [1].
Итоги
Альбом на разрыв. Редкая вещь, исполненная боли, надрыва, опустошенности и одновременно с этим покоя, чистоты и лирики. Жаль, что не услышим ребят в Волгограде, остается пожелать им удачного тура и порадоваться за Новосибирск, Уфу, Самару, Казань и т. д.
Примечания
1. И наконец... // TikTok. URL: https://www.tiktok.com/@lampabikt/video/7288778034776132871
2. Кукушка // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. Т. 3. М. : Междунар. отношения, 2004. 689 с.
3. это был холодный март... // Сообщество «лампабикт». URL: https://vk.com/lampabikt?w=wаll-173087564_3833