- Я думаю, вы могли бы занять время чем-нибудь более полезным, – заметила Алиса. – Сейчас оно тратится напрасно, так как вы загадываете загадки, на которые нет ответа.
- Если бы ты знала Время, как я его знаю, – произнёс Шляпник, – ты не говорила бы, что растрачивается оно. Время – он.
*Алиса в стране чудес, глава 7 “Безумное чаепитие"
***
Слэшер/фильм ужасов режиссёра Нахнатчки Хан (Nahnatchka Khan) напоминает “Дрянных девчонок” (2004, Mean Girls), “Назад в будущее” (1985, Back to the Future), “Крик” (1996, Scream), “Пятница, 13” (1980, Friday The 13th). Время идёт, и такое ощущение, что фильмы начинают опыляться друг другом.
Причём сценаристы этого и не скрывают. И это даже трогательно, что они создали это милое чудовище для молодёжи, напоминающее воспоминания людей, взрослевших в 80е годы. Этот фильм оказался не таким уж глупым, я всё ждала, в какой момент повествование переключится на бесцельное разделывание человеческих тел на отдельные части. Но, на самом деле, этого не произошло. Я предположу, что фишка этого слэшера заключается в том, что он несерьёзно обыгрывает “эффект Манделы”, который в сюжете как раз вскользь упоминается. По крайней мере, это интересная попытка порассуждать на тему времени, памяти и их симбиоза, что когда-то, когда нас не было, было лучше, чем сейчас. И это сделано в насмешливой форме, словно потешаются сами над собой. По сути, вспомнили всё и рассказали своими словами так, как себе эти события представили.
Сюжет
2023 год. Джейми живёт в Северном Верноне, скучном американском городке, в котором ничего не происходит. Единственное, что о нём можно рассказать, это тройное убийство трёх 16-летних девочек из школы North Vernon High School, произошедшее в 1987 году. Неустановленный по сей день убийца начал с 27 октября и делал это через каждые два дня, вплоть до Хэллоуина, убивая школьниц шестнадцатью ударами ножа.
В наши дни в канун Хэллоуина неожиданно убийца возвращается. Он убивает мать Джейми, а она дружила с той троицей, и единственная осталась жива. С помощью машины времени, которую создала подруга Джейми Амелия, девушка переносится в 1987 год, чтобы “сделать отмену”.
Справка о режиссёре фильма
Американская режиссёр с иранскими корнями Нахнатчка Хан (она дочь иммигрантов из Ирана) начинала как телевизионный сценарист и продюсер. До того, как она поступила в учебное заведение, она подметила, как скудно представлены национальности в киноисториях, будь то большое кино, будь то телевидение. Когда она поступила в Школу кинематографии при Университете Южной Калифорнии (USC’s School of Cinematic Art), она поставила себе целью в дальнейшем писать истории для телевидения, в которых фигурировали бы персонажи из разных культур.
Обучение в Школе подарило ей блестящую возможность завязать знакомства. Ей были доступны крупные компании для прохождения стажировки. Её первым опытом была работа в редакции National Lampoon. Это позволило ей изучить многие аспекты кинопроцесса, от написания сценария до продюсирования. Она ушла отсюда стажироваться далее прямо в Fox. Две этих компании дали ей опыт и связи, которые пригодились для быстрого старта удачной карьеры.
Сразу после получения диплома её деятельность забила игристым ключом: она приложила руку к сценариям ситкома “Малкольм в центре внимания” (Malcolm in the Middle) с Брайаном Крэнстоном, “Американский папаша” (American Dad) Сэта Макфарлейна, “Не верь су*** из квартиры 23” (Don't Trust the B--- in Apartment 23) с Кристен Риттер в главной роли. В последующей своей творческой деятельности ей удалось воплотить на экране этническое разнообразие. В 2015 году на канале ABC вышел снискавший в итоге популярность ситком “Трудности ассимиляции” (Fresh off the Boat), сюжет которого был основан на одноимённых мемуарах ресторатора, шеф-повара, бывшего адвоката и сына иммигрантов с Тайваня Эдди Квана (Eddie Huang) и рассказывал о тайваньско-американской семье, поселившейся во Флориде в 1990-х годах.
Мои мысли по фильму
Помимо того, что фильм издевается над настоящим и прошлым, он так же смело изобилует национальностями. Нахнатчки Хан здесь сдерживает обещание, данное себе в обогащении историй разными культурами. Есть тут и американцы, и европейцы, и темнокожие, и азиаты.
Настоящее тут, по мнению авторов, невозможно скучное и замкнутое. В городе ничего не происходит, приходится придумывать нелепые развлечения – начиная с экскурсий по местам, где нашли трупы девушек, убитых на Хэллоуин 35 лет назад, заканчивая этим же. Вот так скучно. Но и печально, потому что в этом прослеживается неадекватное отношение к смерти, словно это что-то коммерческое, особенно если учесть, что дом одной из погибших превратили в пиццерию, а местный журналист ведёт авторский подкаст Sweet 16 Killer.
Опираясь на негативный опыт, Пэм, мать главной героини, на всякий случай опекает дочь на полную катушку (на примере этого иллюстрируется что-то вечное и доброе – как забота родителей о своих детях). Она заставила её пройти курсы по самообороне, снабдила её перцовым баллончиком, подарила кристалл-оберег. Настоящее тут, правда, оставляет желать лучшего хотя бы и потому, что парк развлечений пришёл в полный упадок (если принять его за метафору, то она вполне говорящая).
Оттого прошлое, куда относит Джейми, главную героиню, выглядит “великолепно” (гротескно даже). 80ые получились свободными от бюрократии и условностей. Первый человек, с которым сталкивается Джейми, прибыв в парк развлечений Северного Вернона 1987 года и с музыкальным оформлением от Shocking Blue с песней “Venus”, это развесёлая женщина в облаке сигаретного дыма и сетующая, что девяностые вот-вот настанут, а она ещё крэк не попробовала. А, если учитывать, что в то время как раз-таки картель Медельин начал свои активные поставки белого порошка из Колумбии на территорию США, её замечание выглядит как тонкое подтрунивание над ситуацией. Десятилетие, в котором взрослела мать Джейми, продолжает её удивлять. Никто не задумался, что нужно проверить правдивость её слов, когда она сказала, что прибыла по обмену из Канады, её сразу приняли в классе, поверили, что она экстрасенс, а полицейские посмеялись, услышав, что убийцу можно найти по ДНК. Хотя этот анализ был открыт в 1984 году.
Люди предпочитали верить в экстрасенсорные способности незнакомки, чем попытаться вести себя уважительнее друг с другом. По тому, что открывается по мере раскручивания сюжетной линии, создаётся впечатление, что они вообще не старались строить человеческие отношения, сводя всё к веселью ради веселья, и на предложение вызвать полицию они отвечают, что любят Стинга. Шутка забавная, но опять же, сколько в ней злой иронии.
Хотя неизменным остаётся и то, что человек прячет себя настоящего под покровами. Это показано как минимум на примере Пэм, матери Джейми, которую в школьные годы называли Ведьма Северного Вернона. В одной из сцен раскрывается, что она на самом деле любила кинематограф, особенно научную фантастику (её коллекция полнится хитами мирового кинематографа – “Бегущий по лезвию”, “Робот-полицейский”, “Дюна”, “Терминатор”). Фантастика как жанр – это то, что не происходит в жизни, по крайней мере, в полной мере, как изложено автором, а в том, что Пэм смотрит научную фантастику, стоит подразумевать веру во что-то большее, что существует некое удивительное в приземлённой жизни. Даже в её вере в экстрасенсорные способности Джейми, которые она восприняла с каким-то детским восторгом, читаются внутренняя наивность и уязвимость.
Маска тоже выдаёт стремление человека к конспирации. “Маска” тут играет роль прямую и метафорическую. Даже размещение истории в праздник Хэллоуин играет на пользу этому элементу. Под маской убийцы скрывают своё истинное лицо, под “маской” люди прячут то, что может выдать в них слабую сторону и сделать их лёгкой мишенью для оскорблений, в праздник они позволяют себе выпустить демона, нарядившись в фантастический костюм – под покровом Хэллоуина никто не будет анализировать, что хотел сказать человек. Словом, жить вечно в маске судьба ….
Финальная часть фильма напоминает резкое столкновение активно движущегося объекта с препятствием. Из нелепых 80х Джейми снова выброшена в холодный 2023ий. Ей приходится узнать новые о себе вещи – всё, что изменилось. Её имя, семья, время. Финал тут остроумный, по моему мнению.
Выше я сказала, что этот новомодный слэшер/фильм ужасов похож на ряд старых фильмов. Но он их не копирует, он украшен чертами знакомых фильмов и умудряется быть собой, за что ему спасибо, раз смог так удивить.
Объясняю, чем “Конкретный убийца” сходится с теми фильмами.
Почему на “Дрянных девчонок”?
В молодёжной комедии 2004 года в школе North Shore High School заправляли три девочки, чья компания называлась "The Plastics" (в русском переводе их назвали “Баунти”). Новенькая в этой школе Кейди Херон стала объектом интереса для них, так как встала в противостояние с их главой Реджиной Джордж. В “Конкретном убийце” в школе North Vernon High School заправляют “The Mollies” (“Мόльки”), четыре девочки-фанатки американской актрисы, танцовщицы и певицы Молли Рингвольд (Molly Ringwald), звезды молодёжных комедий, популярных в начале 80х “Шестнадцать свечей” (1984, Sixteen Candles) и “Клуб “Завтрак” (1985, The Breakfast Club).
Почему на “Назад в будущее”?
Джейми Хьюз переносится в прошлое на 35 лет назад – из октября 2023 года в 27 октября 1987. Она пытается обезвредить маньяка, которого в её времени назвали Sweet Sixteen Killer. Параллельно с этим ей нужно не допустить сближения молодых версий её родителей, чтобы не нарушить имеющийся итог. В перемещении во времени ей помогает гениальная подруга Амелия, увлекающаяся квантовой механикой. Она работает над моделью машины времени, которую создаёт из старой фотобудки. В легендарном фильме Роберта Земекиса Марти Макфлай дружит с учёным Эмметом Брауном (доком Брауном), создавшим поточный конденсатор, ключевой элемент машины времени. Благодаря Доку Брауну Марти переносится из 1985 в 5 ноября 1955 года.
Почему на “Крик” и “Пятницу, 13”?
Маска. Во франшизе “Пятница, 13” это был Джейсон Вурхис в хоккейной маске (кроме первой части), в “Крик” – это была маска “Призрачное лицо”, стилизованная под кричащего человека с картины Эдварда Мунка. Здесь маска оживляет персонажа 1985 года – Макса Хедрума (Max Headroom), кто был представлен как первый ТВ-ведущий, сгенерированный компьютером. Жуткая улыбка и отсутствующий взгляд это подчёркивают, а выбрать именно его для слэшера 2023 года лучший ход. Созданный 38 лет назад, он сейчас идеально отражает лицо человека, застывшего над экраном смартфона.
***
- Машины нас всех убьют? – Нет, они будут влиять на сознание с помощью танцев в TikTok.