Это же так просто: включил станок/ принтер и сидишь на диване... ну или на складном стуле, как в одном из предыдущих постов, плюёшь в потолок, а чудо-техника сама за тебя всё делает.
А может, древние мастера всё-таки создавали свои шедевры с помощью ручных инструментов — зубил, скарпелей, свёрел? Ну нет, это же можно устать! Это же скучно, долго и трудно, я так не играю.
И всё-таки исследования говорят о том, что именно так и работали античные скульпторы: руками. И, конечно, головой. Анализу поверхностей статуй древнегреческого Парферона посвящена статья, вышедшая недавно в журнале Antiquity.
Вы, наверное, знаете, что древнегреческие статуи не всегда были мраморно-белыми. Когда-то они сияли живыми красками, ведь скульптуру в Древней Греции принято было расписывать. Хотя это известно уже давно, мы до сих пор не знаем, как точно выглядели эти изваяния, ведь время беспощадно к краске, и от неё почти ничего не осталось. Когда в эпоху Возрождения европейцы заново открыли для себя античную скульптуру, мастера, изготавливая копии древних статуй или подражая им, оставляли свои произведения белыми; никому и в голову не приходило, что может быть иначе. Более того, найденные статуи тщательно очищали, стремясь восстановить «первоначальную» белизну.
Примерно такой была судьба и статуй афинского Парфенона — храма, построенного в V веке до н.э. Украшавшие его скульптуры сильно пострадали от времени, и тому виной не только выветривание и вандализм, но и то, что со статуй снимали гипсовые слепки, не слишком церемонясь с ними. Значительную часть скульптур перевезли в Британию, для экспозиции в Лондоне.
Эти изображения, считающиеся вершиной древнего искусства, изучают до сих пор. Считалось, что на них не сохранилось ни остатков краски, ни следов инструментов древних скульпторов.
Но в 2008 году раставраторы музея Акрополя, где хранится часть скульптур, заметили на двух статуях сохранившийся кое-где зеленоватый краситель. Дальнейший анализ показал, что на поверхности многих статуй присутствует, пусть невидимый глазу, египетский синий — пигмент, получаемый из меди, один из древнейших, известных человеку.
Последовали другие исследования следов пигментов на этом памятнике. И вот вышла новая статья, посвященная анализу поверхности статуй из Парфенона, хранящихся в Британском музее.
Авторы публикации изучали статуи фронтона и фриза Парфенона с помощью современных хитрых методов, в том числе индуцированной люминесценции, которая выявляет следы египетского синего там, где, казалось бы, уже никаких пиментов не сохранилось. Затем три крошечные частицы красителя были взяты для анализа.
И та же методика визуализации помогла обнаружить на скульптурах следы инструментов. С них и начнём. Характер инструментов исследователи определяли, сравнивая обнаруженные отметины со следами, получающимися при работе современных скульпторов, использующих традиционные методы.
Итак, во-первых, найдены следы зубила. Обычно подобная черновая обработка не видна, поскольку её следы исчезают в результате дальнейшей работы скульпторов. Однако в нижней части статуй такие отметины сохранились. Местами видно, что следы черновой работы сглаживались с помощью зубчатого инструмента — троянки. А третий инструмент, следы которого удалось опознать — ручное сверло, которое активно использовали для удаления лишнего камня и для получения углублений.
Судя по следам, резчики использовали как минимум 3 сверла разного размера, диаметром 3–10 мм. Применялась техника, известная ещё в Древнем Египте: высверливался ряд отверстий, а затем перемычки между ними выбивались с помощью зубила. Для получения нужной глубины этот процесс повторялся многократно. При работе с мелкими деталями использовали более тонкие свёрла. В большинстве случаев последующая обработка стёрла следы сверлений, но в труднодоступных местах, например внутри складок "одежды", эти следы полностью удалять не стали.
Следы зубчатой троянки видны во многих местах, где этим инструментом сглаживали результаты работы сверла. Количество зубцов инструмента — от 5 до 7. Найдены и другие следы, например, от рашпиля, а также отверстия для крепления к статуям аксессуаров, например, браслетов и ожерелий.
Используя разные инструменты, резчики по камню стремились передать особенности материала, который они имитировали. А завершающим этапом было нанесение красителей.
Где же использовался египетский синий? В статье описано несколько наиболее любопытных примеров. Во-первых, это участок фронтона, имитирующий воду. Логично, что волны окрашены синим.
Во-вторых, змеиный хвост: в соответствии с древней традицией, змей и морских существ изображали синими. Видимо, в голубой цвет был окрашен и фон за скульптурными фигурами.
И, по-моему, самое интересное — это раскраска одежды, на которой выявлены большие участки синего цвета. При этом исследователи обнаружили что-то вроде декоративного рисунка на синем фоне: на накидке одной из фигур можно различить очертания согнутых человеческих ног, словно бы бегущих вправо; на другом участке видны вытянутая рука и нога в обуви. Интересно, что такой орнамент соответствует древним изображениям. Например, на одной вазе в Британском музее есть изображение богини Деметры в накидке, покрытой декоративными рисунками, среди которых — крылатые фигуры с согнутыми ногами. Поэтому исследователи полагают, что одежда этой скульптуры, вероятно, богини, была богато украшена орнаментами.
В других местах удалось обнаружить синий пигмент, смешанный с двумя белыми красителями — гипсом и ещё каким-то белым составом, содержащим фосфор.
А кроме того, в одном месте найдены ярко-фиолетовые частицы, вероятно, какого-то органического красителя. Это мог быть фиолетовый пигмент, извлеченный из морских улиток, но судя по химическому составу, это скорее какой-то другой краситель. «Расследование продолжается», — пишут исследователи.
Авторы отмечают, как цель использования синего пигмента, например, в складках одежды, могла быть разной. Это мог быть просто цвет одежды, но его также могли наносить, чтобы подчеркнуть глубину складок белого или цветного текстиля. Практика смешивания египетского синего с другими пигментами позволяла получить множество оттенков, в том числе телесно-коричневый для кожи, серый для оружия, фиолетовый для текстиля и так далее.
Древние художники сочетали разные способы обработки и окраски камня для передачи текстуры материала, который они имитировали. Сложные орнаменты, покрывавшие одежду, должны были подчеркивать божественный статус величественных фигур. Ярко раскрашенные скульптуры служили демонстрации величия древних Афин.
Примечательно, что скульптуры, судя по всему, окрашены со всех сторон, в том числе сзади — там, куда после их установки взгляд посетителя не мог проникнуть. К чему такая расточительность? Возможно, дело в том, что скульптура, как и сам храм, была посвящена богам, которые видят всё :) Другая возможная причина в том, что автор хотел впечатлить важных посетителей, наблюдавших за ходом создания статуй. А быть может, художник сам стремился выполнить работу целиком. Настоящий мастер не халтурит!
Автор текста — Александр Соколов. Источники.
🗿 Хотите поддержать проект? Подпишитесь: https://sponsr.ru/antropogenezru/
Вам также может быть интересно: