Найти тему
ПоУшиВКино

“Конкретный убийца” (2023, Totally Killer): Квантовая механика для начинающих

Оглавление

- Я думаю, вы могли бы занять время чем-нибудь более полезным, – заметила Алиса. – Сейчас оно тратится напрасно, так как вы загадываете загадки, на которые нет ответа.

- Если бы ты знала Время, как я его знаю, – произнёс Шляпник, – ты не говорила бы, что растрачивается оно. Время – он.

*Алиса в стране чудес, глава 7 “Безумное чаепитие"

***

Баннер к фильму “Конкретный убийца”
Баннер к фильму “Конкретный убийца”

Слэшер/фильм ужасов режиссёра Нахнатчки Хан (Nahnatchka Khan) напоминает “Дрянных девчонок” (2004, Mean Girls), “Назад в будущее” (1985, Back to the Future), “Крик” (1996, Scream), “Пятница, 13” (1980, Friday The 13th). Время идёт, и такое ощущение, что фильмы начинают опыляться друг другом.

Причём сценаристы этого и не скрывают. И это даже трогательно, что они создали это милое чудовище для молодёжи, напоминающее воспоминания людей, взрослевших в 80е годы. Этот фильм оказался не таким уж глупым, я всё ждала, в какой момент повествование переключится на бесцельное разделывание человеческих тел на отдельные части. Но, на самом деле, этого не произошло. Я предположу, что фишка этого слэшера заключается в том, что он несерьёзно обыгрывает “эффект Манделы”, который в сюжете как раз вскользь упоминается. По крайней мере, это интересная попытка порассуждать на тему времени, памяти и их симбиоза, что когда-то, когда нас не было, было лучше, чем сейчас. И это сделано в насмешливой форме, словно потешаются сами над собой. По сути, вспомнили всё и рассказали своими словами так, как себе эти события представили.

Сюжет

2023 год. Джейми живёт в Северном Верноне, скучном американском городке, в котором ничего не происходит. Единственное, что о нём можно рассказать, это тройное убийство трёх 16-летних девочек из школы North Vernon High School, произошедшее в 1987 году. Неустановленный по сей день убийца начал с 27 октября и делал это через каждые два дня, вплоть до Хэллоуина, убивая школьниц шестнадцатью ударами ножа.

В наши дни в канун Хэллоуина неожиданно убийца возвращается. Он убивает мать Джейми, а она дружила с той троицей, и единственная осталась жива. С помощью машины времени, которую создала подруга Джейми Амелия, девушка переносится в 1987 год, чтобы “сделать отмену”.

Джейми, главная героиня, отправилась из 2023 года в 1987
Джейми, главная героиня, отправилась из 2023 года в 1987

Справка о режиссёре фильма

Американская режиссёр с иранскими корнями Нахнатчка Хан (она дочь иммигрантов из Ирана) начинала как телевизионный сценарист и продюсер. До того, как она поступила в учебное заведение, она подметила, как скудно представлены национальности в киноисториях, будь то большое кино, будь то телевидение. Когда она поступила в Школу кинематографии при Университете Южной Калифорнии (USC’s School of Cinematic Art), она поставила себе целью в дальнейшем писать истории для телевидения, в которых фигурировали бы персонажи из разных культур.

Обучение в Школе подарило ей блестящую возможность завязать знакомства. Ей были доступны крупные компании для прохождения стажировки. Её первым опытом была работа в редакции National Lampoon. Это позволило ей изучить многие аспекты кинопроцесса, от написания сценария до продюсирования. Она ушла отсюда стажироваться далее прямо в Fox. Две этих компании дали ей опыт и связи, которые пригодились для быстрого старта удачной карьеры.

Сразу после получения диплома её деятельность забила игристым ключом: она приложила руку к сценариям ситкома “Малкольм в центре внимания” (Malcolm in the Middle) с Брайаном Крэнстоном, “Американский папаша” (American Dad) Сэта Макфарлейна, “Не верь су*** из квартиры 23” (Don't Trust the B--- in Apartment 23) с Кристен Риттер в главной роли. В последующей своей творческой деятельности ей удалось воплотить на экране этническое разнообразие. В 2015 году на канале ABC вышел снискавший в итоге популярность ситком “Трудности ассимиляции” (Fresh off the Boat), сюжет которого был основан на одноимённых мемуарах ресторатора, шеф-повара, бывшего адвоката и сына иммигрантов с Тайваня Эдди Квана (Eddie Huang) и рассказывал о тайваньско-американской семье, поселившейся во Флориде в 1990-х годах.

Мои мысли по фильму

Помимо того, что фильм издевается над настоящим и прошлым, он так же смело изобилует национальностями. Нахнатчки Хан здесь сдерживает обещание, данное себе в обогащении историй разными культурами. Есть тут и американцы, и европейцы, и темнокожие, и азиаты.

Настоящее тут, по мнению авторов, невозможно скучное и замкнутое. В городе ничего не происходит, приходится придумывать нелепые развлечения – начиная с экскурсий по местам, где нашли трупы девушек, убитых на Хэллоуин 35 лет назад, заканчивая этим же. Вот так скучно. Но и печально, потому что в этом прослеживается неадекватное отношение к смерти, словно это что-то коммерческое, особенно если учесть, что дом одной из погибших превратили в пиццерию, а местный журналист ведёт авторский подкаст Sweet 16 Killer.

Журналист Крис Дюбассаж водит экскурсии
Журналист Крис Дюбассаж водит экскурсии

Опираясь на негативный опыт, Пэм, мать главной героини, на всякий случай опекает дочь на полную катушку (на примере этого иллюстрируется что-то вечное и доброе – как забота родителей о своих детях). Она заставила её пройти курсы по самообороне, снабдила её перцовым баллончиком, подарила кристалл-оберег. Настоящее тут, правда, оставляет желать лучшего хотя бы и потому, что парк развлечений пришёл в полный упадок (если принять его за метафору, то она вполне говорящая).

Оттого прошлое, куда относит Джейми, главную героиню, выглядит “великолепно” (гротескно даже). 80ые получились свободными от бюрократии и условностей. Первый человек, с которым сталкивается Джейми, прибыв в парк развлечений Северного Вернона 1987 года и с музыкальным оформлением от Shocking Blue с песней “Venus”, это развесёлая женщина в облаке сигаретного дыма и сетующая, что девяностые вот-вот настанут, а она ещё крэк не попробовала. А, если учитывать, что в то время как раз-таки картель Медельин начал свои активные поставки белого порошка из Колумбии на территорию США, её замечание выглядит как тонкое подтрунивание над ситуацией. Десятилетие, в котором взрослела мать Джейми, продолжает её удивлять. Никто не задумался, что нужно проверить правдивость её слов, когда она сказала, что прибыла по обмену из Канады, её сразу приняли в классе, поверили, что она экстрасенс, а полицейские посмеялись, услышав, что убийцу можно найти по ДНК. Хотя этот анализ был открыт в 1984 году.

Люди предпочитали верить в экстрасенсорные способности незнакомки, чем попытаться вести себя уважительнее друг с другом. По тому, что открывается по мере раскручивания сюжетной линии, создаётся впечатление, что они вообще не старались строить человеческие отношения, сводя всё к веселью ради веселья, и на предложение вызвать полицию они отвечают, что любят Стинга. Шутка забавная, но опять же, сколько в ней злой иронии.

Хотя неизменным остаётся и то, что человек прячет себя настоящего под покровами. Это показано как минимум на примере Пэм, матери Джейми, которую в школьные годы называли Ведьма Северного Вернона. В одной из сцен раскрывается, что она на самом деле любила кинематограф, особенно научную фантастику (её коллекция полнится хитами мирового кинематографа – “Бегущий по лезвию”, “Робот-полицейский”, “Дюна”, “Терминатор”). Фантастика как жанр – это то, что не происходит в жизни, по крайней мере, в полной мере, как изложено автором, а в том, что Пэм смотрит научную фантастику, стоит подразумевать веру во что-то большее, что существует некое удивительное в приземлённой жизни. Даже в её вере в экстрасенсорные способности Джейми, которые она восприняла с каким-то детским восторгом, читаются внутренняя наивность и уязвимость.

Пэм Миллер в центре и её компания Мόльки
Пэм Миллер в центре и её компания Мόльки

Маска тоже выдаёт стремление человека к конспирации. “Маска” тут играет роль прямую и метафорическую. Даже размещение истории в праздник Хэллоуин играет на пользу этому элементу. Под маской убийцы скрывают своё истинное лицо, под “маской” люди прячут то, что может выдать в них слабую сторону и сделать их лёгкой мишенью для оскорблений, в праздник они позволяют себе выпустить демона, нарядившись в фантастический костюм – под покровом Хэллоуина никто не будет анализировать, что хотел сказать человек. Словом, жить вечно в маске судьба ….

Финальная часть фильма напоминает резкое столкновение активно движущегося объекта с препятствием. Из нелепых 80х Джейми снова выброшена в холодный 2023ий. Ей приходится узнать новые о себе вещи – всё, что изменилось. Её имя, семья, время. Финал тут остроумный, по моему мнению.

Выше я сказала, что этот новомодный слэшер/фильм ужасов похож на ряд старых фильмов. Но он их не копирует, он украшен чертами знакомых фильмов и умудряется быть собой, за что ему спасибо, раз смог так удивить.

Объясняю, чем “Конкретный убийца” сходится с теми фильмами.

Почему на “Дрянных девчонок”?

В молодёжной комедии 2004 года в школе North Shore High School заправляли три девочки, чья компания называлась "The Plastics" (в русском переводе их назвали “Баунти”). Новенькая в этой школе Кейди Херон стала объектом интереса для них, так как встала в противостояние с их главой Реджиной Джордж. В “Конкретном убийце” в школе North Vernon High School заправляют “The Mollies” (“Мόльки”), четыре девочки-фанатки американской актрисы, танцовщицы и певицы Молли Рингвольд (Molly Ringwald), звезды молодёжных комедий, популярных в начале 80х “Шестнадцать свечей” (1984, Sixteen Candles) и “Клуб “Завтрак” (1985, The Breakfast Club).

Почему на “Назад в будущее”?

Джейми Хьюз переносится в прошлое на 35 лет назад – из октября 2023 года в 27 октября 1987. Она пытается обезвредить маньяка, которого в её времени назвали Sweet Sixteen Killer. Параллельно с этим ей нужно не допустить сближения молодых версий её родителей, чтобы не нарушить имеющийся итог. В перемещении во времени ей помогает гениальная подруга Амелия, увлекающаяся квантовой механикой. Она работает над моделью машины времени, которую создаёт из старой фотобудки. В легендарном фильме Роберта Земекиса Марти Макфлай дружит с учёным Эмметом Брауном (доком Брауном), создавшим поточный конденсатор, ключевой элемент машины времени. Благодаря Доку Брауну Марти переносится из 1985 в 5 ноября 1955 года.

Почему на “Крик” и “Пятницу, 13”?

Люди в маске под Макса Хедрума
Люди в маске под Макса Хедрума

Маска. Во франшизе “Пятница, 13” это был Джейсон Вурхис в хоккейной маске (кроме первой части), в “Крик” – это была маска “Призрачное лицо”, стилизованная под кричащего человека с картины Эдварда Мунка. Здесь маска оживляет персонажа 1985 года – Макса Хедрума (Max Headroom), кто был представлен как первый ТВ-ведущий, сгенерированный компьютером. Жуткая улыбка и отсутствующий взгляд это подчёркивают, а выбрать именно его для слэшера 2023 года лучший ход. Созданный 38 лет назад, он сейчас идеально отражает лицо человека, застывшего над экраном смартфона.

***

- Машины нас всех убьют? – Нет, они будут влиять на сознание с помощью танцев в TikTok.