Фильм, который я мечтаю посмотреть…
Я прошу не воспринимать мои слова буквально, так как было бы глупо писать о том, чего я не знаю. Смысл этих слов немного в другом.
Внимание! Содержание статьи может показаться негуманным, аморальным или же оскорбительным. Автор ни в коем случае не призывает к насилию и не хочет никого обидеть. Высказанное мнение является допустимым в рамках сюжета данного фильма. Статья может содержать кадры с наличием крови или насилия.
Мэрион Крэйн вынуждена встречаться со своим возлюбленным в номерах отелей. Женщина мечтает сбежать на свой личный остров и откупиться от всех несчастий. Именно это толкает её на кражу огромной суммы денег с работы, после чего она пускается в бега. Мэрион останавливается на ночь в мотеле Бейтс, чтобы восстановить силы.
Хичкок просил зрителей держать в тайне концовку, и я её сохраню. Однако в наше время тайна сюжета известна практически всем. Если вдруг вы по каким-то невиданным причинам не знаете, что убийца – дворецкий (пусть будет так), не знаете о самом легендарном убийстве за всю историю кинематографа и хотите посмотреть этот фильм в блаженном неведение, то, скорее всего, эта статья не для вас, так как здесь мне придётся затронуть эти моменты.
Мне нравится, что вместе с поступком Мэрион меняется и её наряд. Несмотря на всю непристойность тайных встреч, её нижнее бельё и сама одежда белого цвета. В момент, когда женщина собирает вещи в дорогу, то её бельё чёрное, как и поступок, который она совершила.
Деньги… Хичкок буквально дразнит нас ими. Клиент компании машет огромной суммой не только перед лицом Мэрион, но и нашим. Помимо этого, он заявляет, что никогда не берёт с собой больше, чем боится потерять. Какую сумму было бы не жалко вам потерять? Тысячу или пять тысяч?! А может быть, десять тысяч рублей?! Здесь же речь идёт о сорока тысячах долларов. Если вы не смотрели фильм, то, чтоб вы понимали, на эту сумму мужчина планировал купить дом в качестве подарка на свадьбу своей дочери.
Забавно, что Хичкок не позволяет забыть зрителю о деньгах. Они достаточно часто появляются в кадре крупным планом. Камера может медленно приближаться и делает на них акцент. Не важно, лежат ли они на кровати и торчат из конверта или же завёрнуты в газету. Мы видим их слишком часто. Тем ироничнее становится то, что в конечном итоге эти деньги совершенно ничего не значат. Они служат лишь поводом, чтобы заманить нас в номер отеля.
Ещё до кражи Мэрион говорила, что у неё болит голова, но она отказалась от таблетки, потому что ей «не откупиться от несчастья». Однако кажется, что боль у неё началась с того момента, когда она присвоила чужие деньги. В её голове постоянно звучат голоса людей о совершённом ею поступке. Ещё до наступления ливня Мэрион начинает тонуть. Тонуть в своих страхах и переживаниях. Кажется, что именно это утомляет её больше всего.
В такие моменты я вижу в ней себя, так как и в моей голове постоянно проносятся мысли. Я практически всегда пытаюсь угадать реакцию на ту или иную публикацию и морально готовлюсь к негативным комментариям в свой адрес. Однако мне эти мысли мешают спать по ночам и вызывают чувство голода.
Голодна и Мэрион, так как за всё время в дороге она ни разу не остановилась поесть. После заселения в номер Норман Бейтс любезно предлагает ей поужинать при том условии, что сам он не голоден. Он проявляет к ней интерес, благодаря чему между ними рождается диалог. Если внимательно следить за их диалогом и движениями, то можно заметить, что Норман вёл себя робко и был подвижен до определённого момента. На какое-то время он замирает, его голос становится строгим и пугающим. Кажется, именно тогда он решил, что убьёт Мэрион. Сама же Мэрион понимает, что совершила ошибку. Она решает утром вернуться и столкнуться с последствиями, которые всё это время прокручивала у себя в голове. Однако она не знает, что уже слишком поздно.
Именно её чувство вины и желание искупления приводят нас в ванную. Мэрион чувствует себя грязной и хочет отмыться. Кажется, что она впервые за весь фильм искренне улыбается, когда по её телу начинает струиться вода. Несмотря на это, женщина не успеет искупить свои грехи, так как её жизнь оборвётся. Хотя немного не так… Мне нравится метафора того, что жизнь покидает её тело, словно вода, утекающая в сливное отверстие. Этот водоворот плавно перетекает в бездыханное тело Мэрион, а вращение воды сменяется вращением камеры. Капли на её лице – будто слёзы о грехе, который ей так и не удалось искупить.
Однако ещё до убийства Хичкок начинает нарушать всевозможные правила. Звук смыва был под запретом, не говоря уже о самом унитазе в кадре. Этим убийством он осквернил чистоту. И я говорю не о Мэрион. Белоснежная комната стерильна до того момента, пока на плитку не попадает кровь. Хичкок нарушает чистоту помещения и вместе с этим вселяет в людей страх того, что даже в ванной комнате они не могут чувствовать себя в безопасности.
Немного жаль, что в фильме не использовали пластический грим или спецэффекты, так как мне остаётся меньше тем для разговора. Однако именно грим Хичкок использовал в качестве оправдания, чтобы показать пупок и нож, который коснулся тела. Всё это было под запретом. Для фильма была создана накладка живота, которой Хичкок просто не воспользовался. Единственной накладкой на теле Марли Ренфро, которая заменила Джанет Ли во время съёмок в душе, была лишь та, что прикрывала промежность модели. Накладка часто спадала, и Марли спрашивала, можно ли снять эту сцену полностью обнажённой, но Хичкок ответил отказам. Что же касается крови, которую мы видим в кадре, то это шоколадный сироп.
Сцена в душе состоит из 78 кадров за 52 секунды, и снимали её неделю. Возможно, сейчас это выглядит просто, но сцена до сих пор оказывает влияние на зрителей, и повторить её невозможно. В ремейке 1998 года пытались это сделать, но у них ничего не вышло. Их сцена в душе кажется сломанной и чрезмерно карикатурной. Я искренне не понимаю, зачем это было снято, и заклинаю вас научиться смотреть чёрно-белое кино.
Во всём этом меня смущает лишь то, как Мэрион уверенно встаёт под душ и лишь потом включает воду. Несмотря на то, что я знаю практически идеальное положение крана для того, чтобы добиться той температуры воды, которая мне нужна, я не риску так слепо открывать кран. Помимо этого, мне кажется странным то, что при моей паранойе я до сих пор принимаю душ без каких-либо предметов самообороны. Я прекрасно чувствую, как вода заглушает различные звуки, и каждый раз осознаю свою уязвимость. Однако это по большей части лишь шутки ради.
Сцена в душе, бесспорно, великая, но помимо неё меня привлекают моменты, когда мы остаёмся наедине с Норманом. Впервые это происходит после его диалога Мэрион. Она уходит из кадра, но вместе с Норманом мы продолжаем за ней следить через отверстие в стене. Меня забавляет, что в дыру в стене с его стороны спокойно помещается его лицо. Можно понять, что он проделывает это уже не в первый раз и добивался максимального для себя удобства и лучшего обзора. Есть некое чувство неловкости в том, что этот процесс нас немного сближает. Однако мне кажется, что многие тогда хотели увидеть, как Джанет Ли снимает с себя одежду, так как на тот момент она была одной из самых привлекательных женщин Америки.
Хичкок был одержим этим фильмом. Одержим настолько, что скупил все возможные экземпляры книги, по которой был снят фильм, чтобы зрители оставались в неведение о сюжете. Его одержимость изменила отношение людей к просмотру фильмов, так как после начала сеанса двери были закрыты, чтобы никто не мог войти в зал. Несмотря на то, что Хичкок называл «Психо» комедией, после этого фильма зрители перестали относиться к кинематографу как к развлечению. При этом чуть позже убийство станет частью культуры развлечения.
Культурное влияние столь велико, что дети повторяют музыку из «Психо» и дёргают рукой так, будто орудуют ножом. Кажется, что музыка Бернарда Херрмана из сцены в душе заложена в наших генах, а знания о том, кто является убийцей, передаются вместе с материнским молоком. Фильм повлиял на развитие джалло, и кажется, что благодаря «Психо» с женщин начали срывать одежду, перед как их убить.
Порой мне кажется, что моё отношение к фильму предвзятое, имея такой багаж знаний. Кажется, что благодаря восторженным речам различных актёров и режиссёров, мой язык и мои руки не способны осквернить этот фильм какими-либо словами. Всё это словно образует симбиоз, из-за которого у меня появляется непреодолимое желание очистить свой разум и оказаться в кинотеатре во время первых показов. Мне хочется прочувствовать весь этот ужас, который тогда испытали люди. Хочу, чтоб мои крики слились с их в унисон.
Это моя пятидесятая статья, и мне хотелось, чтобы она была посвящена чему-то особенному, как этот фильм. Не ведитесь на цветную картинку в ремейке, он не стоит вашего внимания. Но если вдруг вы захотите прочитать про ремейк, то дайте мне знать. А пока я буду двигаться дальше.