Найти тему

На 1-м автокомбинате в Мнёвниках Крамаров подметал пол, а Никита Михалков искал запчасти

Съемки фильма «Приключения Кроша» по повести Анатолия Рыбакова велись на пересечении Хорошевского и Новохорошевского шоссе – так тогда назывались, соответственно, улица Мнёвники и проспект Маршала Жукова. Местом действия стал и на автокомбинате № 1 – сегодня это АО «Первый автокомбинат» им. Геннадия Краузе. Легендарный фильм пересмотрела жительница Мнёвников Полина Аристархова, в 1960-1980 годах она не раз бывала на «Первом автокомбинате» по работе.

Площадь напротив  входа  на  автокомбинат сейчас носит имя Маршала Бабаджаняна . https://pastvu.com
Площадь напротив входа на автокомбинат сейчас носит имя Маршала Бабаджаняна . https://pastvu.com

«Когда в классе открыты окна, мы слышим рокот моторов…»

Полукруглая арка с надписью «Мосгоравтотранс Автокомбинат № 1» появляется на экране сразу после титров. Подростковый голос за кадром рассказывает: «Автобаза находится недалеко от нашей школы, на соседней улице. Когда в классе открыты окна, мы слышим рокот моторов…»

Напротив автокомбината, на улице Мнёвники, 4, и вправду стоит красное школьное здание с белыми барельефами, построенное по типовому проекту архитектора Степановой в 1952 году.

- Это бывшая школа № 111, сколько помню, она всегда была вечерняя, сейчас там колледж сервиса и торговли, - говорит Полина Аристархова.

Она много лет работала в Мосгоравтотрансе инженером по снабжению, правда, на другом автокомбинате, ближе к Беговой, но не раз бывала на Первом по делам.

Хорошевский  путепровод,  ныне  МЦК https://pastvu.com/
Хорошевский путепровод, ныне МЦК https://pastvu.com/
Он же   спустя   60 лет  https://www.rzdp.ru/projects/538
Он же спустя 60 лет https://www.rzdp.ru/projects/538

- С конца 1950-х это было самое передовое транспортное предприятие Москвы, три тысячи машин, если не больше, и там все время апробировались разные новые способы организации работы, - говорит Полина Аристахова. - В фильме хорошо показано, как там все кипит и шумит: самосвалы, автокраны, тягачи, прицепы для плит, гудки, голоса диспетчеров из репродуктора… Тогда по всей Москве начали строить пятиэтажки, нужны были десятки тысяч машин, чтобы возить стройматериалы, и сотни единиц другой строительной техники.

А середине 1960-х на Первом автокомбинате стартовал экономический эксперимент. Комбинату разрешили оставлять часть прибыли себе. Доход вырос на 80 процентов, эти деньги шли на развитие и на зарплату.

Вид  на Хорошевское шоссе от Первого автокомбината Два путепровода - старый, 1908 года и новый -1950-го, между ними - троллейбусный круг  21-го маршрута, (позже его продлили до Серебряного бора)  https://pastvu.com/ А  ребята рассматривают следы шин от  машины, которая ночью  увезла ворованные запчасти.
Вид на Хорошевское шоссе от Первого автокомбината Два путепровода - старый, 1908 года и новый -1950-го, между ними - троллейбусный круг 21-го маршрута, (позже его продлили до Серебряного бора) https://pastvu.com/ А ребята рассматривают следы шин от машины, которая ночью увезла ворованные запчасти.

Вопреки названию никаких особых приключений в фильме нет. Это производственная драма со школьным уклоном, элементами криминала и явным влиянием новой волны – режиссер Генрих Оганесян снимал «Кроша» в самый разгар оттепели.

Нет,  слева не Евгений Цыганов, а актер Андрей Юренев (1944 - 1998) в роли Игоря. Учился во ВГИКе, защитил диссертацию по актерскому мастерству, был деканом актерского факультета. Справа - артист Николай Томашевский, те же 1944 -1998. Ровесники по рождению и по смерти. В центре - тоже не очень похожий на себя Никита Михалков    https://www.kino-teatr.ru/kino/movie
Нет, слева не Евгений Цыганов, а актер Андрей Юренев (1944 - 1998) в роли Игоря. Учился во ВГИКе, защитил диссертацию по актерскому мастерству, был деканом актерского факультета. Справа - артист Николай Томашевский, те же 1944 -1998. Ровесники по рождению и по смерти. В центре - тоже не очень похожий на себя Никита Михалков https://www.kino-teatr.ru/kino/movie

Автор сценария, писатель Анатолий Рыбаков, автодело знал не понаслышке. После школы он работал водителем на заводе. Затем учился на автодорожном факультете ТЭИ -Транспортно-экономического института, - именно там происходят ключевые события романа «Дети Арбата». После ссылки он был шофером в Уфе, Калинине, Рязани, во время войны служил в автомобильных частях.

Улица Мневники, автокомбинат-справа https://www.kino-teatr.ru/kino/movie
Улица Мневники, автокомбинат-справа https://www.kino-teatr.ru/kino/movie

«Правду надо доказывать»

Сюжет «Приключений Кроша» неоднозначен, как и все оттепельное кино.

В начале летних каникул целый класс девятиклассников приходит на производственную на автокомбинат. Кому-то нравится затягивать болты и менять поршневые кольца, а кому-то – как главному герою Сергею Крашенинникову (единственная заметная роль Николая Томашевского) интересно только «порулить».

Но тут в сюжет вносится детективная нотка. Сергей становится случайным свидетелем того, как лицемерный и нечистый на руку автослесарь Лагутин крадет новые амортизаторы, чтобы после работы поставить их на частную легковушку. За забором автобазы действует настоящий подпольный автосервис.

Летом на Хорошёвке.   Николай Томашевский - (1944-1998) в главной роли  Сергея Крашенинникова https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/4336/foto/124237/
Летом на Хорошёвке. Николай Томашевский - (1944-1998) в главной роли Сергея Крашенинникова https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/4336/foto/124237/

Подозрение в воровстве, однако, падают на другого - добросовестного и тихого слесаря Зуева (артист Владимир Кашпур). Крош понимает, что правду надо доказывать, хочет заступиться за Зуева, но как сделать это, не выдавая Лагутина? Ни с руководством, ни с самим Лагутиным поговорить как следует не получается. Кроша обрывают, гонят, просят не вмешиваться и не учить старших.

Но все же Лагутин чувствует, что его раскусили, и подкидывает запчасти на место. В последний день практики директор, который весь месяц звал Кроша волынщиком, жмет ему руку и говорит: «Молодец, ты честный парень».

На территории  автобазы. Крош и директор автобазы - артист Николай Парфенов  (  1912-1999) https://www.kino-teatr.ru»
На территории автобазы. Крош и директор автобазы - артист Николай Парфенов ( 1912-1999) https://www.kino-teatr.ru»

"Вам привет от папы"

Украденные амортизаторы нашел под рваной рогожей на крыше сарая приятель Кроша – Вадим, это первая главная роль Никиты Михалкова.

По сценарию, Вадим - человек, который все всегда может достать, обменять, организовать. На производственной практике его определили по линии снабжения, на склад.

- Его в фильме как бы осуждают, мол, ловкач, доставала, но без этого тогда было нельзя, – говорит Полина Аристархова. – Заказываешь десять запчастей - дают три. А машины-то ремонтировать надо, если они, неисправные, в гараже останутся, стройка встанет. Нам директор так и говорил: «Вы, снабженцы, не только ремонтникам, но и на стройке всем план делаете!»

А в эпизоде у входа в танцевальный клуб 15-летний сын Сергея Михалкова решил пошутить. Проходя мимо контролеров без билета, он делает ручкой: «Вам привет от папы!»

Лариса Лужина играет в этом фильме диспетчера Зину. В кадре вместе с Никитой Михалковым (слева) . https://www.kino-teatr.ru
Лариса Лужина играет в этом фильме диспетчера Зину. В кадре вместе с Никитой Михалковым (слева) . https://www.kino-teatr.ru

«18 суток, ой, то есть 18 смен»

Маленькую, но смешную роль шофера Ивашкина сыграл в «Приключениях Кроша» Савелий Крамаров. За то, что он оставил тягач без присмотра, а за руль сели практиканты и устроили аварию, Ивашкину объявлен выговор и назначено наказание «18 суток – ой, то есть не суток, а 18 смен!» – на подсобных работах и уборке территории. Вот он и слоняется с метелкой по цехам и подсобным помещениям.

Савелий Крамаров в 1961 году. На заднем плане - Хорошёво-Мнёвники  https://sun6-22.userapi.com/impg/_
Савелий Крамаров в 1961 году. На заднем плане - Хорошёво-Мнёвники https://sun6-22.userapi.com/impg/_

Директор ходил на работу пешком

Прообразом директора Владимира Георгиевича стал реальный директор Автокомбината № 1 Геннадий Леонидович Краузе.

- Это была легендарная личность, он 55 лет проработал на автокомбинате, с 1946, когда пришел с фронта, до 2002-го, говорит Полина Аристархова.

Автомобильными делами Краузе не ограничивался. При нем комбинат организовал спортивную базу в Подмосковье, взял шефство над винодельческим совхозом в Алуште, построил там дом отдыха для работников.

Геннадий Леонидович Краузе.https://tushinec.ru/image/14132/middle_04.jpg
Геннадий Леонидович Краузе.https://tushinec.ru/image/14132/middle_04.jpg

Удивлял Геннадий Леонидович и в личной жизни. Он жил на 2-й Миусской улице, у Белорусского вокзала, и ходил на работу пешком.

- Каждый день семь километров, полтора часа, сначала по Ленинградке, потом по Беговой и по Хорошевке. А когда придет, первым делом шел в цеха - смотрел, отремонтированы ли машины, выполнен ли план. Если нет – распоряжался, чтобы отстающий участок получил помощь.

Еще были видны деревянные крыши

«Приключения Кроша» можно смотреть и как кинохронику старых Хорошёво-Мнёвников. Восьмиэтажного административного здания c квадратными окнами тогда еще не было – его построили в середине 70-х, и из двора автокомбината, где проходит собрание, на котором практиканты обсуждают, как будут восстанавливать полуразобранный автомобиль, хорошо видны соседние дома. Белый, стройный, в шесть этажей дом 3, корпус 2 по улице Мнёвники напоминает трехпалубный корабль. А кирпичный, пятиэтажный дом с оконными переплетами крест накрест - улица Мневники, 5 – портовую таможню или пакгауз.

Первый  автокомбинат. https://pastvu.com
Первый автокомбинат. https://pastvu.com

С остановки, где Крош и с одноклассницей Майей ждут троллейбуса на нынешней площади маршала Бабаджаняна, можно заметить крыши деревенских домов на противоположной стороне шоссе – остатки деревни Мнёвники.

В эпизоде, когда практиканты рассматривают следы протекторов от «Победы» покупателей, приезжавших за ворованными запчастями, на заднем плане видны дома в районе нынешней улицы Зорге и два путепровода - старый 1908 года и новый, 1950-го.

Разборка на фоне школы  https://sun6-22.userapi.com/impg/_
Разборка на фоне школы https://sun6-22.userapi.com/impg/_

Разборка – прямо в стиле Тарантино - между стилягами, владельцами той самой «Победы», и Крошем с Вадимом происходит на пустынной 3-й Хорошёвской улице. С одной стороны белая стена пятиэтажного школьного здания - сейчас колледж малого бизнеса, бывшее ПТУ связи № 35, с другой – толстые трубы ТЭЦ-16, ее построили в 1955 году.